ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

Новый формат местного самоуправления: реформа политической и экономической модели

Российским городам следует передать часть налогов более высокого уровня. Это позволит формировать бюджеты развития и сделает муниципалитеты точками роста, считают эксперты

Москва. 21 апреля. INTERFAX.RU - Городам в рамках законопроекта о реформе местного самоуправления необходимо передать часть поступлений от налогов, чтобы у них был стимул развивать собственные регионы, считает исполнительный директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов.

"Есть маленькие городские поселения - 10 - 15 тыс. человек. Это, по сути, те же сельские поселения, они не могут исполнить весь объем полномочий, а есть городские поселения, которые могут быть точками роста. Применительно к городам мы предлагаем некоторый пересмотр в части налоговых и неналоговых доходов, в частности, речь идет о налогах, которые связаны с малым бизнесом, чтобы у муниципалитета была конкретная задача развивать бизнес на своей территории", - сказал Н. Миронов на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в понедельник.

По его словам, в частности, предлагается передать городам федеральную часть налога на прибыль со ставкой 2%.

"Кроме того, налог на имущество организаций традиционно в мире находится у муниципалов. Он редко бывает федеральным, редко бывает только региональным. Это в том числе нежилая недвижимость, то, что влияет на состояние территорий. И упрощенная система налогообложения", - сказал он.

Н. Миронов отметил, что предлагается для разных видов муниципальных образований сделать гибким регулирование полномочий, "чтобы можно было перераспределять полномочия с учетом ситуации на местах".

Он пояснил, что сейчас "объем местного бюджета определяется на федеральном уровне на один год. Получается, что планировать на будущее развитие территории невозможно - только на один и на три года вперед в рамках местного бюджета, и то неизвестно, сколько получат муниципальные образования. В рамках существующей модели этого не происходит", - сказал он.

Председатель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко отметил, что оптимально один депутат должен представлять 5 - 7 тыс. населения.

"Таким образом мы можем определить не только административные полномочия, а будем иметь возможность оценить реального политика - не политикана, не популиста, а человека, который понимает проблемы и способен донести мнение населения до представительного органа и дать обратную связь", - подчеркнул он.

В. Тимченко также отметил, что планово-рыночная экономика позволит формировать бюджеты развития и планировать развитие экономики независимо от типа муниципальных образований.

Заместитель исполнительного директора фонда "Институт социально-экономических и политических исследований" Александр Пожалов отметил, что в переходных положениях к законопроекту о реформе местного самоуправления необходимо продлить на полгода сроки полномочий городских дум в 2014 году, "чтобы, если есть запрос на осуществление реформы, можно было спокойно доработать свой срок и провести выборы спокойно в 2015 году".

Также, по его словам, регионам следует предоставить возможность самим определять, избирается ли глава городской думы населением или он избирается из состава депутатского корпуса путем непрямых выборов.

"Таким образом мы сохраняем институт сити-менеджеров, а глава представительного органа выбран либо населением, либо из депутатов", - пояснил он.

Ранее сообщалось, что 15 апреля законопроект "О внесении изменений в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" был принят Госдумой в первом чтении.

Данный законопроект создает двухуровневую модель местного самоуправления в крупных городских округах. Автором законодательной инициативы выступила группа депутатов Госдумы и сенаторов.

В проекте закона отмечается, что "в крупных городах общегородская муниципальная власть, имеющая значительные материальные и финансовые ресурсы, отдалена от населения, поэтому нередко оказывалась малоэффективна для обеспечения жизнедеятельности населения, ее деятельность сопровождалась коррупционными скандалами, нецелевым использованием бюджетных средств, сомнительной приватизацией муниципального имущества".

Исправить ситуацию предлагается путем распространения двухуровневой модели организации местного самоуправления на крупные городские округа. Для этого вводятся два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район.

Кроме того, данная инициатива предполагает отмену прямых выборов глав крупных городов с районным делением. Они будут выбираться из состава депутатов и возглавлять городские думы, а за хозяйственную часть будут отвечать сити-менеджеры.

Проблему сити-менеджеров, по мнению В. Тимченко, не следует политизировать. "Это проблема подготовки профессиональных управленцев для работы в органах местного самоуправления. Там, где этим занимаются давно и всерьез, например, в Тюменской, Тульской областях, этой проблемы не существует. Сити-менеджеры прекрасно взаимодействуют с избранными руководителями муниципалитетов, и никто не тянет одеяло на себя", - сказал В. Тимченко.

Для решения вопроса нужно четко разделить полномочия - конкретизировать характер и направления работы исполнительной и представительной власти на местах и высших должностных лиц соответствующих органов, считает депутат Госдумы.

"Председатель представительного органа - политик. У руководителя администрации, сити-менеджера, совсем другой функционал, другие задачи. Самое главное качество для него - профессионализм", - сказал он.

В муниципальной реформе надо предусмотреть переходный период для ее поэтапного осуществления, считают в руководстве "Единой России".

Пресс-центр

Фотогалереи