ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 06:36

Модель для промсборки

В России теперь хотят производить в режиме промсборки не только автомобили, но и комбайны с тракторами. Но то, что сработало для одной отрасли машиностроения, в другой сталкивается с проблемами. Иностранцы готовы собирать, но нормальных комплектующих у нас нет, и потому ребром встает проблема рентабельности

Модель для промсборки
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 25 сентября. IFX.RU - Режим промышленной сборки автомобилей, позволяющий беспошлинно ввозить комплектующие при условии локализации производства, вопреки прогнозам скептиков, принес плоды. По крайней мере, в отрасли появилась здоровая конкуренция, а на дорогах - больше качественных и безопасных машин. Перенести опыт Минпромторг теперь хочет и на производство тракторов и комбайнов. Иностранцы встретили эти планы позитивно. Пакет документов еще только передан на согласование заинтересованным министерствам, а ряд зарубежных производителей техники уже объявили о готовности воспользоваться преференциями.

Дошли руки

Строго говоря, распространить промсборку на тракторы и комбайны предполагалось еще в 2006 году, когда было принято постановление об этом режиме в автопроме. Однако документы были подготовлены только этим летом. В августе Минпромторг направил их на согласование в Минэкономразвития и Минфин. Проекты предполагают обнуление пошлин на импорт в Россию целого ряда компонентов для производства зерно- и силосоуборочных комбайнов, а также введение ставки в размере от нуля до 5% на импорт компонентов для тракторов.

Нулевые пошлины предлагается, в частности установить на импортируемые трубки и шланги из резины, покрышки, двигатели внутреннего сгорания, цифровые панели управления. Пошлину в размере 5% предлагается установить на фитинги для труб, скрученную проволоку, винты, болты и гайки из черных металлов, аппаратуру для защиты электроцепей. Сейчас пошлина на этот вид товаров составляет 10-15%.

Ввозимые компоненты предлагается облагать льготной ставкой, в случае если они импортируются для сборки комбайнов и тракторов на условиях соглашений о промсборке. Их с компаниями-производителями будет заключать Минэкомразвития после согласования с Минпромторгом. В соглашении, в частности, должен быть указан перечень, количество и стоимость импортируемых компонентов, а также план-график выхода на проектную мощность с разбивкой по годам.

Собственно "промышленной сборкой" считается серийный выпуск не менее 1 тыс. новых комбайнов или тракторов в год при работе в 2 смены. При этом компании, получившие право льготного ввоза компонентов, в течение 1,5 лет с момента подписания соглашения (для действующих предприятий, в течение 2,5 лет - для создаваемых), должны организовать на предприятии выпуск рамы и кабины. Производители комбайнов также в течение 3,5 лет должны освоить выпуск площадок техобслуживания и доступа оператора в кабину, каркасов жаток, наклонных камер, а также молотилок, бункера (при их наличии в конструкции комбайна).

Одновременно в течение 3,5 лет после подписания соглашения производители комбайнов должны сократить ввоз двигателей, коробок передач или мостов (на выбор) не менее чем на 10%. В дальнейшем, в срок до 5 лет после подписания соглашения, их ввоз должен быть уменьшен еще на 10%, в срок до 6 лет - еще на 10%. Такой регламент предлагается применять, в том числе, и для производств, расположенных в особых экономических зонах.

Производители тракторов в течение 2 лет после организации их сборки должны отказаться от ввоза двигателей, коробок передач или мостов (на выбор), а импорт оставшихся заявленных компонентов уменьшить на 10% в срок до 3,5 лет после подписания соглашения и еще на 10% - в срок до 4,5 лет (и по 20% - для производств, расположенных в ОЭЗ).

Соглашение с производителями комбайнов заключается на срок до 7 лет. Соглашение по промсборке тракторов заключается на срок до 7 лет - в случае создания производства в течение 1,5 лет, и на срок до 8 лет - при создании производства в течение 2,5 лет. Планируется, что соглашения для организации промышленной сборки тракторов должны быть заключены до 24 июня 2012 года.

Цепная реакция

Сколько времени потребуется на согласование проектов о промсборке, пока сказать трудно, однако участники рынка уже сделали выводы. За последний месяц сразу три иностранных производителя техники заявили о своих проектах.

В августе сборку зерноуборочных комбайнов из компонентов итальянской Laverda на мощностях башкирского "НефАЗа" (входит в группу "КАМАЗ") запустил концерн AGCO. В 2009 году здесь планируется выпустить первые 20 машин. В дальнейшем возможна сборка колесных тракторов и навесного оборудования. Проект предусматривает локализацию производства до 80%: узлы и детали будут выпускать "НефАЗ" и еще 5 предприятий Башкирии. "Замечательный режим. Его давно надо было вводить", - заявил "Интерфаксу" директор по развитию ООО "АГКО Машинери" Михаил Народицкий. AGCO готова подать заявку на промсборку комбайнов на "НефАЗе", сказал он.

31 августа совет директоров John Deere одобрил инвестпроект, предусматривающий строительство завода в России. Производство тракторов и комбайнов, лесозаготовительных машин, а также строительной техники (погрузчиков, экскаваторов и грейдеров) будет располагаться в Подмосковье, рядом с аэропортом "Домодедово". Сумма инвестиций в проект поставит порядка $125 млн, запуск производства запланирован в I квартале 2010 года. Официальный представитель John Deere Андрей Рогов также заявил "Интерфаксу", что деятельность предприятия будет базироваться на модели "промышленной сборки".

14 сентября серийную сборку тракторов мощностью 165-270 л.с. начал в Подмосковье и итальянский концерн Same Deutz-Fahr (SDF). Для реализации проекта SDF создал совместное предприятие со своим российским дистрибьютором - фирмой "Евроагропоставка" (SDF в СП принадлежит 75%). До конца года компания планирует собрать 80 машин, проектная мощность - 2 тыс. тракторов. Кроме того, с 2010 года SDF хочет начать здесь выпуск комбайнов и со временем довести их производство до 500 шт. в год. Инвестиции в проект превысят 20 млн евро. Исполнительный вице-президент SDF по продажам, маркетингу и постпродажному обслуживанию Андреа Бедости заявил, что компания хочет локализовать производство в России, чтобы "иметь доступ к специальным формам государственного финансирования, а также преференциям, предоставляемым российским правительством".

Готов воспользоваться преимуществами режима промсборки и германский CLAAS. Свой завод в Краснодаре стоимостью 20 млн евро компания ввела в эксплуатацию еще в 2005 году. В прошлом году, вдобавок к выпускаемым комбайнам, CLAAS запустил на нем пробную сборку тракторов. Гендиректор ООО "Клаас Восток" Сергей Пеннер заявил "Интерфаксу", что компания хотела бы подать заявку на промсборку техники на краснодарском заводе. "На комбайны будет точно", - уточнил он.

Единственное, что смущает в проекте потенциальных претендентов на промсборку - завышенные требования к выпуску комбайнов. Они завышены как минимум вдвое, сходятся во мнении западные производители. По оценкам М.Народицкого, 500 машин в год - это порог по промсборке комбайнов в России для одной компани. "У AGCO в мире 3 завода по производству комбайнов (итальянская Laverda, датский Randers и американский Hesston), и каждый из них производит не более 1 тыс. машин. Эти компании производят (технику) в том числе - для России и Европы", - поясняет он.

С.Пеннер тоже считает "абсолютно неадекватным" требование производить в режиме промсборки 1 тыс. комбайнов. "Потенциал российского рынка комбайнов - 6-7 тыс. машин. В мире есть 4 самых крупных поставщика (John Deere, CLAAS, AGCO и Case New Holland). Если (они - ИФ) сюда зайдут, то закроют почти весь рынок - чтобы уложиться в те цифры, которые сейчас предлагаются. То есть на этом можно закрывать "Ростсельмаш"?", - размышляет он (в июне глава РСМ Валерий Мальцев говорил о планах выпуска в 2009 году 4,6 тыс. комбайнов).

В плюс к тому С.Пеннер призывает определиться и с методикой оценки локализации. "В Европе мы считаем с учетом работы, вложенной в машину, а здесь считается только деталь, закупленная в другом месте. По европейским меркам мы запросто достигнем 30%, по российским - я пока не берусь ответить", - сказал он. "Мы не в страхе и не в ужасе от документа. Мы хотим, чтобы там не было пунктов, которые исключают (его целесообразность)", - уточняет свою позицию глава "Клаас Восток".

Полузащитники

Теоретически получить преференции в рамках режима промсборки могут и российские производители техники. Но у отечественных машиностроителей реакция пока иная. Крупнейший в стране производитель комбайнов - "Ростсельмаш" (РСМ) - не поддерживает введение режима промсборки сельхозтехники в России. "Мы написали в своем заключении, что нам это неинтересно и невыгодно. Считаем неправильной идею промсборки комбайнов, и в отношении тракторов тоже надо дорабатывать", - заявил на минувшей неделе журналистам председатель совета директоров холдинга "Новое содружество" (владелец РСМ) Константин Бабкин.

"Ростсельмаш" смущает положение о том, что если фирма достигает в РФ локализации 30%, то ее техника автоматически признается российской и входит в программу госсубсидирования. "Мы считаем, что это не создает стимулов реально инвестировать в производство, потому что, судя по автопрому, эти обещания выполняются не всегда, и только за обещания давать преференции не совсем правильно", - сказал К.Бабкин. Обнулением пошлин в рамках режима промсборки правительство "подрубает своих производителей комплектующих", отметил он, уточнив, что сам "Ростсельмаш" поставляет из-за рубежа лишь 25% своих комплектующих.

"Надо регулировать пошлины, но это отдельная работа, которой надо заниматься вдумчиво, а не так, чтобы обнулить все", - предложил К.Бабкин. Вероятно, глава "Нового содружества" имел в виду инициативы, похожие на февральские решения правительства, которое временно (на 9 месяцев) обнулило импортные пошлины на ряд компонентов для сборки техники в России, в том числе - и тракторов. В число таких компонентов тогда попали наиболее дорогостоящие компоненты, например, двигатели объемом не менее 2,8 тыс. куб. см. Срок действия пошлин истекает в конце года.

Реакция российских производителей понятна, говорит топ-менеджер одной из западных компаний. Зарубежные концерны до кризиса ввозили в Россию 3 тыс. комбайнов (по данным на 2008 год) - количество импортной техники на рынке приближалось к половине, объясняет он. Впрочем, в случае с "Ростсельмашем" понятна хотя бы позиция. Выяснить мнение крупнейшего в стране производителя тракторов и комбайнов - концерна "Тракторные заводы" (КТЗ), вообще не удалось: на запросы агентства в КТЗ так и не ответили.

Дьявол в деталях

Позиция позицией, а то, что реально может сорвать идею промсборки - это отсутствие российских поставщиков компонентов, с помощью которых предстоит развивать локализацию. Точнее, поставщики есть, но их продукция иностранцев не устраивает. "Возможно, когда качество будет высокое, мы сможем воспользоваться их услугами", - выразил журналистам надежду региональный менеджер SDF по продажам и послепродажному обслуживанию Марко Стоянович. Но его коллега А.Бедости тут же дал понять, что куда проще заходить, например, на рынок Индии, где уже существует цепочка поставщиков, и локализация может достигать 90%.

По оценкам М.Народицкого, в России современные компоненты способны делать лишь каждая двадцатая компания. "Казалось бы, простое изделие - чугунная отливка, и то мы не смогли найти производителя", - привел пример топ-менеджер. Та же проблема и у CLAAS. По словам С.Пеннера, по приходу в РФ компания работала более чем со 250 местными поставщиками. Сейчас их только 9. Да и те "в любой момент могут отвалиться: начинается первая партия нормальная, а серия уже неправильно пошла". "Мы каждый раз убеждались, что если все (у поставщика) не сделать самому, эффект будет нулевой", - сетует глава "Клаас Восток".

Вопрос не в рентабельности производства комбайнов, а в рентабельности производства комплектующих, резюмирует М.Народицкий: "На коленке" детали делать невозможно - оборудование дорогое, и ему нужна загрузка. В итоге способные делать хорошо говорят - "дайте объемы", а у согласившихся на маленькие объемы очень низкое качество".

К перспективам скорого появления "продвинутых поставщиков" участники рынка относятся скептически. По крайней мере, в автопроме проблема с ними не решена до сих пор. "У нас проблемы в компонентной базе. 95% (российских) производителей комплектующих по технологии и качеству не соответствуют (мировым стандартам)", - заявлял в июне глава департамента инвестполитики Минэкономразвития Дмитрий Левченков. Чиновники надеются, что соглашения о промсборке начнут заключать и производители компонентов. Но по состоянию на начало лета таких было лишь 31.

Скорее всего, иностранным производителям тракторов и комбайнов, как и раньше, придется решать проблему с поставщиками самостоятельно. Рабочие варианты есть. Например, кооперация с российскими производителями. У того же AGCO во Владимире уже есть совместное предприятие с КТЗ, выпускающее двигатели. По сути, оно уже работает в режиме автомобильной промсборки. "КАМАЗ" локализует двигатели", - приводит свой пример С.Пеннер. "Это большой бы скачок был: (двигатель) составляет 10-15% от стоимости машины, иногда больше", - считает он, но опять же уточняет, что смотрит "на 3 года вперед".

Другой вариант - самим приводить с собой мировых производителей компонентов. Но и он упирается в объемы производства. "Есть большое количество желающих, все говорят - дайте объемы. 500 комбайнов есть смысл собирать, но, например, для литейного предприятия изготовить 500-600 шкивов в год - это очень маленькая партия", - говорит М.Народицкий.

Есть идея коллективно развивать интермодальных поставщиков. "Условно говоря, если AGCO и John Deere здесь сделают производство, и будут заказывать комплектующие на одном и том же заводе тоже иностранного производителя, наверное, мы наберем более-менее нормальные объемы", - поясняет М.Народицкий. "Но насколько это понравится компаниям-конкурентам - не знаю", - тут же отмечает он.

Для решения вопроса с поставщиками у западных компаний, в соответствии с подписанными соглашениями, будет 3-4 года. Решать эти проблемы компании готовы. Смущает пока только политика российского правительства в отрасли. "Из-за указаний не финансировать закупку западной техники в этом году в Россию пока только 900 иностранных тракторов ввезено, а завозилось 3-5 тыс. (при совокупных продажах 20-30 тыс. машин). Какую компанию вы заставите задуматься (о промсборке в России)?", - задается риторическим вопросом С.Пеннер.

Внятная политика государства в отрасли - даже, пожалуй, главное, с чем нужно будет определиться кабинету министров перед тем, как вводить в стране режим промсборки тракторов и комбайнов. Остальное, судя по заявлениям мировых лидеров отрасли, дело техники.

Новости по теме

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });