ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

Главная проблема автокредитов

Российский рынок автокредитования динамично растет, причем острая конкуренция между банками приводит к смягчению требований к заемщикам

Главная проблема автокредитов
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 23 апреля. INTERFAX.RU - Российский рынок автокредитования, который оценивается в $17 млрд, набирает все большие обороты и уже опережает по темпам роста автомобильный рынок. Эксперты считают, что тенденция роста сохранится как минимум в ближайшие 2-3 года. О том, какие тенденции наблюдаются на этом рынке, "Интерфаксу" рассказали специалисты по автокредитованию российских банков.

Что происходит сейчас

По словам члена правления, руководителя дирекции по работе с физическими лицами Райффайзенбанка Романа Воробьева, на данный момент процент приобретаемых в кредит автомобилей составляет порядка 40% от общего количества реализованных, и этот показатель продолжает расти. В первую очередь этому способствуют рост доходов населения, доступность кредитов, а также расширение продуктовых линеек, предлагаемых банками.

Заместитель начальника управления автокредитования департамента розничного бизнеса банка ВТБ 24 Алексей Токарев отметил, что наиболее популярной на рынке остается классическая программа автокредитования, которая занимает 45% рынка. На втором месте по популярности идет экспресс-кредитование. Доля таких программ, как факторинг, buy-back, лизинг и другие, суммарно составляет не более 16%. Также он отметил, что основной объем продаж на рынке приходится на автомобили средней ценовой категории стоимостью $10-20 тысяч.

Перспективы

Так как доходность по программам автокредитования ниже, чем по другим розничным кредитным продуктам, в связи с высокой конкуренцией между банками, а также вследствие выхода на рынок автокредитования банков крупных автоконцернов, некоторые банки закрыли программы автокредитования и переключились на другие продукты. Однако участники рынка настроены оптимистично и прогнозируют стремительный рост рынка в нынешнем году, а также появление новых программ и продуктов.

Начальник управления розничного бизнеса МДМ-банка Анатолий Крайников в 2008 г. прогнозирует 17%-ный рост рынка, что составит $26,4 миллиардов.

Начальник автокредитования Промсвязьбанка Иван Ивкин считает, что в первой половине 2008 г. от банков стоит ожидать коррекции условий действующих программ под новые условия межбанковского кредитования, ставшие следствием кризиса ликвидности. "В дальнейшем мы ожидаем от банков вывода на рынок новых продуктов, более активного развития услуг trade-in, более системной работы на вторичном рынке автомобилей. Кроме того, довольно ожидаемой тенденцией является продолжение выхода на российский рынок иностранных банков", - сказал он.

Заместитель директора департамента розничного кредитования Бинбанка Антон Рудь считает, что одним из главных событий на рынке автокредитования в 2008 г. может стать открытие нескольких банковских подразделений иностранных автопроизводителей. Тойота Банк и Мерседес-Бенц Банк Рус уже осуществляют предоставление кредитов на покупку автомобилей. Также объявили о намерении открыть свои банковские подразделения в России Renault-Nissan, BMW. На Западе данная практика распространена повсеместно - порядка 70% автокомпаний продают автомобили через собственные банки.

Кроме того, одной из тенденций рынка в 2008 г. Рудь считает рост спроса на новые автомобили иностранного производства и одновременное снижение объемов спроса на новые отечественные автомобили в связи с повышением доходов населения и улучшением качества жизни. Одним из основных факторов уменьшения доли продаж автомобилей отечественного производства, помимо увеличения уровня доходов и улучшения качества жизни, является стремительное увеличение объема продаж автомобилей китайского производства (находящихся в одной ценовой категории с новыми отечественными автомобилями), которые к концу 2010 года могут занять значительную долю в сегменте продаж иностранных автомобилей в РФ, отметил он.

Подержанные авто

На рынке кредитования подержанных автомобилей банки проявляют невиданную активность: снижают размер комиссий, процентных ставок, увеличивают сроки кредитования и возраст авто. Воробьев отмечает, что такой вид кредита становится весьма популярным. Услуга пользуется спросом в Москве и северной столице, и ее популярность вскоре может распространиться на регионы, отмечает он. Учитывая, что средний срок пользования автомобилем одним владельцем составляет 3-4 года, можно ожидать, что через 1,5-2 года последует волна спроса именно на эти машины.

Ивкин обращает внимание на то, что готовность банков предоставлять кредиты на подобные автомобили ниже, чем готовность работать с рынком новых автомобилей. Это связано в первую очередь с более высокими рисками на данном рынке и более низким качеством залогов, говорит он. С другой стороны, на рынке прослеживаются тенденции по укрупнению игроков рынка вторичных автомобилей, что делает рынок цивилизованным и снижает риски банков. Однако, по различным оценкам, до 80% сделок на данном рынке совершаются напрямую между физическими лицами. Таким образом, данному рынку еще есть куда развиваться, заключил эксперт.

Проблемы

Система автокредитования развивается очень быстро, высокие темпы роста этой отрасли провоцируют избыточный спрос на рынке новых авто. Многие дилеры уже столкнулись с дефицитом машин, очередь на которые растянулась на несколько месяцев. Руководитель департамента партнерских программ BSGV Алексей Костышин отмечает, что на российский рынок иностранные производители выделяют квоты, что, к сожалению, не всегда соответствует спросу, а быстро нарастить производство не позволяют долгосрочные планы развития. Невозможность быстро купить желаемую модель автомобиля заставляет потребителей либо переключаться на другие, более дорогие марки машин, либо покупать интересующие их модели в максимальной комплектации, что ведет к дополнительным расходам и увеличивает размер кредитов, говорит он. Важнее всего для автосалонов - скорость принятия решений по кредитам.

Одной из самых острых проблем на рынке автокредитования эксперты единогласно признают невозвраты по кредитам. При этом банки сталкиваются как с недобросовестным подходом клиентов, так и со сложными схемами мошенничества. По расчетам экспертов рынка, среди клиентов, ни разу не вносивших плату за кредит, доля мошенников может достигать 50%, комментирует ситуацию начальник отдела автокредитования Банка Москвы Анна Боговалова. Наряду с проблемой невозвратов существует и острая конкуренция между банками, борьба за клиентов. Поэтому банки стараются смягчить требования к заемщикам. Проблема с невозвратами не решается ужесточением требований к заемщикам, которое вполне может привести к тому, что потенциальные благонадежные клиенты обратятся в другую кредитную организацию, подчеркивает эксперт.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });