ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

Задний ход налогов

Администрация президента РФ под давлением общественного мнения выступила против удвоения ставки транспортного налога. Законодателям поручено доработать закон и исключить из него норму о повышении ставок. Как оказалось, казус с законом вышел из-за его разночтения властями и регионами

Задний ход налогов
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 17 ноября. IFX.RU - Автолюбители могут праздновать победу. Власти не решились на удвоение транспортного налога с 2010 года. Из администрации президента дана команда отыграть обратно и исключить повышение ставки налога. "Единая Россия", давшая закону путевку в жизнь, а теперь озаботившаяся чаяниями народа, кивает на жадных до налогов региональных руководителей.

Напомним, Госдума в пятницу приняла законопроект, увеличивающий вдвое ставку транспортного налога с 2010 года, причем "за" проголосовали только депутаты "Единой России". И спустя всего два дня спикер нижней палаты парламента, председатель высшего совета партии "Единая Россия" Борис Грызлов резко дал "задний ход". В понедельник вечером он вдруг заявил, что это решение требует пересмотра и сенаторам было рекомендовано вернуть закон на доработку в Госдуму.

Во вторник Борис Грызлов объяснял, что, мол, не просчитали в полной мере возможную реакцию региональных властей на предоставленные законом возможности. Он обратил внимание журналистов на то, что данный налог взимается именно в субъектах РФ в соответствии с установленным "коридором". Однако в ходе изучения ситуации по возможному применению новой нормы, инициатором которой было правительство РФ, "единороссы" пришли к выводу, что есть определенное непонимание со стороны некоторых субъектов Федерации, отметил спикер.

Как пояснил Б.Грызлов, в некоторых регионах удвоение базовой ставки транспортного налога восприняли как необходимость автоматически увеличить в два раза действующий сейчас в регионах соответствующий налог. Именно это "разночтение", как утверждает спикер Госдумы, и побудило партию вернуться к ранее принятому решению и пересмотреть его.

При этом, по его словам, решение отказаться от повышения ставки транспортного налога, было принято партией самостоятельно на базе консультаций с рядом регионов РФ и общественных организаций. Консультации в первую очередь велись с рядом Законодательных собраний субъектов РФ, а также с Союзом пенсионеров, Всероссийским советом муниципальных образований, Союзом автомобилистов. И это, подчеркнул он, были достаточно широкие консультации.

"Думаю, что такое решение было правильным - вернуться к прежней базовой ставке транспортного налога и предоставить субъектам достаточно широкие рамки действий по уменьшению или увеличению этой базовой ставки", - подчеркнул спикер. Правда, почему осознание итогов консультаций произошло только после принятия законопроекта в третьем чтении, остается непонятным.

Еще одна причина странных метаморфоз с законом об удвоении транспортного налога кроется в отношении администрации президента РФ к не очень своевременным инициативам правительства и фракции "Единая Россия". Первое, несмотря на крайне негативное отношение общества инициировало поправки, а вторая взяла под козырек и приняла внесенные инициативы.

Глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин сообщил, что на совещании администрации законодателям было рекомендовано пересмотреть решение о повышении ставки транспортного налога.

"В последние дни и недели развернулась широкая, интенсивная дискуссия вокруг законопроекта, который вносит изменения в налоговый кодекс в части транспортного налога", - заявил он, отвечая на вопрос журналистов. Глава администрации президента отметил, что "российские граждане, автолюбители, профессиональные водители, общественные организации высказались против повышения ставки транспортного налога".

"С учетом этого обстоятельства и поручения президента вчера в администрации президента было проведено совещание с участием представителей федеральных органов исполнительной власти руководителей фракции "Единая Россия", членов Совета Федерации. Признано нецелесообразным повышать ставку транспортного налога, и рекомендовано законодателям пересмотреть решение и принять норму, исключающую повышение ставки транспортного налога", - сказал С.Нарышкин.

Напомним, что принятый в пятницу законопроект предлагает с 2010 года увеличить ставки транспортного налога в 2 раза и разрешить органам власти субъектов РФ уменьшать установленные ставки не в 5 раз, как в настоящее время, а в 10 раз и увеличивать не более чем в 5 раз. Для стимулирования обновления парка транспортных средств региональные органы власти смогут устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска автомобиля и его экологического класса. Ставки транспортного налога не увеличивались с момента введения самого налога, то есть с 2003 года.

По оценкам вице-президента Движения автомобилистов России, адвоката Леонида Ольшанского, в России насчитывается 35 млн частных автомобилей и принятый закон ударит по социальному самочувствию почти 100 млн человек. Многие из них вполне могли пойти на открытое выражение своего недовольства. Федерация автовладельцев России (ФАР) уже планировала провести серию акций протеста против увеличения транспортного налога. Недовольным автолюбителям предлагалось ответить на законодательные инициативы пятиминутным нажатием на клаксоны.

А что собственно мешало "Единой России" услышать глас народа раньше, а не после принятия исключительно усилиями одноименной фракции этого законопроекта? Или народные избранники не знакомы с исконно российской практикой тут же воспользоваться представленной возможностью урвать по максимуму?

Между тем, Минфин РФ поспешил заявить, что не планирует предлагать меры, которые могли бы компенсировать регионам отмену индексации базовых ставок транспортного налога. "Предлагается вернуться к действующим ставкам, не увеличивать базовую ставку в 2 раза. Но регионы сохраняют право ее увеличивать (не более чем в 5 раз). Других мер не предполагается", - сообщила агентству "Интерфакс" замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Наталья Комова.

В соответствии с действующим Налоговым кодексом РФ регионы могут увеличивать или уменьшать базовые ставки транспортного налога не более чем в 5 раз. Поправками в НК РФ одновременно с ростом базовых ставок в 2 раза предполагалось сохранить право регионов увеличивать ставки в 5 раз и дать им право уменьшать их в 10 раз.

По оценке Минфина, регионы в 2010 году могли бы получить 7,5 млрд рублей дополнительных доходов в результате увеличения базовых ставок транспортного налога в 2 раза.

Новости по теме

Необъявленная война

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });