ФАС проверит "Ашан" на пластик

Есть обновление от 15:07

ФАС России изучает ситуацию, когда покупатели могут расплатиться за покупки в ООО "Ашан" по пластиковым картам только одного банка. Правда, само ведомство пока не разобралось, есть тут нарушения или нет

ФАС проверит "Ашан" на пластик
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 24 ноября. IFX.RU - Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подозревает, что при реализации так называемых ко-брендинговых проектов, которые зачастую совместно реализуются торговыми сетями и банками, нарушается антимонопольное законодательство. В частности, ФАС изучает ситуацию, когда покупатели, желающие расплатиться за покупки в ООО "Ашан" пластиковыми картами, могут пользоваться услугами только одного банка - "КредитЕвропаБанк". Правда, похоже, само антимонопольное ведомство пока не определилось, есть ли тут нарушения, и намерено посоветоваться с крупнейшими банками.

Как пояснил замруководителя ФАС Андрей Кашеваров, ко-брендинг - это кооперация брендов, объединение компаний для взаимовыгодного сотрудничества и получения преимуществ в конкурентной борьбе. Соединение интересов банка и организации-партнера в ко-брендинговом проекте приводит к появлению карточных продуктов с дополнительными возможностями, такими как скидки и различные бонусы. Самыми распространенными примерами являются ко-брендинговые проекты банков с авиакомпаниями, телекомпаниями и операторами платного телевидения, операторами сотовой связи, торговыми сетями, АЗС.

"В настоящее время мы изучаем сотрудничество ООО "Ашан" и ЗАО "КредитЕвропаБанк", - сообщил А.Кашеваров в интервью "Российской бизнес-газете", опубликованном во вторник. Он пояснил, что в результате заключения двустороннего соглашения между торговой сетью и банком, клиенты "Ашана", желающие заплатить за покупки пластиковыми картами, вынуждены пользоваться услугами только ЗАО "КредитЕвропаБанк".

"ФАС усматривает признаки ограничения конкуренции в заключенном между торговой сетью "Ашан" и ЗАО "Кредит ЕвропаБанк" соглашении об обслуживании держателей банковских карт, поскольку к оплате в магазинах принимаются банковские карты только одного банка", - рассказал чиновник. По его словам, клиенты торговой сети "Ашан" обращаются в ФАС с просьбой разобраться в данной ситуации, ведь на лицевой стороне пластиковых карт, принимаемых к оплате, помимо логотипа "Ашан" и "БА финанс" размещен еще и логотип VISA. Однако покупатели, которые также являются держателями банковских карт, принадлежащих платежной системе VISA, но выпущенных другими банками, не могут расплатиться своими карточками в магазинах торговой сети "Ашан".

Правда, поспешил оговориться А.Кашеваров, "ущемление прав потребителей не всегда является прямым свидетельством нарушения закона о защите конкуренции". "Необходимо отметить, что жалобы кредитных организаций на условия сотрудничества ООО "Ашан" и ЗАО "КредитЕвропаБанк" по выпуску ко-брендинговых банковских карт в ФАС не поступали", - заявил чиновник, тут же, впрочем, заметив, что данное обстоятельство не свидетельствует о том, что взаимодействие данных компаний может быть признано однозначно допустимым с точки зрения антимонопольного законодательства.

Не в силах само разобраться в ситуации с выпуском и обслуживанием ко-брендинговых кредитных карт, антимонопольное ведомство решило обратиться за советом в кредитные организации. Как сообщил А.Кашеваров, ФАС разослала анкеты в крупнейшие российские банки, включая Сбербанк, ВТБ 24, Альфа-Банк, Банк Москвы и Райффайзенбанк. Банкам в анкете предлагается ответить на ряд вопросов, в том числе о том, какие условия соглашений о выпуске ко-брендинговых карт могут привести к ограничению конкуренции, допустимо ли заключение эксклюзивных ко-брендинговых соглашений, различны ли последствия для конкуренции в случае заключения таких соглашений с небольшой компанией и партнером, имеющим существенную долю на рынке. "Если выяснится, что большинство банков считают недопустимой ситуацию, при которой в результате заключения соглашения о выпуске ко-брендинговых карт потребители могут оплачивать данные товары (услуги) только с помощью ко-брендинговой кредитной карты, у ФАС появятся основания для начала официальной процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства", - подчеркнул А.Кашеваров.

Он также отметил, что фактически операции по ко-брендинговым картам торговой сети "Ашан" осуществляются без участия платежной системы VISA. Это позволяет ООО "Ашан" исключить дополнительные затраты по возмещению расходов соответствующего банка, связанных с оплатой услуг платежных систем-посредников, тем самым не прибегая к увеличению стоимости реализуемых товаров. Подобная схема соответствует политике дискаунта, проводимой ООО "Ашан", и одновременно предоставляет потребителям возможность оплачивать товары в безналичном порядке. Насколько такая практика соответствует требованиям добросовестной конкуренции на рынке, станет ясно после заседания Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг, который пройдет 27 ноября и где будут обсуждаться взаимоотношения компаний и банков в рамках ко-брендинговых проектов, заключил А.Кашеваров.

Новости по теме

Штрих-код подвел под ФАС

Экономика
РФ в мае продолжила резкое сокращение вложений в US TreasuriesРФ в мае продолжила резкое сокращение вложений в US Treasuries
Россия больше не входит в список крупнейших держателей американских облигацийПодробнее
ФАС не нашла причин для снижения цен на бензин в рознице вслед за биржевой стоимостьюФАС не нашла причин для снижения цен на бензин в рознице вслед за биржевой стоимостью
Между тем удалось обеспечить стабильную ситуацию в рознице, считают в антимонопольной службеПодробнее
Госдума приняла закон об авансовых налоговых платежах физлицГосдума приняла закон об авансовых налоговых платежах физлиц
Документом предусмотрена оплата налогов банковской картой при трансграничных переводахПодробнее
Росстандарт предложил ввести оборотные штрафы за недолив топлива на АЗСРосстандарт предложил ввести оборотные штрафы за недолив топлива на АЗС
По данным агентства, на заправках недоливают от 1% до 20% топливаПодробнее
Глава Amazon Джеф Безос стал самым богатым человеком в историиГлава Amazon Джеф Безос стал самым богатым человеком в истории
Его состояние сейчас больше, чем было у Билла Гейтса в 1999 году с поправкой на инфляциюПодробнее
Топилин объяснил необходимость пенсионной реформы открывшимся "окном возможностей"Топилин объяснил необходимость пенсионной реформы открывшимся "окном возможностей"
По словам главы Минтруда РФ, сейчас ситуация, когда меньше входящих на рынок трудаПодробнее
Недвижимость
Последние новости