ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Формула спасения моногородов

Тольятти не только станет первым моногородом, который государство будет "спасать". На основе пилотного проекта в Самарской области будет выработан алгоритм для решения проблем в других моногородах. Теперь власти отбирают инвесторов, которые помогут в развитии Тольятти. Главное, чтобы не было проектов, напрямую связанных с автопромом

Формула спасения моногородов
AbleStock.com/Russian Look

Тольятти. 9 декабря. IFX.RU - Власти взялись за решение проблемы моногородов, которую на повестку дня в России поставил кризис. Как уже сообщалось, первым будут спасать Тольятти, чья судьба неразрывно связана с "АвтоВАЗом". На основе пилотного проекта в Самарской области должен быть выработан алгоритм для спасения других городов-предприятий в стране. Теперь Тольятти зазывает инвесторов. Главное только, чтобы они не были связаны с автопромом.

Пример Тольятти - другим наука

Глава Минрегионразвития РФ Виктор Басаргин, посетив Тольятти, сказал: "Для нас это пилотный проект. Мы должны разработать комплексную программу, которая давала бы сегодня алгоритм решения проблемы моногородов в целом по РФ".

Хотя программа для каждого моногорода будет уникальная по своему насыщению, алгоритм будет один, отметил В.Басаргин. "Что касается Тольятти, то вновь создаваемая программа будет связана с реальными проблемами, с которыми столкнулся и "АвтоВАЗ", и город Тольятти", - сказал он.

Рассуждая о первом проекте по спасению моногородов, губернатор Самарской области Владимир Артяков ранее отмечал, что "Тольятти - единственный город в России такого масштаба, на котором можно отработать реальные пилотные проекты для того, чтобы их потом реализовывать по всей России".

Действительно, масштаб проблем в Тольятти велик. Градообразующее предприятие, съевшее уже ни один миллиард средств налогоплательщиков в виде госпомощи, все еще нуждается в поддержке. Напомним, что в ходе недавних переговоров с французским акционеров "АвтоВАЗа" - Renault, в которых участвовал сам премьер-министр РФ Владимир Путин, правительство пообещало заводу еще 50 млрд рублей, а также возможность реструктуризировать старый кредит предприятия на 25 млрд рублей. Концерн Renault согласно французским договоренностям также внесет свою лепту в дело спасения "АвтоВАЗа", а именно - 300 млн евро в виде технологий.

Ну и главной головной болью властей остается занятость жителей Тольятти. Как сообщалось ранее, работники "АвтоВАЗа", которые будут высвобождаться в ходе реструктуризации предприятия, осуществляемой совместно с французским Renault, получат работу на его "дочках". Уже созданы два стопроцентных дочерних предприятия "АвтоВАЗа", на которых будет создано до 15 тыс. новых рабочих мест.

Выбирая инвесторов

Сегодня задача состоит в том, чтобы в несколько этапов отобрать инвестпроекты, которые будут решать основные проблемы Тольятти, рассказал В.Басаргин. По его словам, проекты, которые будут отбираться, призваны решать проблемы занятости населения в Тольятти, оплаты труда и социальные вопросы, которые накопились в Тольятти. "В том числе, строительство жилья, транспортной, инженерной инфраструктуры, вопросы о создании новых производств и модернизации тех производств, которые уже были здесь", - добавил В.Басаргин.

При этом он отметил, что сегодняшняя задача - повысить инвестиционную привлекательность региона. По словам В.Басаргина, министерство регионального развития РФ и правительство Самарской области подписали соглашение о сотрудничестве в сфере региональной инвестиционной политики. "Это соглашение подписано не случайно, оно дает возможность привлекать инвесторов, а также делать преференции со стороны государства в решении проблем моногородов", - отметил министр.

Министр отметил, что во вторник в Тольятти на совещании с представителями мэрии города и представителями правительства Самарской области обсуждались и другие проекты, которые можно реализовать в городе для создания новых рабочих мест.

"Обсуждались проекты, связанные с развитием нефтехимического производства, причем мы говорили даже о возможности привлечения российских стратегических инвесторов. Это такие инвесторы, как "Роснефть", производители газового оборудования, все, что можно с традиционной направленностью экономики здесь в Самаре разместить", - сказал В.Басаргин.

Автопром не предлагать

Министр также рассказал, что были рассмотрены возможности частичного перепрофилирования волжского автозавода."Мы посмотрели все, что связано с вопросами машиностроения, станкостроения, все, что можно реализовать на территории завода "АвтоВАЗ"", - добавил он.

К примеру, как стало известно на прошлой неделе, мощности проблемного "АвтоВАЗа" в том числе могут быть заняты утилизацией автомобилей. Речь идет о программе поддержки спроса на новые авто за счет утилизации старых машин. Предприятие в Тольятти станет площадкой для утилизации старых автомобилей в рамках российского варианта программы "наличные за автохлам", которая стартует с нового года.

По словам В.Басаргина также обсуждались проекты по производству игрушек, квадроциклов и велосипедов. С предложение выпускать на "АвтоВАЗе" игрушки еще в сентябре выступал Минпромторг. Однако в независимом профсоюзе предприятия к инициативе занять освобождаемых с "АвтоВАЗа" специалистов на таком производстве отнеслись как к издевке.

Так или иначе, но теперь "рабочая группа должна отобрать предложенные проекты, и на следующей неделе мы будем докладывать об итогах работы правительству РФ", сказал В.Басаргин.

В свою очередь, как отметил губернатор Самарской области В.Артюхов, одна из основных задач при разработке пилотного проекта моногородов, состоит в том, чтобы любые новые производства не были связаны напрямую с машиностроением. "Необходимо сделать так, чтобы любое новое производство не носило прямую привязку к автопрому", - сказал он.

По словам В.Артюхова, важно разнообразить производство на территории области и Тольятти. "Иначе теряется весь смысл создания проекта моногородов", - подчеркнул он. По его словам, при создании новых производств необходимо, чтобы они не создавали сильной конкуренции другим предприятиям, но в то же время были востребованы на рынке, чтобы не было монополизации, но при этом востребованность продукции, которую будут выпускать новые предприятия, на рынке была.

Новости по теме

Тольятти как пилотный проект

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });