Условно публичное машиностроение

Кризис заставил предприятия тяжелого машиностроения возвращаться на рынки капитала: несколько компаний готовы стать публичными уже в 2010 году. Альтернативный вариант - идти на сделку с государством, заявляя "проекты будущего" под госсредства. Немало и тех, кто идет по этому пути

Москва. 29 декабря. IFX.RU - К концу года в тяжелом машиностроении четко обозначилась тенденция, которая, скорее всего, будет определять его развитие в ближайшие годы. Кризис заставил предприятия отрасли возвращаться на рынки капитала: несколько компаний готовы стать публичными уже в 2010 году. Альтернативный вариант - идти на сделку с государством, заявляя "проекты будущего" под госсредства. Немало и тех, кто идет по второму пути.

Investor relations

В последние годы российские машиностроители не жаловали частных инвесторов, даже несмотря на крайне благоприятную конъюнктуру на рынках капитала. Последние публичные размещения в отрасли прошли аж в 2003 году (если не считать прошлогоднее private placement группы "Энергомаш"), и с тех пор компании ограничивались лишь редкими заявлениями о намерениях провести IPO и выпуском долговыми инструментами. Одновременно основные активы постепенно уходили под влияние государства или близким к нему структур.

Кризис заставил компании более широко смотреть на источники привлечения инвестиций и оценку бизнеса. В конце ноября листинг на РТС решил провести "ЭМАльянс", который, вопреки намерениям, за последние полтора года так и не смог привлечь стратега через частное размещение. Фактический вывод акций на биржу ожидается уже в I квартале 2010 года. Конкретные параметры размещения пока не определены, но речь идет о пакете до 50% минус 1 акции, говорят источники в компании.

"Если раньше стратегия привлечения инвестиций предполагала сделки M&A, сейчас есть понимание того, что эти процессы должны быть публичными", - поясняет один из собеседников "Интерфакса". По его словам, листинг позволит определить предварительную стоимость акций и интерес к ним: "В зависимости от этого интереса будут приниматься дальнейшие решения". Стремление "ЭМАльянса" привлекать средства понятно: летом компания допустила техдефолт по выкупу выпуска облигаций на 2 млрд рублей в рамках оферты.

"Вялотекущие" переговоры с европейскими инвесторами о private placement своих акций в начале года вела и другая машиностроительная компания - "Группа ГМС" (бывшая "Гидравлические машины и системы"). Хотя размещение так и не состоялось. "Долги (в феврале составляли 3,5 млрд руб., все рублевые) рефинансированы, более 50% - сейчас составляют кредиты от 3 до 5 лет. Уровень долговой нагрузки приемлемый (долг/EBITDA составляет 2,4), так что потребности в акционерном капитале для погашения долгов у нас нет", - пояснил директор по рынкам капитала и отношениям с инвесторами ГМС Александр Рыбин.

В то же время, по его словам, группа ГМС не отказывается от планов публичного размещения акций. "Для дальнейшего развития нам понадобится акционерный капитал, и мы не исключаем возможности IPO в 2010-2012 гг.", - отметил А.Рыбин. О том, что компания "технически готова к нему", топ-менеджер говорил еще зимой, оговариваясь, однако, что, вероятно, сроки будут перенесены с 2010 г. на 2011 г.

Сразу две компании в конце года заявили о выпуске биржевых облигаций. "Трансмашхолдинг" (ТМХ) готовит 3-летние бумаги на 9 млрд руб. Целей привлечения средств ТМХ, впрочем, не раскрывает, равно как и сумму долга (по состоянию на 31 декабря 2008 года она составляла около 6,55 млрд руб.). До этого, весной, акционеры компании договорились о продаже блокпакета ее акций французскому концерну Alstom. Первый транш составит $75 млн, сумма второго привязана к показателям за 2009-2011 гг. До кризиса еще 25%+1 акция ТМХ были проданы "Российским железным дорогам" (РЖД) за 9,3 млрд руб. (порядка $400 млн по курсу 2008 г.).

Пермские "Мотовилихинские заводы", в свою очередь, намерены выпустить биржевые бонды на общую сумму 6 млрд руб. и рассчитывают разместить их под 14% годовых. Средства первых двух выпусков планируется направить на замещение более дорогих кредитов, привлеченных под 17-18% годовых. Третий выпуск планируется разместить после утверждения инвестпрограммы, он будет направлен на ее финансирование, остальные 2 одобренных выпуска пока решено оставить "резервными".

Нечто похожее на подготовку к привлечению сторонних инвесторов происходит и в группе "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ). Ее мажоритарий - Газпромбанк (ГПБ) - консолидирует доли в наиболее значимых активах ОМЗ в управлении ЗАО "ГПБ - Управление активами". В дальнейшем пакеты передаются двум ЗПИФам. В ЗПИФ прямых инвестиций "ГПБ - Промышленные инвестиции" передается 60% акций мажоритария самих ОМЗ - ЗАО "Форпост-менеджмент", а также 21% акций ОАО "ЗиО (РТС: PDMS)-Подольск" (актив, подконтрольный структурам "Росатома").

Еще 25,54% акций "Форпоста" предполагается включить в состав имущества ЗПИФ акций - "Газпромбанк-Машиностроение". В него же, в том числе, передаются 85% ЗАО "Группа Химмаш" (управляет активами ОМЗ в нефтегазовом машиностроении), а также 44% ЗАО "Машиностроительная корпорация "Уралмаш" (СП ОМЗ и "Металлоинвеста", владелец "Уралмашзавода"). В дальнейшем через них может быть привлечен профильный инвестор, не исключают аналитики.

Говорят о стратегическом инвесторе и владельцы концерна "Тракторные заводы" (КТЗ), чей долг летом достигал 36 млрд рублей. "Индикативное" (как говорит мажоритарий КТЗ Михаил Болотин) размещение акций материнской Machinery & Industrial Group (M&IG) группа провела еще в конце 2008 года. Тогда компания получила листинг на Франкфуртской фондовой бирже и разместила акции в форме GDR (по данным источников "Интерфакса" - менее 1%).

В первой половине 2009 года топ-менеджеры КТЗ сделали сразу несколько заявлений о возможных механизмах привлечения средств, в том числе назывались планы SPO и private placement. Черту под этими заявлениями в июле подвел М.Болотин: группа готова до конца года продать финансовому инвестору пакет "префов" M&IG с правом buy-back в течение 5 лет. Впрочем, пока намерения прямой продажи так и остаются намерениями: "До конца года вряд ли что-то решится ", - заявил недавно агентству источник в компании.

Почему сделка затягивается? Возможно, потому, что "Тракторные заводы" до сих пор рассчитывают на помощь государства для рефинансирования 30 млрд рублей долга. "У нас оба сценария. Мы продаем часть акций, и деньги идут на погашение части долга - либо мы не продаем и просто реструктурируем долги", - говорил осенью М.Болотин.

Сделка с государством

Ситуация "Тракторных заводов" прекрасно иллюстрирует дилемму, которая возникла перед многими машиностроительными компаниями. В преддверии прошлого Нового года правкомиссия по повышению устойчивости российской экономики включила почти полсотни машиностроительных предприятий в перечень для государственной поддержки. И статус системообразующих по-прежнему внушает компаниям надежды.

Оказался среди них и КТЗ, акционеры которого в качестве вариантов поддержки предложили выпустить целевые облигационные займы и даже допустили возможность вхождения государства в уставный капитал. Поддержку концерн, действительно, получил. Например - наряду с другими компаниями отрасли - преференции от таможенно-тарифного регулирования. Кроме того, предприятия "Тракторных заводов" значатся в списках получателей различных субсидий и участников различных госпрограмм в сфере АПК и ОПК. Складские запасы сокращены до минимума, массовых сокращений удалось избежать.

Однако это также не решает главной проблемы - больших долгов, реструктурировать которые правительство соглашается лишь при условии внятной инвестиционной программы, а в идеале - при наличии статусных проектов. Примеров тому за последние годы была масса. К середине года правительство "спасло" НПО "Сатурн" - одного из участников программы российского регионального самолета SSJ-100, производителя авиадвигателей SaM-146. Компания, допустившая целый ряд дефолтов по облигациям, получила 10 млрд рублей черед допэмиссию, а банк ВТБ открыл ей 5-летнюю кредитную линию лимитом 14,3 млрд руб.

Более того, с "Роснано" и Газпромбанком "Сатурн" начал строительство завода по производству инструментов стоимостью 1 млрд рублей (половина - средства госкорпорации). В свою очередь, "Газпром" запланировал разрабатывать и выпускать на предприятии энергогенерирующие установки, а "дочка" НПО - "Сатурн-Газовые турбины" - получила статус генподрядчика по возведению "под ключ" энергетических объектов на базе газотурбинных агрегатов.

Другое предприятие (хоть и государственное, но с обновленным менеджментом) - "Уралвагонзавод" (УВЗ) - в условиях падения числа контрактов получило заказ для проекта "Восточная Сибирь - Тихий океан" на 5,4 тыс. новых цистерн, а заодно и статус перевозчика нефти в качестве владельца доли в СП "Востокнефтетранс" с "Транснефтью". А в декабре УВЗ было поддержано очередными 10 млрд рублей в уставный капитал - для финансового оздоровления (долговая нагрузка - 61 млрд руб.), а также обслуживания кредитов и лизинговых соглашений. Кроме того, завод получил обещание "дочки" РЖД - "Первой грузовой компании" - заказать в 2010 году 7,8 тыс. полувагонов и цистерн.

Скорректированная инвестпрограмма к концу года появилась и у КТЗ. До 2015 г. компании требуется 32 млрд рублей (ранее до 2015 года концерн планировал инвестировать в развитие лишь 24 млрд рублей). 20 млрд рублей из них требуются на капвложения, 12 млрд рублей - на оборотные средства. В программе - 13 проектов по созданию новых видов техники. Сроком окупаемости - 5-8 лет. "Осуществляемая часть (22,5 млрд руб.) является заемной", - заявила компания. Одобрение сделок с банками-кредиторами (в том числе - по госгарантиям и новым кредитам) с многомиллиардными лимитами уже были вынесены на внеочередные собрания акционеров, поэтому, не исключено, что продавать пакет акций КТЗ не потребуется.

Вопрос государственного финансирования, как выяснилось осенью, актуален и для "Силовых машин". Компания строит под Санкт-Петербургом новый завод для выпуска энергетического оборудования. Инвестиции только в первую очередь завода, которую предполагается возвести к III кварталу 2012 года, достигают 6 млрд рублей. Планы, в том числе, увязаны с потребностями "Росатома". На мощностях предприятия предполагается производить тихоходные и быстроходные турбины и турбогенераторы для АЭС.

Весь проект планируется финансировать за счет собственных и заемных средств. В октябре зампред Внешэкономбанка Анатолий Балло сообщил, что ВЭБ рассматривает возможность финансирования проекта по строительству нового завода "Силовых машин" стоимостью $1 млрд. "Для такого проекта нужна поддержка государства, желательно финансирование из Инвестфонда", - отметил тогда он.

Вся власть инвестпроектам

Как ни странно, идея "господдержка в обмен на инвестпроекты" интересна даже не столько предпринимателям, сколько самому государству. Точнее, госбанкам, в залоге у которых масса активов, и то, что банк еще не владеет этими залогами, - исключительно его добрая воля. В конечном счете, для управления этими "вынужденными приобретениями" необходимо создавать профильные департаменты или компании, нанимать штат менеджеров и т.д. А более высокая эффективность частного управления по сравнению с государственным - аксиома, доказанная практикой.

Именно потому Сбербанку, например, проще оставить активы той же группы "Энергомаш" старому менеджменту, одновременно обанкротив, создать на их основе "чистое" СП с "Росатомом" и продать его с "длинными" кредитами и правом обратного выкупа для прежних владельцев. Судя по просочившимся в прессу данным, именно такое решение проблемы предлагает управление по работе с проблемными активами банка. Большинство из заводов "Энергомаша" уже подали заявления о несостоятельности (группа не обслуживает долг Сбербанку в размере 16 млрд руб. при общем долге в к 30 млрд рублей).

Большинство в совете директоров "новой" машиностроительной группы получат представители банка и "Росатома", однако оперативное управление останется у нынешнего бенефициара группы Александра Степанова, который также будет обладать правом buy-back "при выполнении определенного бизнес-плана". При этом кредиты на покупку активов "Энергомаша" созданная компания вернет Сбербанку через 6-7 лет - за счет операционной деятельности предприятий: по сути, банк профинансирует погашение долга "Энергомаша" перед всеми остальными кредиторами.

Какая из стратегий окажется более эффективной, судя по заявленным срокам публичных размещений, может стать ясно уже к весне следующего года. В любом случае, впрочем, дополнительные инвестиции позволят отрасли сократить долговое бремя и увеличить вложения в новые технологии, а "проекты будущего" - не растерять окончательно способность к промышленному производству в непростые годы.

/IFX.RU/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail

Новости по теме

Экономика
Россия в декабре 2016 года вышла на первое место в мире по добыче нефтиРоссия в декабре 2016 года вышла на первое место в мире по добыче нефти
Саудовская Аравия опустилась на второе местоПодробнее
Билл Гейтс призвал обложить роботов подоходным налогомБилл Гейтс призвал обложить роботов подоходным налогом
Миллиардер уверен, что это послужит целям социальной справедливости и развития технологийПодробнее
Донбасс оказался крупнейшим экспортным рынком для российского пива и мясаДонбасс оказался крупнейшим экспортным рынком для российского пива и мяса
При этом в ДНР говорят, что ввозить российское мясо невыгодно, потому что контрабанда с остальной территории Украины обходится дешевлеПодробнее
Белоруссия купила 600 тыс. баррелей иранской нефтиБелоруссия купила 600 тыс. баррелей иранской нефти
Ранее Александр Лукашенко заявлял, что для замещения российской нефти страна ищет новых поставщиковПодробнее
Moody's изменило прогноз рейтингов РоссииMoody’s изменило прогноз рейтингов России
До сегодняшнего дня суверенные рейтинги России были "негативными"Подробнее
Дворкович попросил операторов ограничить рост тарифов из-за "закона Яровой"Дворкович попросил операторов ограничить рост тарифов из-за "закона Яровой"
Вице-премьер обратился к участникам рынка с просьбой не допустить повышения цен на услуги связи более чем на 5%Подробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи