ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 06:36

Газовые парадоксы

Газовый рынок, как оказалось, может преподносить большие сюрпризы - голубое топливо в условиях финансового кризиса повело себя очень неожиданно. В 2009 году были сломаны все стереотипы газовой отрасли, и были даны новые неожиданные ответы на ключевые вопросы отрасли

Газовые парадоксы
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 31 декабря. IFX.RU - Вы думали, что знаете все о газе? Голубое топливо в физических условиях финансового кризиса повело себя очень неожиданно. 2009 год сломал все стереотипы газовой отрасли, дав новые неожиданные ответы на ключевые вопросы отрасли.

Цена

Самый главный стереотип: газ в России реализуется по регулируемым ценам, а они чудовищно занижены.

"Газпром" реализует свой газ по цене, регулируемой Федеральной службой по тарифам (ФСТ), которая год от года повышается. Независимые поставщики в свои контракты записывают цену газа "Газпрома" с некоторой премией к ней.

Как оказалось, независимые готовы поставлять газ и по регулируемой цене, что показал контракт между "НОВАТЭКом" и "Интер РАО".

Как сказали "Интерфаксу" несколько участников рынка, в 2009 году им удавалось добиваться от независимых поставщиков скидки к цене ФСТ. По данным одного из потребителей, ее размер может составлять до 15%. Представитель одной из газовых компаний подтвердил "Интерфаксу" возможность реализации газа с дисконтом к цене "Газпрома".

Нефть обыграла газ

Пока газовики уговаривают себя тем, что если XX век был веком нефти, то XXI должен стать веком газа, нефть продолжает побеждать. В 2010 году добыча нефти в России увеличилась на 1%, а добыча газа упала на 14%.

Газовики приняли на себя наиболее серьезный удар кризиса. Газопровод - не танкер и поставки по нему невозможно перенаправить из одного региона в другой.

Ценовая интрига на европейском рынке в этом году еще раз показала, что в топливно-энергетическом бизнесе главенствует нефть.

Все поставщики газа в Европу - из Норвегии, Алжира, Катара - основывают свой бизнес на добыче и реализации жидких углеводородов, и газ является для них дополнением к основному бизнесу. Поэтому в условиях кризиса они смогли предоставить клиентам скидки, лишь бы проблемы со сбытом газа не влияли негативно на их нефтяной бизнес.

"Газпром" является в основном газовой компанией, и пойти на снижение цен он не может. В этом году оказалось так, что российский газ в портфелях европейских импортеров оказался самым дорогим, и падение спроса в Европе сказалось на российском газе сильнее всего.

В итоге европейские потребители выбрали российского газа на 8 млрд кубометров меньше, чем предусмотрено условием о минимально гарантированных объеме поставки и отбора (take or pay). В "Газпроме" говорят, что европейцы согласились заплатить штрафы за невыборку газа.

Перед лицом кризиса одни "равнее" других

Падение потребления заставило всех производителей снизить добычу. Однако некоторым производителям, не являющимся 100%-ми "дочками" "Газпрома", добычу удалось нарастить.

По итогам 11 месяцев 2009 года на половину увеличил добычу "Севернефтегазпром" - недропользователь Южно-Русского месторождения, где миноритарными партнерами "Газпрома" являются германские E.ON и BASF.

На сопоставимую величину с ростом добычи "Севернефтегазпрома" сократилась добыча двух компаний с миноритарным участием "Итеры" - "Пургаза" и "Сибнефтегаза".

Привлекательная газификация

Еще один стереотип: поставки газа населению - это обуза для поставщика.

В 2009 году потребление газа населением и коммунально-бытовым сектором менее всего были затронуты кризисом. Более того - этот сегмент наращивал потребление газа, тогда как энергетика и промышленность сокращали.

Однако, как признался "Интерфаксу" один из газовиков, "население для производителя - это наиболее гарантированные, наиболее ясные и понятные потребители".

Поставки газа конечным потребителям - домашним хозяйствам, использующим газ не только для пищеприготовлления, но и обогрева - привлекательный сегмент, получить доступ к которому будут стремиться поставщики топлива.

Российский рынок в целом восстанавливается слишком малыми темпами, чтобы давать поводы для оптимизма. В ноябре и октябре 2009 года рынок отыграл у прошлого падения лишь 4% - при сохранении такого темпа экономике потребуется 4 года для возврата к уровню потребления докризисного 2007 года.

Новости по теме

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });