ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 12:24

"ЛУКОЙЛ" позитивно завершил 2009 год

"ЛУКОЙЛ" одним из первых подвел предварительные итоги деятельности в 2009 году, констатировав по итогам года рост добычи нефти, а также обозначив новые направления развития

"ЛУКОЙЛ" позитивно завершил 2009 год
Фото: Reuters

Москва. 14 января. INTERFAX.RU - "ЛУКОЙЛ" одним из первых подвел предварительные итоги деятельности в 2009 году. Совет директоров компании объявил в среду о росте добычи нефти по итогам прошлого года на 2% - до 97 млн т, а также о более чем 500 млрд руб. налоговых поступлений в бюджетную систему РФ по предварительным данным.

Характерным для деятельности компании в минувшем году стало одновременное развитие нескольких новых проектов сразу в нескольких направлениях, включая upstream (Северный Каспий, Ямал), переработку (покупка 45% доли в НПЗ TRN в Голландии) и сбыт нефтепродуктов (создание новых форматов АЗС, внедрение новых технологий в сбыте и вывод на рынок новых премиальных марок бензинов). Кроме этого в конце 2009 г. "ЛУКОЙЛ" совместно с норвежской Statoil победил в тендере на разработку месторождения Западная Курна-2 в Ираке.

Рост добычи и переработки

Согласно пресс-релизу "ЛУКОЙЛа", среднесуточная добыча нефти на территории РФ по сравнению с 2008 г. увеличилась на 5 тыс. т/сут. При этом рост темпов добычи нефти на территории РФ связан в основном с ростом добычи нефти на Южно-Хыльчуюском месторождении.

В 2009 г. прирост запасов углеводородного сырья по российской классификации, по предварительной оценке, составил 105,8 млн т условного тооплива, открыто 1 нефтяное месторождение и 17 залежей на ранее открытых месторождениях.

Компании группы "ЛУКОЙЛ" в прошлом году начали добычу углеводородного сырья на 7 новых месторождениях. Дополнительная добыча нефти за счет применения методов повышения нефтеотдачи пластов по группе составила 23 млн тонн, или около 25% от общего объема добычи.

Снижение объемов добычи газа с 19,4 млрд кубометров в 2008 г. до 17,5 млрд кубометров в 2009 компания объясняет ограничениями приема природного газа со стороны ОАО "Газпром".

Ожидается, что по итогам 2009 г. объем переработки нефтяного сырья на заводах компании (включая долю в переработке комплексов ISAB и TRN) составил около 63 млн т, в том числе на российских НПЗ компании - более 44 млн тонн. По сравнению с 2008 г. общий объем переработки увеличен на 11%.

По предварительным данным, на российских НПЗ компании доля высокооктановых бензинов в общем объеме производства автомобильных бензинов увеличилась с 87% в 2008 г. до 90% в 2009 году. Доля автомобильного бензина, соответствующего стандарту ЕВРО-3 и ЕВРО-4, ожидается на уровне 85% от общего объема производства бензина (2008 г. - 81,5%), а по российским НПЗ компании данный показатель вырос с 77,7% в 2008 году до 83,4% в 2009 году.

В 2009 г. объем продаж фирменных масел "ЛУКОЙЛ" в РФ на 8% превысил показатель прошлого года.

Что касается финансовых показателей, которые будут утверждены и объявлены позже, то важнейшим из них Компания считает рентабельность на задействованный капитал, уровень которой должен соответствовать показателям ведущих мировых нефтяных компаний. Как заявили в компании, "ЛУКОЙЛ" планирует использовать возросший свободный денежный поток для увеличения доходов акционеров путем роста дивидендных выплат и выкупа акций.

Как сообщили в компании, важным итогом 2009 г. стало также утверждение Советом директоров Программы стратегического развития Группы "ЛУКОЙЛ" на 2010-2019 годы. Эта Программа является корректировкой "Программы стратегического развития на 2008-2017 гг.", утвержденной Советом директоров в 2007 году. Основными предпосылками необходимости корректировки явились уточнение макроэкономического и маркетингового прогнозов в Российской Федерации и в зарубежных странах на 2010-2019 гг., обусловленных мировым финансово-экономическим кризисом. Очевидно, в связи с получением права на разработку месторождения Западная Курна-2 компании придется внести определенные коррективы в эту Программу.

Новые проекты

Покупка 45% в голландском НПЗ Total Raffinaderij Nederland (TRN) у французской Total за $600 млн позволила "ЛУКОЙЛу" организовать снабжение и развитие собственной сбытовой сети в Западной Европе. Выгодное расположение завода дает российской компании возможность усилить свои позиции в Северо-Западной Европе и повысить эффективность торговых операций. Мощности завода по первичной переработке нефти составляют 158 тыс. баррелей в сутки, а мощность установки гидрокрекинга, одной из крупнейших в Европе - около 68 тыс. баррелей в сутки. TRN имеет индекс сложности Нельсона 9,8 и является одним из наиболее технологичных и эффективных НПЗ в Европе.

Крупнейшим проектом года для "ЛУКОЙЛа" стало начало освоения Северного Каспия, где в обустройство месторождения им. Юрия Корчагина компания инвестировала 27 млрд руб. и в конце года начала эксплуатационное бурение. Начало промышленной добычи нефти запланировано на апрель 2010 года. Месторождение им. Юрия Корчагина – первое в ряду других, расположенных в Северокаспийской нефтегазоносной провинции, на освоение которой российские нефтяники делают ставку в перспективе в связи с замедлением темпов прироста запасов в традиционных районах добычи. Большое значение проекту придают в правительстве РФ. "ЛУКОЙЛ" при обустройстве первого на Каспии месторождения использовал технологии, позволяющие сочетать высокие производительность и степень защиты окружающей среды. Как отметил посетивший буровую вице-премьер РФ Игорь Сечин, технологии, использованные "ЛУКОЙЛом" при обустройстве месторождения им. Юрия Корчагина, планируется использовать на других месторождениях в российском секторе Каспия. "В целом, это среднее месторождение: его запасы, по оценкам специалистов, оцениваются около 30 млн т нефти и 63 млрд кубометров газа. Но сам проект очень сложный, поскольку он завязывает в единый комплекс добычу, переработку и транспортировку углеводородов", - сказал Сечин. В целом запасы нефти в российском секторе Каспия оцениваются на уровне около 320 млн т, отметил он.

В 2009 г. компания также довела свою долю в "ЛУКАРКО" до 100%, что усилило ее позиции в консорциуме по разработке крупнейшего казахстанского месторождения Тенгиз, а также в Каспийском трубопроводном консорциуме.

Помимо этого было начало эксплуатационное бурение на Пякяхинском газоконденсатном месторождении (Ямал). Уже достигнута договоренность с Газпромом о приеме газа и о прокачке нефти и конденсата через нефтепровод Роснефти с последующей сдачей в магистральную систему Транснефти. Таким образом, для этого проекта полностью решен вопрос внешнего транспорта углеводородов.

Новые технологии

Внедрение "ЛУКОЙЛом" новых технологий не ограничивается Каспийским проектом. В прошедшем году инновационные разработки специалистов компании включены в список претендентов на соискание Премии Правительства РФ в области науки и техники. Эти разработки направлены на вовлечение в освоение ранее "невостребованных" запасов углеводородного сырья в основных нефтегазоносных регионах России - в Западной Сибири, в Пермском крае, в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и в акватории Балтийского моря.

В области сбыта нефтепродуктов компания в 2009 г. также запустила несколько инновационных проектов, открыв в Красной Поляне в районе Сочи первую автозаправочную станцию в России, оборудованную солнечными батареями. На АЗС установлена система автономного энергопитания на базе фотоэлектрической станции (ФЭС) отечественного производства, пиковой мощностью 9,6 кВт. Солнечная энергия будет в основном использоваться для внутреннего и наружного освещения АЗС, а также для обеспечения бесперебойной работы объекта в случае аварийного отключения внешних источников электроэнергии. Проектная мощность АЗС - 250 заправок автомобилей в сутки.

В Санкт-Петербурге "ЛУКОЙЛ" ввел в эксплуатацию первую в России топливо-заправочную станцию (ТЗС) двойного назначения – "вода-берег". ТЗС расположена на Выборгской набережной и обеспечивает заправку топливом как автомобилей, так и маломерных судов в период навигации на Неве. Она рассчитана примерно на 500 заправок в сутки, включая 60 заправок маломерных судов. ТЗС соответствует всем экологическим требованиям, предъявляемым к обычным АЗС, а также стандартам строительства морских терминалов по перевалке нефтепродуктов.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });