ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Потенциал неприятия банков

Кредитная активность россиян упала за три последних года почти в 2 раза до 35%. При этом центр кредитной активности переместился в провинцию, выяснили АСВ и ВЦИОМ. В целом же потенциал неприятия банковской системы все еще высок и составляет 14%

Потенциал неприятия банков
Photostogo/Russian Look

Москва. 23 апреля. FINMARKET.RU - Россияне стали активней пользоваться банковскими услугами. Сегодня уже две трети взрослых граждан (65% или около 72 млн человек) являются клиентами банков. С 2007 по 2010 гг. прирост числа пользователей банковских услуг составил 11%. Такие оценки даются в исследовании Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Но рост "банкизации" населения произошел отнюдь не за счет роста объемов кредитования. За последние три года доля тех, кто брал кредит, снизилась до 35% в то время как по результатам последнего докризисного опроса она составляла 63% населения.

При этом целевая аудитория потенциальных получателей кредитных продуктов существенно сократилась. Согласно данным опроса, отношение к банковским кредитам улучшилось лишь у 4% россиян, в то время как ухудшилось у 15%. При этом устойчивый негатив по отношению к кредитам имеют 29% респондентов при позитивном отношении 26%.

С наибольшим скепсисом относятся к банковским кредитам жители столичных городов, где "коэффициент неприятия" банковских кредитов (сумма долей тех, кто на протяжении последних трёх лет отрицательно относился к кредитным продуктам и тех, чьё отношение к ним в этот период ухудшилось) составляет 56%.

Напротив, минимален "коэффициент неприятия" на селе - 38%. При этом наибольшая доля тех, кто в настоящий момент пользуется банковским кредитом, зафиксирована на селе (12%), наименьшая - в мегаполисах и средних городах (по 6%).

В 2010 году наиболее высока доля тех, кто воспользовался за минувшие три года кредитами, в маленьких городах (до 100 тыс. жителей) - 42%, низка в Москве и Санкт-Петербурге - 25%.

В 2007 точки максимум был зафиксирован в столичных мегаполисах, где банковскими кредитами на протяжении трёх минувших лет воспользовалось 40% взрослого населения, а также в средних городах (от 100 до 500 тыс. жителей), где этот показатель составил 55%.

Это свидетельствует о наметившемся ещё в 2007 году спаде кредитной активности в крупных городах и перемещении центра кредитной активности в провинцию. Объяснением этому, как указывается в исследовании, видимо, является более сильное воздействие на жителей крупных городов негативных кризисных явлений, а также то обстоятельство, что кредиты им стали доступнее раньше, соответственно, раньше наступило "утоление потребительского голода".

Общий спад кредитной активности, в значительной мере, был обусловлен и снижением числа пользователей кредитами в самой "кредитно активной" возрастной группе. В 2010 году наименьшая доля тех, кто в течение последних трёх лет брал кредит, была зафиксирована в старшей возрастной группе (от 60 лет) - 13%, наибольшая - в возрастной группе от 25 до 34 лет (46%).

Отметим, что рост "банкизации" населения, главным образом, произошёл за счёт увеличения числа пользователей "зарплатными" пластиковыми картами (26% в 2010 году против 17% в 2007 году). Далее следует оплата коммунальных услуг - 21%. Рейтинг пользования потребительскими кредитами составляет 9%, депозитами и вкладами до востребования - по 8%. Наименьшие уровни востребованности у инвестиционных услуг (1%), а также ипотечного кредитования (2%).

При этом в ходе опроса выяснилось, что доля тех, кто не желает становиться клиентом банка ни при каких обстоятельствах составляет 14% от общего числа опрошенных.

Это свидетельствует о сохраняющемся в обществе потенциале неприятия банковской системы и, соответственно, необходимости работ по повышению финансовой грамотности населения, говорится в исследовании АСВ.

Новости по теме

Риск есть всегда

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });