Летающий автомобиль от Минпромторга

Есть обновление от 10:38

Российский автопром заставят выпускать конкурентоспособную продукцию. И вообще, в будущем отечественные машины должны не только ездить, в том числе и по Луне, но и летать. Это предусмотрено стратегией развития автопрома до 2020 года

Москва. 4 мая. FINMARKET.RU - Российская автопромышленность находится в критическом состоянии, особенно сегмент производства легковых автомобилей, признают в Минпромторге. Если срочно не приложить руки, головы и финансы, то через три-пять лет может наступить деградация автомобильной отрасли. А что касается отдаленных перспектив, власти не оставляют надежду благодаря российскому автопрому покорять Луну и бороздить воздушное пространство.

Важная отрасль

Вклад автопрома в экономику страны оценивается через десять лет в 2,38% (в 2009 году - 0,59%). Непосредственно на производстве автомобилей в России занято 400 тысяч человек, вокруг нее "кормится" еще около 5,5 млн, в том числе 1 млн в зависимых и дилерских компаниях и еще 4,5 млн в смежных отраслях, и проблемы в отраслях грозят социальным взрывом. К тому же на кону международный престиж, национальная безопасность и огромный неудовлетворенный рынок.

Понятно, что государство ни за какие деньги не откажется от автомобильной промышленности. Больной отрасли пришлось прописать Стратегию развития вплоть до 2020 года и даже далее. Курс лечения будет достаточно дорогостоящим, но результат должен быть фантастическим. А пока мы отстаем от продвинутого во всех отношениях зарубежного автопрома на 4-7 лет.

За 584 млрд рублей и 10 лет в стране появятся современные автопроизводства, возглавляемые умным менеджментом, автозаводы начнут производить конкурентоспособную продукцию (в том числе и российской разработки). Население чуть ли не повально будет автомобилизировано - проникновение составит 363 автомобиля на 1000 человек. В результате реализации стратегии развития российского автопрома в 2020 г. объем российского рынка только легковых автомобилей должен вырасти до 3,15 млн. Причем 80% продукции, бегающей через 10 лет по дорогам России, будет отечественного производства.

Почему машины не летают?

В более отдаленной перспективе российская автотехника сможет бороздить Луну и даже летать, следует из написанной чиновниками стратегии. Правда, если и дойдет до серийного выпуска автомобиля с крыльями, то простые россияне вряд ли смогут порулить этим чудом техники. В Стратегии в части НИОКР, ориентированных на долгосрочную перспективу, перспективная разработка значится как ""летающий автомобиль", в том числе, "двойного" назначения, для опережающего освоения прогнозируемого до 2030 г. сегмента рынка транспортных услуг делового, эксклюзивного, элитного и военного характера".

Скептики считают, что это пустая трата денег и предлагают лучше заняться строительством автомобильных дорог и массовым производством электромобилей. Но почему бы и не помечтать? На Западе уже не только мечтают, но и создают так называемые SkyCar или AirCar ("летающие автомобили"). Работа над этим ведется уже сотню лет, с начала 20 века была представлена как минимум сотня концепций летающих автомобилей. Правда, ни один "машиносамолет" в серийное производство пока не запущен. Но научная и инженерная мысль упорно бьется над проблемой создания "летающего автомобиля". Причем в последнее время живой интерес к этому вопросу проявляют военные.

Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA, Defense Advanced Research Projects Agency) объявило конкурс на создание аэромобилей. Проект уже получил название - Transformer TX. Его цель - создание транспортного средства с управляемостью, как у автомобиля, и которое могло бы летать как самолет, указывается в сообщении, опубликованном на сайте агентства. Такой симбиоз возможностей позволил бы военным Пентагона оперативнее передвигаться по пересеченной местности, избегать засад, самодельных взрывных устрой и минных полей. Проект предполагается реализовать за четыре года, затратив чуть более $50 млн.

Недостатков в концепциях летающих автомобилей нет, но все они не удовлетворяют требованиям военных. DARPA как минимум хочет от "летающего автомобиля" сочетания параметров армейского Hammer в части наземного управления, быстрой трансформации в летательный аппарат и вместимости не менее чем 4 человек. Скорость полета такого транспортного средства должна превышать 120 миль в час.

Пожалуй, близко к практической реализации идеи "летающего автомобиля" подошла компания Terrafugia из американского штата Массачусетс, которая уже в следующем году собирается начать продавать свой автомобиль со складывающимися крыльями. Этот проект уже был опробован в воздухе весной 2009 года. Пока же фирма активно собирает заказы и предоплату в $10 тыс. на свой двухместный "автомобилелёт", снаряженный восемью двигателями. Полная цена этого чуда техники - $194 тыс.

Распустить крылья прямо на шоссе, чтобы вырваться из пробки, вряд ли удастся, так как габариты автострады не позволят ей стать взлетно-посадочной полосой. Так что придется ехать до ближайшего аэропорта. И чтобы управлять таким транспортным средством, придется запастись правами летчика.

Разработки в этом направлении ведет и фирма Moller International (Калифорния), которая предлагает свой вариант автолета с вертикальным взлетом и посадкой. В 2008 году фирма Moller объявила, что через два года поднимет в воздух автомобиль Ferrari 599 GTB. Этот гибридный автомобиль получил рабочее название Autovolantor. Его земная скорость составит 100 км в час, а в воздухе он может разогнаться до 200 км. Летать автомобиль сможет на высоте 2500 футов. Аппарат фирма собиралась сделать за 2 года с учетом достаточного финансирования. Бюджет программы, как указывается в описании к проекту, был определен приблизительно в $3 млн. В какой сейчас стадии находится разработка "летающего автомобиля", фирма не сообщает.

У компании есть еще один проект - четырехместный M400X Skycar. Но то, что изображено в иллюстрации к проекту, мало напоминает автомобиль в отличие от Autovolantor. Правда, пока ни один аэромобиль этой компании так и не взлетел.

Но мечтать никому не заказано. Вот и в России размечтались на долгосрочную перспективу. И не только по части создания "летающего автомобиля". Еще одним перспективным направлением НИОКР может стать создание и исследование автотранспортных систем и комплексов для промышленного освоения Луны. При этом, как указывается в материалах Минпромторга, "создается новая инновационная отрасль промышленности".

Машины на атомной энергии

Основная проблема отечественной автомобильной промышленности заключается в отсутствии прогрессивных технологий и конструкторских решений, определяющих конкурентоспособность ее продукции не только на международном, но и внутреннем рынке. В этой связи основной акцент должен быть сделан на осуществление государственной поддержки ускоренного проведения комплекса НИОКР по созданию новых конкурентных продуктов, ориентированных к выходу на рынок в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Стратегия открывает невиданные горизонты для творчества. Конкурентными продуктами, разработанными в России, могут стать не только "летающие автомобили" или автолуноход. Среди других приоритетов: разработка перспективных технологий водородной энергетики и создание на их базе энергоэффективных транспортных систем со сверхнизким уровнем выбросов вредных веществ; создание интеллектуальных самоуправляемых "беспилотных" автотранспортных средств гражданского назначения и специальных автотранспортных средств различного типа и назначения для освоения шельфа Северного Ледовитого океана.

Есть еще одно интересное долгосрочное направление - "создание высокотехнологичных и энергоэффективных наземных мобильных платформ с использованием ядерных источников энергии". Прототип такого автомобиля уже был представлен в фантастическом фильме "Назад в будущее". А если его еще научить и летать, то киношные фантазии вполне могут стать былью.

С неба на землю

Но пока более реальными в части производства легковых автомобилей кажутся задачи на среднесрочную перспективу. Там есть и электромобили, и транспортные средства, работающие на альтернативных видах топлив, новые технологии и систем глубокого обезвреживания токсичных выбросов дизелей (евро-5 и евро-6), создание семейства специальных экологических транспортных средств с новыми типами движителей, в том числе на шинах сверхнизкого давления для работы в труднодоступных регионах страны.

С учетом реализации приоритетного сценария "партнерство" (один из возможных четырех) для сегмента легковых автомобилей в Стратегии заявлен общий объем инвестиций в производственные мощности и НИОКР в размере 227,5 млрд руб.

/Финмаркет/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail

Новости по теме

Не время расширять "утиль"

Экономика
S&P улучшило прогнозы рейтингов 13 компаний из РоссииS&P улучшило прогнозы рейтингов 13 компаний из России
Рейтинг предприятий изменился на "позитивный" со "стабильного"Подробнее
Греф прокомментировал украинские санкции против СбербанкаГреф прокомментировал украинские санкции против Сбербанка
"Мы сегодня занимаемся поиском вариантов максимально быстрого выхода с украинского рынка", - сказал глава СбербанкаПодробнее
Apple анонсировала красный iPhone 7 и новый iPadApple анонсировала красный iPhone 7 и новый iPad
Часть средств от продажи красных iPhone пойдет в Глобальный фонд для борьбы со СПИДомПодробнее
Доллар впервые за месяц опустился ниже 57 рублейДоллар впервые за месяц опустился ниже 57 рублей
Это произошло на фоне роста цен на нефтьПодробнее
Российский рекламный рынок в 2016 году вырос на 11%Российский рекламный рынок в 2016 году вырос на 11%
Лидерами роста стали сегменты интернет-рекламы и рекламы на телевиденииПодробнее
Россия погасит последний внешний долг СССРРоссия погасит последний внешний долг СССР
Москва вернет Боснии и Герцеговине советский долг в размере $125,2 млнПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи