Россия не ревнует к Nabucco

Эксперты полагают, что в ходе предстоящего визита в Турцию президента РФ могут обсуждаться в том числе вопросы сотрудничества в энергетике. В частности, уступки при поставках российского газа, строительство "Южного потока" и ряд других проектов

Москва. 11 мая. FINMARKET.RU - Турция выступает важным стратегическим партнером России в энергетической сфере, и, хотя предстоящий визит в Анкару президента России Дмитрия Медведева будет затрагивать множество областей сотрудничества, внимание наблюдателей сфокусировано именно на проектах в сфере энергетики. По мнению аналитиков, одной из тем в ходе визита могут стать уступки России по поставкам российского газа в Анкару, а также поддержка турецкой стороной строительства российского газопровода "Южный поток". В то же время аналитики считают маловероятным существенное продвижение по проектам участия российских компаний в строительстве нефтепровода Самсун-Джейхан и АЭС в Турции.

Ранее помощник главы государства Сергей Приходько заявлял, что официальный визит президента России Дмитрия Медведева в Турцию пройдет 11-12 мая, предметом обсуждения станут торгово-экономические проблемы. По словам С.Приходько, в ходе визита Д.Медведева планируется подписание более 20 документов в разных областях. При этом "наиболее значимые коммерческие контракты предполагается заключить по линиям "Газпрома" и "Роснефти".

Россия не ревнует

В преддверии официального визита российский министр энергетики РФ Сергей Шматко дал интервью турецкому агентству Cihan, в котором рассказал о российско-турецком сотрудничестве в энергетической сфере. В частности, министр заявил, что у сторон нет разногласий по реализации проекта "Южный поток", и у России не вызывает ревности тот факт, что Турция участвует и в другом проекте - в строительстве альтернативного газопровода Nabucco.

"Мы относимся с уважением к нашим партнерам, которые заинтересованы в том, чтобы максимально диверсифицировать поставки газа и сделать Турцию мощной транзитной страной. Так как мы не считаем Nabucco и наш проект "Южный поток" конкурентами, мы относимся к этому без ревности", - сказал министр. При этом С.Шматко подчеркнул, что Турция занимает очень конструктивную позицию как при реализации Nabucco, так и "Южного потока". "В отличие от некоторых других европейских партнеров, которые также как и Турция участвуют в проекте Nabucco и "Южный поток", наши турецкие партнеры ведут себя очень корректно, не противопоставляют и не сравнивают оба проекта. Поэтому у нас нет никаких разногласий по этому поводу", - сказал он.

Газопровод "Южный поток", задача которого - обойти рискованных транзитеров, должен пройти от черноморского побережья России до Болгарии, а затем продолжиться до Италии и Австрии. Мощность новой газопроводной системы планируется в объеме 63 млрд кубометров в год. Стоимость проекта составит, по оценке "Газпрома", 8,6 млрд евро.

Проект газопровода Nabucco предусматривает поставку газа из стран Каспийского региона в Европу в обход России. Бюджет строительства 3300-километрового газопровода оценивается в 7,9 млрд евро. Участники консорциума - германская RWE, австрийская OMV, турецкая Botas, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz и венгерский MOL. В качестве источников газа для трубопровода рассматриваются Азербайджан, Туркмения и Ирак.

Россия пойдет на уступки?

Кроме того, министр энергетики РФ сообщил о том, что Россия готова "проявлять гибкость" при реализации газа в Турцию в рамках действующих долгосрочных контрактов. При этом от самих долгосрочных контрактов и прописанного в них принципа "бери или плати", Россия, по словам министра, отказываться не будет. "Для нас долгосрочный характер наших контрактов, в том числе сохранение принципа "бери или плати", является очень важным. Мы не будем от него отказываться. Другое дело, что существуют различные возможности, связанные с предложением возможных сезонных скидок, либо каких предложений по характеру исчисления ценовых формул, которые в текущем периоде могут дать определенные послабления, но это в рамках действующих контрактов", - сказал он. Более детально раскрыть размер скидок, которая Россия готова предложить Турции, С.Шматко отказался.

Вместе с тем, посол Турции в РФ Халиль Акынджи в беседе с корреспондентом "Интерфакса" был несколько более конкретен, и не исключил, что стоимость российского газа для Турции может быть пересмотрена. "Что касается цен, то, насколько мне известно, будет какая-то корректировка. Но речь идет о переговорах между двумя коммерческими компаниями, и я не в курсе подробностей", - сказал он. Х.Акынджи отметил, что в связи с кризисом снизился объем получаемого Турцией российского газа.

С.Шматко также сообщил, что ОАО "Газпром" заинтересовано в работе на розничном рынке Турции. "Вопрос о выходе на газораспределительный рынок очень интересен, но здесь очень важно понимание стабильности и серьезности намерений провести либерализацию розничного рынка в Турции. Могу сказать, что обсуждается несколько такого рода проектов", - сказал он. С.Шматко пояснил, что одним из таких проектов является участие "Газпрома" в покупке газораспределительной сети в Стамбуле. Кроме того, рассматривается возможность строительства российской компанией подземного хранилища газа в Турции. При этом министр добавил, что газовый рынок Турции является очень перспективным и быстрорастущим, даже после мирового экономического кризиса.

Россия и Самсун-Джейхан

Что касается участия российских компаний в строительстве нефтепровода Самсун-Джейхан, транспортировка нефти по которому должна заменить ее перевозку танкерами через проливы Босфор и Дарданеллы, то, по мнению С.Шматко, в ближайшее время министерства энергетики России и Турции могут подписать межведомственное соглашение о реализации этого проекта. При этом, сообщил министр, РФ и Турция не обсуждают вопрос о полном запрете транспортировки нефти через Босфор и Дарданеллы. "В такой категоричной формулировке о запрете транспортировки вопрос никогда не обсуждался", - сказал он.

В свою очередь, посол Турции в РФ Х.Акынджи сообщил "Интерфаксу", что по вопросу равноправного участия российских компаний в строительстве нефтепровода Самсун-Джейхан идут переговоры между компаниями. Будет подписано межправсоглашение, а затем будет определено, кто и как участвует, как эксплуатируется нефтепровод и прочие технические вопросы. Вместе с тем, он отметил, что "коммерческие переговоры могут длиться бесконечно долго".

Посол пояснил, что необходимость в строительстве этого нефтепровода продиктована неспособностью Босфорского пролива поддерживать большое количество перевозок. "В конечном итоге проход танкеров либо будет ограничен, либо вообще запрещен", - сказал он. "Наша задача - беречь Босфорский пролив, это мировое достояние. Как всех напугала катастрофа, произошедшая в Мексиканском заливе. А представьте, то же самое произойдет в Босфорском проливе?" - сказал Х.Акынджи. При этом дипломат напомнил, что большая часть нефти, перевозимая на танкерах через Босфор, российского происхождения.

Трасса нефтепровода Самсун-Джейхан проходит с севера на юг Турции в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Проект предполагает поставки нефти с черноморского бассейна на европейские рынки. Как сообщалось, в прошлом году в рамках визита премьер-министра РФ Владимира Путина в Анкару между Россией и Турцией был подписан протокол о сотрудничестве в нефтяной сфере, предполагающий, в частности, участие российских компаний в строительстве нефтепровода Самсун-Джейхан. Кроме того, протокол предусматривал возможность участия российских компаний в строительстве нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) на территории Турции в районе порта Джейхан на юге страны.

Вместе с тем, С.Шматко сообщил, что вопрос строительства НПЗ в Турции будет решен после того, как будет подготовлено технико-экономическое обоснование и согласованы гарантии по загрузке будущего нефтепровода Самсун-Джейхан. "Это станет понятно после того, как мы в принципе согласуем сотрудничество, когда будет ТЭО, когда определятся окончательно источники загрузки этого нефтепровода", - сказал министр журналистам. По словам С.Шматко, также еще не решен вопрос, будут ли российские компании участвовать в строительстве завода.

Что с АЭС?

Перспективы еще одного российского проекта в Турции, а именно строительства АЭС, также еще предстоит обсуждать. В январе этого года вице-премьер РФ Игорь Сечин и министр энергетики Турции Танер Йылдыз подписали совместное заявление о взаимодействии в сооружении АЭС в Турции. Стороны сообщили, что близки к завершению переговоров по данному проекту.

По словам С.Шматко, Россия и Турция могут подписать межправительственное соглашение по реализации данного проекта уже в рамках планируемого визита главы российского государства в Анкару. "Мы прошли всю основную часть пути, основные принципы сооружения станции согласованы, практически все существовавшие развилки или недоговоренности и пройдены. Мы рассчитываем, что в ближайшее время будут подписаны все необходимые документы, и начнется сооружение станции", - добавил он. Министр напомнил, что это будет первый проект, в котором российские компании планируют выступать и как строители, и как владельцы атомной станции. "Мы пытаемся апробировать, обкатать схему, когда мы строим за рубежом станцию и продолжаем ею владеть, обеспечивая гарантированную поставку электроэнергии в турецкую энергетику", - сказал он.

Вместе с тем, как заявил помощник президента РФ С.Приходько, переговоры о строительстве АЭС могут оказаться непростыми и "носить острый характер". "Переговоры о строительстве АЭС не только на территории Турции, но и на территории любой другой страны всегда проходят достаточно сложно, а зачастую носят острый характер", - отметил С.Приходько. Он пояснил, что "эти сложности объясняются жесткими критериями, которые предъявляет Ростехнадзор в области ядерной безопасности, а также к качеству поставляемого Россией оборудования". Он также отметил, что для надежности часть финансирования компаний, которые будут участвовать в строительстве АЭС, возьмет на себя Россия. "Это необходимо для того, чтобы можно было установить строгий контроль за целесообразным распределением расходов", - сказал помощник президента России. Исходя из таких факторов, по словам С.Приходько, "трудно предположить, когда закончатся основные переговоры и начнется строительство АЭС в Турции".

Правда, несмотря на это, как сообщил С.Шматко, Россия и Турция уже определили цену электроэнергии в рамках строительства АЭС. "Цена электроэнергии известна, мы согласовали практически все коммерческие условия", - сказал он. Уточнить размер цены С.Шматко отказался, отметив, что условия строительства станции еще должны быть рассмотрены парламентом Турции.

Аналитики считают ключевыми уступки по газу и "Южный поток"

Предстоящий официальный визит главы российского государства в Турцию - это очередной этап в развитии энергетического сотрудничества с этой страной, на внутренний рынок которой Россия обеспечивает около 80% поставок газа и 40% поставок нефти и нефтепродуктов, отмечает аналитик по нефти и газу ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров. "Это важный для нас партнер", - подчеркнул эксперт.

По его мнению, можно ожидать согласование по вопросам, где Газпром пойдет навстречу пожеланиям турецкой стороны, что может обойтись в размере свыше $1 млрд недополученной выручки Газпрома. "Но это в рамках уступок, которые Газпром осуществляет и для западноевропейских стран", - сказал аналитик, отметив, что в том числе снижается объем обязательств по соглашениям "бери или плати" (понижение планки до 75%), видимо, будет скидка к цене на газ. В обмен же может быть получена дальнейшая поддержка со стороны Турции проекта строительства газопровода "Южный поток", важного для России.

Что касается двух нефтепроводов - Самсун-Джейхан и Бургас-Александруполис, по которым нефть должна идти вместо перевозки танкерами через Босфор, то, по мнению аналитика, пока трудно сказать, будет ли здесь прорыв. "Вопрос в подвешенном состоянии. Вопрос заключается в том, чтобы забрать танкеры из проливов Босфор и Дарданеллы, оставив только перевозку нефтепродуктов, а нефть перевести в строящиеся нефтепроводы. Но нефтяные компании, которые участвуют в этих переговорах, против, так как повышаются транспортные расходы. Пока сложно сказать, о чем здесь договорятся", - говорит эксперт. То же самое пока можно сказать и о проекте строительства АЭС, полагает аналитик.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail

Новости по теме

Экономика
Курс евро снизился на фоне провала коалиционных переговоров в ГерманииКурс евро снизился на фоне провала коалиционных переговоров в Германии
Ангела Меркель может попытаться привлечь в коалицию социал-демократов или сформировать правительство меньшинстваПодробнее
Росрыболовство объяснило рост цен на красную икруРосрыболовство объяснило рост цен на красную икру
В ведомстве полагают, что дело в спекулятивном настрое рынкаПодробнее
Tesla представила свой первый электрический грузовикTesla представила свой первый электрический грузовик
Кроме того, компания презентовала прототип нового поколения Tesla RoadsterПодробнее
Набиуллина констатировала окончание восстановительного роста экономикиНабиуллина констатировала окончание восстановительного роста экономики
"По нашей оценке, мы компенсировали 95% падения экономики, которое произошло, начиная с 2015 года", - сообщила глава ЦБПодробнее
Акции ВТБ рухнули почти на 10% и достигли минимумов с декабря 2014 годаАкции ВТБ рухнули почти на 10% и достигли минимумов с декабря 2014 года
На рынке продолжаются распродажи в преддверии реорганизации банка путем присоединения ВТБ 24Подробнее
Глава РЖД пообещал возобновить продажи плацкартных билетов с 17 ноябряГлава РЖД пообещал возобновить продажи плацкартных билетов с 17 ноября
Возобновить продажу билетов в плацкарт потребовал Дмитрий МедведевПодробнее
Недвижимость
Последние новости