На тропу войны с металлургами

Машиностроители, чувствуя поддержку главы правительства Владимира Путина, похоже, готовы к масштабным "военным действиям" против металлургов

На тропу войны с металлургами
Фото: Reuters

Москва. 27 мая. FINMARKET.RU - Бурно и широко обсуждаемое намерение металлургов повысить цены на 20-30% для машиностроителей, похоже, подтолкнет последних к масштабным "военным действиям". Так, замглавы Союза машиностроителей Владимир Гутенев заявил в четверг, что "взывать к совести металлургов - неправильный путь". А правильный путь, по его мнению, был показан премьер-министром, "когда он хотел вызвать доктора к Зюзину, но, к сожалению, не вызвал".

Цены растут по весне

В марте крупнейшие металлопрокатчики объявили ряду клиентов о своем намерении повысить цены на свою продукцию на 20-30%. Металлурги объясняли это подскочившей почти вдвое стоимостью коксующегося угля.

После чего ОАО "Уралвагонзавод" (УВЗ) и ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) написали жалобы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), уверяя, что в случае такого роста цен им придется или повышать цены для потребителей, или работать в убыток. В необоснованном завышении цен обвинялись Evraz Group, ОАО "Северсталь", ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (ММК) и группа "Мечел". Жалоба РЖД была рассмотрена, однако ФАС не нашла в действиях металлургов никаких нарушений. А по жалобе УВЗ служба возбудила административное дело в отношении Evraz и заявила, что, возможно, следом будут возбуждены дела и в отношении других меткомпаний.

Особую остроту вопрос стоимости проката приобрел после заявления премьер-министра Владимира Путина о необходимости "серьезного обсуждения" заявленного металлургами повышения цен.

Сейчас конфликт в самом разгаре: металлурги упорствуют в намерении поднять цены и грозят машиностроителям прекращением поставок, а последние соглашаются на временный рост, опасаясь остановки конвейера. При этом, если с Evraz, ММК и "Мечелом" машиностроители ведут переговоры с некоторой степенью взаимопонимания и успешности, то "Северсталь" вызывает у них наибольшее количество нареканий. Президент ОАО "Русская корпорация транспортного машиностроения" Виктор Мажукин даже призвал коллег по цеху не покупать прокат у "Северстали". "Мы уже 7 лет не берем у "Северстали"! Я вам скажу, где брать. Приходите, расскажу!" - уверял он. Настроение представителей машиностроительных компаний наглядно показал прошедший в четверг в Общественной палате круглый стол "Рост цен на продукцию металлургической, горно-обогатительной и угольной промышленности".

Хирург или терапевт?

Противостояние металлургов и машиностроителей обостряется каждую весну (исключение составляет прошлый кризисный 2009 год), когда первые заявляют об увеличении цен на свою продукцию, а вторые, естественно, с ней спорят. Однако в этом году у машиностроителей, по их мнению, больше шансов на победу, так как за них вступился премьер-министр.

Чувствуя такую поддержку, машиностроители готовы выйти на тропу войны с металлургами. Свои надежды они связывают с помощью государства. "Государству надо поднажать, и мы сядем и договоримся. Иначе они получат вагоны по мировой цене", - уверен В.Мажукин.

Директор московского представительства УВЗ Василий Варенов полагает, что "поднажать" недостаточно. По его мнению, правительству пришло время пересмотреть принятые в кризис меры господдержки металлургов, по его словам, "беспрецедентные". "В I квартале 2010 года наблюдался рост экспорта (металлопроката)", - отметил В.Варенов, добавив, что это свидетельствует об улучшении положения в отрасли.

УВЗ предлагает следующее: ввести экспортную пошлину на метпродукцию на 15%, временно обнулить все пошлины на импорт проката, ввести квоты на экспорт коксующегося угля, железной руды, проката черных металлов и восстановить пошлины на импорт оборудования для металлургических компаний, параллельно обнулив пошлину на импорт оборудования, необходимого для развития машиностроения. "Обеспечьте внутренних потребителей, а потом продавайте на экспорт", - категоричен В.Варенов.

В.Гутенев, который помимо должности зампреда Союза машиностроителей (а возглавляет это объединение руководитель "Ростехнологий" Сергей Чемезов), занимает еще и пост председателя общественного совета при Минпромторге, заявил о необходимости "вызвать доктора" к ряду меткомпаний, если те продолжат упорствовать в своем желании поднять цены на прокат. Среди предлагаемых им способов борьбы - объединение усилий машиностроительных компаний, постоянное информирование ФАС и других госорганов о фактах нарушений металлургами условий договоров с машиностроителями. Кроме того, он призывает убедить госорганы проверить, какие именно структуры участвуют в продаже проката, какие структуры поставляют металлургам кокс и руду и не находятся ли они в одних и тех же холдингах, с одними и теми же бенефициарами. В-третьих, по его мнению, нужно пролоббировать налоговые проверки меткомпаний по вопросам ценообразования и уплаты налогов. В-четвертых - поднять вопрос о соблюдении экологических норм предприятиями - производителями проката. И в-пятых, воздействовать на них "через профсоюзы". Идея проста: если меткомпании ссылаются на мировую цену на прокат при продажах на внутреннем рынке, то пусть и вся остальная их деятельность соответствует мировым стандартам, начиная от социальной ответственности, норм охраны труда и зарплат до отчисления налогов в России и прозрачной структуры ценообразования. "Вызывать хирурга или терапевта - надо решить. Но вызывать "скорую помощь" надо однозначно", - резюмировал он.

Замначальника Управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС Ольга Сельващук, присутствовавшая на круглом столе, выслушав претензии и предложения машиностроителей, предложила компаниям чаще обращаться с жалобами в ФАС, чтобы служба всегда знала, что происходит в отрасли. "Мы призываем машиностроителей обращаться в ФАС", - заявила она.

Перед лицом общего врага

Предложенные меры поддержал председатель профсоюза машиностроителей Николай Шатохин, заметивший, что "только забрезжила надежда в виде информации со стороны Сбербанка о снижении кредитных ставок, а с повышением на 25% (цен на металлопрокат) эти надежды похоронены".

О согласии участвовать в совместной борьбе заявили также вице-президент ООО "ККУ "Концерн "Тракторные заводы" Наталья Партасова, член правления УК "Группа "ГАЗ" Елена Матвеева, председатель профкома ОАО "АвтоВАЗ" Сергей Зайцев и многие другие.

Приведет ли этот порыв к реальным шагам со стороны государства, покажет время. Как и то, не развалится ли столь сплоченное сейчас объединение, когда хоть один из его участников сумеет договориться о цене с поставщиками металлопроката.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Эксперты отметили резкое торможение российской экономикиЭксперты отметили резкое торможение российской экономики
Цифры слабые, существенно хуже ожиданий, констатировали экономисты после публикации данных РосстатаПодробнее
Россельхознадзор запретил поставки свинины и говядины из БразилииРоссельхознадзор запретил поставки свинины и говядины из Бразилии
Страна является одним из самых крупных поставщиков мяса в РФПодробнее
Спрос на бензин и авиатопливо в 2017 году вырастет впервые за 4 года. ОбзорСпрос на бензин и авиатопливо в 2017 году вырастет впервые за 4 года. Обзор
Как ожидают аналитики, только мазут по итогам года покажет понижающую динамику спросаПодробнее
Бизнес пожаловался Путину на нарушение моратория на рост налоговой нагрузкиБизнес пожаловался Путину на нарушение моратория на рост налоговой нагрузки
Из-за введения трех новых сборов предпринимателям в 2018 году придется заплатить в бюджет больше 100 млрд рублейПодробнее
Курс евро снизился на фоне провала коалиционных переговоров в ГерманииКурс евро снизился на фоне провала коалиционных переговоров в Германии
Ангела Меркель может попытаться привлечь в коалицию социал-демократов или сформировать правительство меньшинстваПодробнее
Росрыболовство объяснило рост цен на красную икруРосрыболовство объяснило рост цен на красную икру
В ведомстве полагают, что дело в спекулятивном настрое рынкаПодробнее
Недвижимость
Последние новости