ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 07:55

Газовая политика: мы не меняемся

Наша страна если и меняется (согласно лозунгу президента Дмитрия Медведева), то только не в подходе к поставкам газа. На глазах у участников международного форума разыгрывалась третья газовая война. Заодно российская сторона дала понять, что мы не станем заигрывать перед потребителями

Газовая политика: мы не меняемся
Фото ИТАР-ТАСС

Санкт-Петербург. 20 июня. FINMARKET.RU - Главным лозунгом Санкт-Петербургского экономического форума стало название доклада Дмитрия Медведева - "Мы изменились". Но события, происходившие на ПЭФе и рядом с ним, показывают - если мы в чем-то и изменились, но только не в подходе к поставкам газа.

Третья газовая

На глазах у участников форума разыгрывалась третья газовая война, на этот раз с Белоруссией. "Газпром" попросил "Белтрансгаз" погасить к 21 июня долг за поставки газа в размере $192 млн. Первый замминистра энергетики Белоруссии Эдуард Товпенец заявил в пятницу, что сам "Газпром" должен Белоруссии более $200 млн за транзит газа по белорусской территории.

И началось.

Для разрешения ситуации в Санкт-Петербург приехал министр энергетики Белоруссии Александр Озерец. Но его встреча с главой Газпрома Алексеем Миллером в офисе "Газпром нефти" на Английской набережной закончилась ничем. А.Миллер так и сказал - "ничем".

Комментируя перспективы развития событий, он добавил: "Президент уже все сказал на встрече с председателем правления "Газпрома" - 5 дней".

"Газпром" обещает на 85% ограничить поставки газа в Белоруссию, если она не погасит долг к 10:00 мск 21 июня. С точки зрения "Газпрома", задолженность возникла из-за того, что Белоруссия в одностороннем порядке в 2010 году платит за газ по цене 2009 года - $150 за 1 тыс. кубометров, в то время как по контракту фактическая средняя цена в январе-апреле составила $174 за 1 тыс. кубометров. "Газпром" опасается, что из-за сложившейся ситуации долг Белоруссии за газ к концу года может достигнуть $500-600 млн.

В субботу ситуацию с Белоруссией прокомментировали все чиновники, ответственные за ТЭК: первый вице-премьер РФ, председатель совета директоров "Газпрома" Виктор Зубков, вице-премьер РФ Игорь Сечин и министр энергетики Сергей Шматко.

В.Зубков заявил, что Белоруссия не предоставляла России документы о задолженности за транзит газа. По его словам, если у Белоруссии есть к России какие-либо претензии, "они должны были оформить документы и их предъявить нам". "Они документы не представили", - сказал он.

И.Сечин призвал разбираться с вопросом о претензиях Белоруссии к "Газпрому" в судебном порядке. "В суде разберемся, кто кому должен", - сказал вице-премьер.

Глава "Газпром экспорта", член правления "Газпрома" Александр Медведев, комментируя перспективы судебного разбирательства, сказал: "Раз И.Сечин говорит, что будем, значит - будем".

Будут ли переговоры продолжены дальше, глава "Газпрома" не смог сказать. "Мы расстались, и куда они (белорусские представители) уехали - я не знаю", - сказал он.

Нам не страшен shale gas

Понять, что Россию не испугало падение цен на газ, и мы не станем заигрывать перед потребителями, можно было на энергетической сессии ПЭФа, наиболее представительной из всех по составу участников.

Российским потребителям следует готовиться к тому, что уже через три с половиной года они будут платить за "голубое топливо" столько же, сколько платят потребители "Газпрома" в Германии, причем по самым дорогим - долгосрочным контрактам. Без оглядки на собственный баланс спроса и предложения товара, запертого в России законом об экспорте газа. Это утроит прибыль "Газпрома" и подстрахует его от зыбкого покупательского здоровья еврозоны.

А зарубежным - не надеяться на сланцевый газ, который помог бы им сбить цены наших долгосрочных контрактов.

С главным докладом на эту тему выступил вице-премьер РФ Игорь Сечин, которому как многолетнему председателю совета директоров "Роснефти" исторически ближе тема жидких углеводородов. Вслед за ним конкретики добавил глава "Газпрома" Алексей Миллер.

И.Сечин в своем докладе заявил, что спотовый рынок, где цены сейчас почти в два раза ниже цены долгосрочных контрактов, может дополнять, но не может заместить контрактный рынок. "Он дает возможность торговли при избытке предложения, при уверенном избытке. Однако спотовый рынок не может обеспечить уверенный прирост ресурсной базы, адекватной долгосрочному росту потребности в этом виде топлива", - сказал он. "Хотелось бы посмотреть на инвестора, который станет принимать решение о многомиллиардных капиталовложениях в условиях волатильности, неопределенности и непредсказуемости цен на газ", - добавил вице-премьер.

И.Сечин также призвал мировых потребителей объективно оценивать работу производителей газа и их долю в конечной цене поставляемого сырья. "Нельзя демонизировать производителей при формировании цен на газ. Ее формируют многие объекты рынка", - сказал он. И.Сечин пояснил, что, в частности, доля производителя газа в конечной цене сырья для домашних хозяйств поставляет лишь 30-40%, а для промышленных потребителей - 60-70%.

С 2014 года цены на газ в России должны сравняться по доходности с ценой экспорта газа "Газпрома" (он реализуется по долгосрочным контрактам). Как напомнил А.Миллер, "Газпром" поставляет на европейский рынок около 150 млрд кубометров газа в год, на внутренний - около 300 млрд кубометров. "К 2014 году "Газпром" по финансовому результату получит для себя два европейских рынка", - сказал А.Миллер.

При этом между ликвидностью европейского газового рынка и ликвидностью российского газового рынка так и останется закон об экспорте газа. "Единый экспортный канал как действовал, так и будет действовать", - подчеркнул глава "Газпрома".

Рост потребления российского газа в Европе обеспечат не потребители, а спад собственного производства, заявил А.Миллер.

При этом сланцевый газ никого не спасет. "Сланцевый газ дополнит структуру энергоснабжения Европы, но основное его влияние не будет, наверное, прослеживаться вплоть до 2020 года или даже позже. И он не заменит импорт традиционного газа", - сказал глава Cambridge Energy Research Associates (CERA) Даниэль Ергин на форуме. "По нашим оценками, сланцевый газ в Европе частично компенсирует неизбежное падение на североморских промыслах, но скорее всего, этого будет недостаточно. В результате Европа будет вынуждена больше импортировать из России", - отметил Д.Ергин.

Заместитель исполнительного директора Международного энергетического агентства Ричард Джонс поднял старую больную тему: "Нужно открыть доступ независимым производителям к магистральным газопроводам. Это возможность воспользоваться ростом спроса и не производить гигантских капитальных вложений для его обеспечения", - сказал он. Но его слова вряд ли будут услышаны в ближайшее время.

Новости по теме

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });