Доступная водка, недоступная рыба

Более половины потребительских товаров за последние 20 лет стали доступнее по цене. Лидером в рейтинге доступности, составленном компанией ФБК, стала водка. В аутсайдерах доступности рыба

Доступная водка, недоступная рыба
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 29 июня. FINMARKET.RU - Становление рыночной экономики в России тяжело далось населению. Зато за последние 20 лет ценовая доступность не менее половины потребительских товаров в России стала выше. К такому выводу пришли аналитики аудиторско-консалтинговой компании ФБК, опровергнув, таким образом, расхожее мнение о том, что товаров стало больше, но их невозможно купить.

Чтобы понять, насколько доступным стали потребительские товары населению, была проведена оценка, сколько товара (в килограммах или литрах) можно было купить на одну среднемесячную заработную плату россиянина в 2009 году (18 тыс. 785 рублей) по сравнению с 1990 годом (303 рубля).

Если исчислять возможности кошелька среднестатистического россиянина в крепком алгоколе, то спустя 20 лет на среднюю зарплату его можно было купить в несколько раз больше. Абсолютным лидером в списке является водка - она стала доступнее в 5,3 раза. В 1990 году на одну среднемесячную зарплату можно было купить 16,6 литров водки (по цене 18,2 руб. за литр), а в 2009 году - уже 87,8 литров (213,84 руб. за литр).

Второе место в рейтинге доступных товаров занял коньяк, доступность которого возросла в 2,7 раза. Причем цена этого напитка выросла с 34,5 рублей за литр до 803,14 руб. Второе место в рейтинге доступности этому напитку досталось еще и потому, что за исследуемый период коньяк подорожал более чем в 22 раза, а водка - только в 11,8 раз.

Но, как отмечают аналитики ФБК, несмотря на то, что крепкие спиртные напитки стали за годы становления рыночной экономики значительно более доступными, одновременно никакого значительного роста потребления алкоголя на душу населения за прошедшие годы не наблюдалось. По словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, чьи комментарии приводятся в исследовании, этот показатель в России остается все эти годы стабильно высоким - около 10 л абсолютного алкоголя на душу населения в год.

Но не водкой единой жив россиянин. Относительно более дешевыми, а значит, доступными, согласно рейтингу ФБК, в последние двадцать лет стал, например, лук репчатый (еще один призер рейтинга доступности товаров). В 1990 году лук стоил 70 копеек, и если среднестатистическую зарплату перевести в килограммы этого продукта, то тянула она на 432,9 кг, в 2009 году при цене 17,86 рубля за кг - уже более чем на тонну (1051,8 кг).

Также более доступными стали яйца, мясо птицы, яблоки и некоторые другие товары. Всего же эксперты насчитали 16 товаров, которые стали доступнее россиянам.

  • 1. водка - стала доступней в 5,3 раза(
  • 2. коньяк - 2,7 раза
  • 3. лук репчатый - в 2,4 раза
  • 4. шампанское - в 2,4 раза
  • 5. яйца (десяток) - 2,3 раза
  • 6. мясо птицы - почти в 2 раза
  • 7. яблоки - в 1,8 раза
  • 8. масло растительное - в 1,8 раза
  • 9. картофель - почти в 1,8 раза
  • 10. сахар - в 1,7 раза
  • 11. мука - в 1,6 раза
  • 12. чай натуральный - почти в 1,6 раза
  • 13. капуста свежая - в 1,4 раза
  • 14. консервы рыбные - почти в 1,3 раза
  • 15. рис шлифованный - почти в 1,3 раза
  • 16. масло животное - более чем в 1,1 раза

Однако, указывают эксперты, ряд товаров по сравнению с советскими временами стал для потребителя относительно более дорогим. К таковым И.Николаев отнес, в частности, пиво, чья доступность уменьшилась на 7,9%. Двадцать лет назад на зарплату россиянина можно было купить 432,9 литра пенного напитка по цене 70 копеек за литр, а в 2009 году всего 398,5 литров при цене 47,14 рубля. То есть цены на этот товар подскочили более чем в 67 раз, тогда как средняя зарплата выросла в 62 раза.

Еще более катастрофическая ситуация с сыром (ценовая доступность уменьшилась на 18,5%), говядиной (23,2%), свининой (26,4%) и т.д. Зато теперь мясо можно купить во многих сельских магазинах, тогда как в 1990 году его во многих регионах страны "вообще было очень сложно купить", напомнил эксперт.

На последних местах в рейтинге доступности российских товаров - рыба. Рост цен на этот продукт поражает воображение. С 1990 года по 2009 они выросли более чем в 133 раза. Тогда на одну среднемесячную зарплату можно было купить 606 кг рыбы мороженой (при цене 59 копеек за килограмм), в 2009 году - всего 238,8 кг (78,66 руб. за кг).

Товары, чья ценовая доступность уменьшилась:

17. пиво - на 7,9%

18. сыр - на 9,5%

19. говядина - на 23,2%

20. свинина - на 26,4%

21. молоко - на 28,7%

22. макароны - на 33,8%

23. хлеб - на 37,5%

24. рыба соленая - на 51,2%

25. рыба мороженная - на 60,6% (или в 2,5 раза)

В целом же, как говорится в проекте стратегии развития торговли РФ до 2020 года, размещенном на сайте Минпромторга РФ, потребление основных продуктов питания в среднем на душу населения в России ниже рекомендуемых норм питания.

По мясу и мясопродуктам потребление на 68% ниже нормы, молоку и молокопродуктам - на 61%, яйцам - на 88%, рыбы и рыбопродуктам - на 56%. Но данную проблему министерство связывает с недостаточным развитием инфраструктуры, включающей хранилища.

"Исторически сложилось, что преобладающей тенденцией стало размещение хранилищ в местах потребления. В результате этого ощущается острая нехватка складов и холодильников в местах производства сельскохозяйственного сырья или вылова рыбы", - говорится в стратегии. По мнению авторов стратегии, в результате этого происходит снижение объемов производства необходимых продуктов питания, что приводит к снижению душевого потребления и значительному отклонению от рациональных норм питания.

/Финмаркет/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Литовские приставы взыщут с "Газпрома" штраф в 36 млн евроЛитовские приставы взыщут с "Газпрома" штраф в 36 млн евро
"Газпром" должен был уплатить штраф до 22 марта 2017 годаПодробнее
Google не удалось убедить рекламодателей США в надежности YouTubeGoogle не удалось убедить рекламодателей США в надежности YouTube
Компании стали отказываться от размещения рекламы на YouTube, поскольку их объявления показывались вместе с экстремистскими видеороликамиПодробнее
Компания Геннадия Тимченко реконструирует ресторан "Золотой колос" на ВДНХКомпания Геннадия Тимченко реконструирует ресторан "Золотой колос" на ВДНХ
По данным источников "Ведомостей", в заведнии будет сделан акцент на блюдах, приготовленных из продуктов российских производителейПодробнее
Путин внесет в Госдуму кандидатуру главы ЦБ Набиуллиной для продления полномочийПутин внесет в Госдуму кандидатуру главы ЦБ Набиуллиной для продления полномочий
Эльвира Набиуллина возглавляет Банк России с 2013 годаПодробнее
Дума приняла закон о праве граждан под санкциями отказаться от статуса налогового резидентаДума приняла закон о праве граждан под санкциями отказаться от статуса налогового резидента
Закон также придает этому положению обратную силу, распространив его на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 годаПодробнее
У российских импортеров алкоголя возникли проблемы с получением акцизных марокУ российских импортеров алкоголя возникли проблемы с получением акцизных марок
Как сообщают источники "Коммерсанта", для некоторых напитков, например вин и крепкого спиртного в полулитровых бутылках, марки и вовсе кончилисьПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи