ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

Прокуроры не инсайдеры

Госдума приняла закон об инсайде, необходимый для создания в России международного финансового центра. При этом в последний момент в законопроект была внесена поправка

Прокуроры не инсайдеры
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 2 июля. FINMARKET.RU - Госдума в пятницу приняла в третьем итоговом чтении так называемый закон "Об инсайде". Принятие этого закона обсуждалось в России уже на протяжении нескольких лет и оказалось чрезвычайно сложным. В итоговом варианте документа из списка инсайдеров были исключены органы прокуратуры.

Напомним, что отсутствие закона об инсайде, к примеру, не дает возможности признать Россию страной с регулируемым рынком. А, следовательно, мешает созданию в стране Международного финансового центра, мечту о котором лелеют российские власти.

Между вторым и третьим

Проект закона был внесен в Госдуму правительством РФ еще в конце декабря 2008 года. Первое чтение многострадальный законопроект прошел 17 апреля 2009 года, то есть уже более года тому назад. По оценкам некоторых специалистов, законопроект поступил в думу в прошлом году "сырым". Документ вызвал множество споров, в частности, о том, как определить базовые понятия и круг лиц, причастных к распространению и использованию инсайдерской информации.

"По сути, в этот круг попадали все, включая технический персонал той или иной организации. Инсайдером могло быть признано даже то лицо, которое и не подозревало бы, что является носителем инсайдерской информации", - рассказывал член думского комитета по финрынку Юрий Исаев.

Вместе с тем, в феврале текущего года президент РФ Дмитрий Медведев поручил согласовать закон об инсайде к 1 мая текущего года. Ускорить принятие закона об инсайде также требовал премьер Владимир Путин.

И вот 18 июня состоялось второе чтение существенно доработанного законопроекта. Как правило, второе чтение для документов является ключевым в том смысле, что именно перед ним в документ вносятся изменения "по существу". Однако в пятницу, перед окончательным принятием, депутатам пришлось возвращать этот законопроект во второе чтение, чтобы внести существенную поправку. А именно, из списка инсайдеров были исключены органы прокуратуры.

За поправку, предложенную думским комитетом по финансовому рынку, в пятницу проголосовали 316 депутатов, против - 57, воздержался один парламентарий. Поясняя суть поправки, ее автор, глава комитета по финансовому рынку Владислав Резник отметил, что "хотя, по сути, органы прокуратуры являются потенциальными инсайдерами, действующая система и иерархия органов власти не позволяют нам сейчас однозначно отнести Генпрокуратуру к инсайдерам одним лишь включением ее в данный инсайдерский список".

По словам В.Резника, в силу особого правового положения Генпрокуратуры и ее места в системе госорганов она по своему статусу ближе к судебной власти. "Задача Генпрокуратуры - надзирать и не быть органом, подлежащим надзору (со стороны ФСФР - прим. ред.), тем более что судебную власть мы не включили в список инсайдеров", - добавил депутат.

"После длительных консультаций с Генпрокуратурой, президентской стороной, правительством, экспертами мы приняли решение на данный момент исключить Генпрокуратуру из списка инсайдеров и решать этот вопрос в другое время, тем более что статья о включении Генпрокуратуры начинала бы работать через год. Этот год (планируется) на комплексное решение проблемы", - заключил депутат.

Что такое инсайд и кто такой инсайдер

С учетом поправки Госдума 2 июля приняла закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в третьем окончательном чтении.

За принятие документа в третьем чтении проголосовали 312 депутатов, против - 3, воздержался 1.

В законе наконец определены понятия: "инсайдерская информация", "инсайдеры", "манипулирование рынком", "операции с финансовыми инструментами или товарами", "организатор торговли".

В частности, "инсайдерская информация" - это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена, в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи в части информации о почтовых переводах денежных средств и иную охраняемую законом тайну, распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты или товаров, в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, одного или нескольких хозяйствующих субъектов, с долей на рынке в размере более 35% и занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах РФ, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты или товаров, и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации.

Исчерпывающие перечни инсайдерской информации утверждаются нормативным правовым актом ФСФР. При этом лица, отнесенные к группе "инсайдеров", обязаны утвердить собственные перечни инсайдерской информации.

К "инсайдерской информации" не относятся сведения, ставшие доступными неограниченному кругу лиц, в том числе в результате их распространения, а также проведенные на основе общедоступной информации исследования в отношении финансовых инструментов, рекомендации и предложения об осуществлении операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой или товарами.

К "инсайдерам" в законе отнесены эмитенты и управляющие компании; хозяйствующие субъекты, имеющие долю на рынке более 35% и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в границах РФ; организаторы торговли, клиринговые организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; сотрудники этих организаций, которые имеют доступ к инсайдерской информации на основании соответствующих договоров; члены совета директоров (набсовета); лица, владеющие не менее чем 25% голосов в высшем органе управления. Кроме того, "инсайдерами" являются аудиторы этих компаний, оценщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные, страховые организации, которые на основании соответствующих договоров имею доступ к инсайдерской информации.

В перечень "инсайдеров" включены федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Банк России. Кроме того, в список "инсайдеров" входят члены Национального банковского совета.

Также включены в перечень "инсайдеров" информационные агентства, которые раскрывают или предоставляют информацию перечисленных организаций, а также рейтинговые агентства.

Физические лица, имеющие доступ к инсайду на основании трудовых и гражданско-правовых договоров в указанных организациях, также отнесены к инсайдерам.

Закон определяет конкретные способы манипулирования и устанавливает запрет на совершение таких действий. Закреплены правила использования и раскрытия инсайдерской информации.

И что за это будет?

В документе прописывается, что любое лицо, которое неправомерно использовало инсайдерскую информацию, распространило заведомо ложные сведения, не несет ответственности, если оно не знало или не должно было знать, что такая информация является инсайдерской, а распространенные сведения - заведомо ложными.

В соответствии с документом СМИ, главный редактор, журналист обязаны напрямую предоставлять ФСФР сведения об источнике информации, если эта информация была ложной и привела к манипулированию рынком.

Редакция СМИ, главный редактор и сотрудники не могут быть привлечены к ответственности, если в публикации дословно приводятся цитаты конкретных лиц или материал воспроизведен из публикации другого СМИ.

Также законом предусматривается административная и уголовная ответственность за умышленное неправомерное использование инсайдерской информации. Нормы об административной ответственности применяются по истечении 1 года после опубликования закона, а нормы об уголовной ответственности - через 3 года после опубликования закона.

В Уголовном кодексе РФ прописана ответственность за неправомерное использование или передачу инсайдерской информации. Ответственность за неправомерное использование информации наступает, если такое деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере, который превышает 2,5 млн рублей. Предусматривается штраф в размере от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет. Кроме того, возможно лишение свободы на срок от 2 до 4 лет со штрафом до 50 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

За умышленную неправомерную передачу инсайдерской информации другому лицу штраф составит от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей. Возможно лишение свободы от 2 до 6 лет со штрафом до 100 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет или без такового.

Закон определяет функции и полномочия ФСФР в рамках выявления и предотвращения правонарушений, связанных с использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком. Предполагается, что закон вступит в силу по истечении шести месяцев со дня опубликования.

Ближе к цели

Принятие нового закона тесно связано с планами по созданию в России Международного финансового центра. Закон об инсайде направлен на обеспечение рыночного механизма ценообразования на организованных рынках, обеспечение их эффективного развития и повышение конкурентоспособности. Принятие документа должно способствовать укреплению доверия как отечественных, так и зарубежных инвесторов.

Заместитель председателя думского комитета по финансовому рынку Лиана Пепеляева заявила журналистам, что принятие закона - это важное условие для создания в стране Международного финансового центра и привлечения долгосрочных инвестиций. "Он установит основные правила, обеспечивающие прозрачные, цивилизованные торги на организованных рынках", - подчеркнула она.

Новости по теме

Строили, строили и...?

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });