ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

РусАл хочет значить больше

Глава "РусАла" Олег Дерипаска продолжает утверждать, что менеджмент "Норильского никеля"неразумно расходует средства, а "Интеррос" нарушает условия прежних договоренностей. Но все изменится к лучшему, когда алюминиевая компания добьется переизбрания совета директоров, полагает О.Дерипаска

РусАл хочет значить больше
О.Дерипаска. Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 2 августа. FINMARKET.RU - По странной случайности заявления ОК "РусАл" о неэффективности менеджмента ОАО "ГМК "Норильский никель", непрозрачности компании и о том, что ХК "Интеррос" на самом деле не заинтересован в развитии ГМК, совпали с потерей прежнего влияния "РусАла" на бизнес "Норникеля" после избрания нового совета директоров, в котором алюминиевая компания получила всего три места. По мнению главы "РусАла" Олега Дерипаски, менеджмент неразумно расходует средства, "Интеррос" нарушает условия прежних договоренностей, но все изменится в лучшую сторону, когда алюминиевая компания добьется переизбрания совета директоров.

Таинственные договоренности

Встреча в пятницу О.Дерипаски с журналистами в основном была посвящена оценке алюминиевой компанией того, что происходило в "Норникеле" в последние два года, после конфликта акционеров в 2008 году, и голосованию "Интерроса" на последнем собрании акционеров по вопросу избрания совета директоров ГМК.

"РусАл" обвинил "Интеррос" в нарушении неких договоренностей по управлению "Норникелем", которых акционеры достигли по итогам конфликта 2008 года. В компании не конкретизируют, что именно это были за договоренности, как они были оформлены и каким именно способом алюминиевая компания планирует добиться от "Интерроса" их соблюдения. Единственное, что указывается, что это договоренности "по управлению компанией".

По сути, "РусАл" обвинил "Интеррос" и менеджмент в сговоре при голосовании на избрании совета директоров ГМК. Именно из-за этого в совете оказалось 3 представителя менеджмента, четыре представителя "Интерроса", два независимых директора, первый зампредправления ВТБ Василий Титов (считается независимым, однако проходил по списку "Интерроса") и всего 3 представителя "РусАла".

Особое возмущение у "РусАла" вызвало невхождение в совет представителя ВЭБа Александра Волошина (проходил по спискам "РусАла"). По ловам О.Дерипаски, согласно действующим договоренностям, "Интеррос" должен был поддержать А.Волошина при голосовании, однако не сделал этого.

Поэтому "РусАл" намерен использовать юридические процедуры для понуждения "Интерроса" к выполнению условий по управлению ГМК, согласованных в 2008 году, в частности по составу совета директоров и обязательному вхождению в состав совета А.Волошина. "Обязательства по избранию Волошина в совет директоров есть и у них, и у нас", - сказал О.Дерипаска, добавив, что и у "РусАла", и у "Интерроса" есть кредиты в госбанках.

"Мы начнем правовые процедуры до проведения собрания (акционеров) и придем на собрание уже с решением", - сказал О.Дерипаска. Он добавил, что компания сделает все возможное, чтобы нарушения договоренностей "могли иметь материальные последствия" для нарушившей стороны". Он пояснил, что договоренности между сторонами касались такого распределения голосов при голосовании, при котором в совет директоров "Норникеля" проходят одинаковое количество кандидатов от основных акционеров и в совет входит А.Волошин.

"Скажем честно, "Интеррос" нас обманул. И сейчас пытается создать видимость ненарушения договоренностей", - подытожил глава "РусАла". Ранее "Интеррос" заявлял, что не нарушал договоренностей при голосовании. Однако О.Дерипаска в это не верит. "Врать руководителям государства опасно", - отметил он.

И менеджмент не тот

Особое беспокойство "РусАлу" доставляет руководство ГМК во главе с Владимиром Стржалклвским. По мнению О.Дерипаски, часть менеджмента, в том числе В.Стржалковский, руководят компанией не в интересах развития "Норникеля", а в интересах "Интерроса". Такая политика в итоге приводит к тому, что на сегодняшний день ГМК стоит гораздо меньше, чем мог бы. Поэтому "РусАл" считает необходимым, наряду со сменой состава совета директоров, сменить менеджмент "Норильского никеля", включая В.Стржалковского.

"Сейчас компания ("Норникель") стоит $32 млрд, а может стоить значительно больше, и грамотный менеджмент сделает это за полгода", - считает глава "РусАла".

О.Дерипаска пояснил, что сейчас "РусАл", как акционера ГМК, совершенно не устраивает построенная система управления компанией, при которой основная часть сделок проходит без информирования о них совета директоров. По его мнению, управлять ГМК должно как можно больше независимых специалистов, а сейчас менеджмент "Норникеля" в значительной степени зависим от мнения "Интерроса", в том числе и глава компании - В.Стржалковский.

"Он был номинирован Потаниным (в 2008 году) прямо на заседании совета", - сказал О.Дерипаска.

По его мнению, корпоративная структура ГМК должна в корне поменяться. В частности, все финансовые сделки должны проходить через совет директоров компании. Сейчас же они осуществляются на уровне "дочек" и "внучек" "Норникеля", минуя головную компанию. Кроме этого, акции ГМК, принадлежащие ее "дочкам", должны быть проданы. По мнению О.Дерипаски, это позволит компании привлечь дополнительно около $3 млрд

Второе необходимое изменение - наведение порядка с активами. У "Норникеля" слишком много непрофильных активов, которые также должны быть реализованы. Это могло бы принести порядка $1 млрд. А реализация энергетических активов - еще $2,5 млрд "Около $630 млн в свое время было выведено на покупку непрофильных активов", - сказал О.Дерипаска. По его мнению, продаже подлежат активы ГМК в Австралии и Африке, которыми ГМК не в состоянии управлять.

Договоренность с "Интерросом", в том числе, предусматривает, что ГМК будет ежегодно выплачивать дивиденды в размере не менее $2 млрд при восстановлении финансовых показателей и урегулировании вопроса с кредитным портфелем. Реализация акций и непрофильных активов позволила бы компании, по версии "РусАла", быстрее восстановить финансовые показатели и активно развиваться.

Третье необходимое изменение - реструктуризация долга на 6-7 лет.

Четвертое - консолидация казначейств компании не на "дочках" и "внучках", а на головной структуре ГМК.

Пятое - смена менеджмента на профессионалов в горно-металлургической отрасли, которых хватает на рынке, надо только внимательно посмотреть.

"РусАл" также не устраивает непрозрачная, по его мнению, структура сбыта в "Норникеле", она не дает возможности ГМК зарабатывать премию. По словам О.Дерипаски, существующая структура может привести к серьезному обвалу цен на рынке никеля. "Все продажи должны быть прозрачны, стратегия сбыта должна быть нацелена на заключение контрактов с конечным потребителями, чтобы обеспечить максимальную прибыль для компании", - сказал он.

Все эти улучшения призваны изменить "Норникель" в лучшую сторону, чтобы ни "Интеррос", ни менеджмент не мешали ГМК развиваться.

В самой ГМК предпочти воздержаться от пространных комментариев. "Мы не принимаем претензий "РусАла", и, честно говоря, "Норникель" устал комментировать одни и те же необоснованные обвинения в свой адрес", - сказали в компании.

"Норникель" нужно спасать?

Однако добиться таких изменений при нынешнем составе совета директоров невозможно, поэтому "РусАл" и будет требовать созыва нового внеочередного собрания акционеров "Норникеля".

По словам главы алюминиевой компании, переизбрание совета директоров будет единственным вопросом, который "РусАл" поставит перед внеочередным собранием акционеров. О.Дерипаска считает, что количество независимых директоров ГМК должно значительно увеличиться - до 5-6 человек. Более того, "РусАл" в таком случае готов снизить количество своих представителей в совете, если будет соблюден паритет представительства крупнейших акционеров.

Если же совет директоров останется в нынешнем составе, то, по мнению "РусАла", может произойти еще один buy back акций ГМК. "У нас есть подозрения, что контроль "Интерроса" в совдире может привести к еще одному buy back. "Интеррос" таким образом экономит на налогах и получает возможность поучаствовать в непропорциональном распределении денежных потоков компании, как это уже было в 2008 году", - сказал О.Дерипаска.

Последний buy back акций "Норникеля" проходил в 2008 году. В январе 2009 года было объявлено, что компания выкупила с рынка около 4% акций на общую сумму около $2 млрд. Тогда "РусАл" выступал против обратного выкупа акций, но позднее акционеры договорились.

Как рассказал глава "РусАла", "Интеррос" предлагал алюминиевой компании провести еще один buy back в марте-апреле 2010 года. "Интеррос обсуждал это (buy back) в марте-апреле. Мы отказались, поскольку это непропорциональное распределение, ущемляющее права акционеров", - сказал О.Дерипаска. Предложение "Интерроса" было на $2,8 млрд.

Чтобы избежать сомнительных сделок, необходимо переизбрать совет директоров, - сказал О.Дерипаска. По его словам, "РусАл" уже провел переговоры с миноритарными акционерами "Норникеля" и заручился поддержкой "большого числа держателей ADR".

Более того, "РусАл" даже заявил о готовности с партнерами выкупить пакет "Интерроса" в "Норникеле". "Если у "Интерроса" такое тяжелое положение, мы вместе с партнерами можем купить этот пакет", - сказал О.Дерипаска, отвечая на вопрос, идут ли переговоры о возможной продаже "РусАлом" или "Интерросом" своих акций ГМК.

Также он добавил, что "государство не приходило к "РусАлу" с предложением купить пакет".

"Интеррос" не стал комментировать заявление "РусАла". "Когда Олег Дерипаска направит официальное инвестиционное предложение, тогда мы его прокомментируем. Обсуждать деловые вопросы через СМИ - это несерьезно", - сказал представитель компании.

Нет предела совершенству

Пока неизвестно, удастся ли "РусАлу" убедить остальных акционеров в необходимости избрания нового совета директоров или добиться нужных действий от "Интерроса". На сегодня алюминиевая компания еще даже не подала заявление на созыв собрания. Новое собрание акционеров пройдет примерно через 80 дней после подачи такого заявления.

В любом случае, почему, если управление "Норникелем" все это время было столь плохим, "РусАл" заговорил об этом именно сейчас, когда он проиграл партию под названием "выборы в совет директоров"? Почему все эти вопросы не были подняты ранее, когда в совете сохранялся паритет представительства сторон? Формально в настоящее время у ГМК есть менеджмент, есть полномочный совет директоров, есть утвержденный бюджет ("РусАл" голосовал против его принятия), есть работающая схема сбыта и аккумуляции денежных потоков. И есть крупный акционер, который недоволен значением своей роли в управлении компанией и хотел бы ее увеличить. К сожалению или к счастью, но получить желаемое удается далеко не всем.

Новости по теме

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });