ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 15:00

Потребитель испугался

Потребительская уверенность россиян в третьем квартале снизилась впервые за 1,5 года. Население стало хуже оценивать изменения в экономике и свое материальное положение как в настоящее время, так и в будущем

Потребитель испугался
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 7 октября. FINMARKET.RU - Оценки состояния экономики и личного материального положения россиян в третьем квартале существенно ухудшились, констатирует Росстат. При этом все больше граждан без оптимизма оценивают настоящее и будущее. Потребительские ожидания населения вновь отдалились от докризисных уровней.

Экономика: не ждем ничего хорошего

Уровень потребительской уверенности населения России, который в первом квартале 2009 года упал до минимальных за десятилетие значений, а затем демонстрировал устойчивый рост в течение пяти кварталов, в III квартале 2010 года снизился, следует из результатов обследований, проведенных Росстатом.

"Результаты обследования, проведенного Росстатом в III квартале 2010 г., свидетельствуют о некотором снижении уровня потребительской уверенности населения России", - говорится в обзоре.

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в III квартале 2010 года снизился по сравнению со II кварталом 2010 года на 4 процентных пункта и составил минус 11% (во II квартале рост составил 3 процентных пункта, в I квартале - 10 процентных пунктов, в IV квартале - 5 процентных пунктов, в III квартале рост составил 7 процентных пунктов, во II квартале индекс вырос на 3 процентных пункта и составил минус 32% против минус 35% в I квартале 2009 года).

"На снижение индекса потребительской уверенности повлияло, прежде всего, ухудшение субъективного мнения населения относительно ожидаемых и произошедших изменений в экономике, а также ожидаемых изменений в личном материальном положении", - отмечает Росстат.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу составил минус 4% и снизился по сравнению со II кварталом 2010 года на 9 процентных пунктов. Ухудшение экономической ситуации в России в течение следующих 12 месяцев прогнозирует 24% респондентов против 17% во II квартале 2010 года. Положительных изменений в экономике страны в течение следующих 12 месяцев ожидают 21% опрошенных против 27% во II квартале 2010 года.

То есть пессимистов по сравнению с предыдущим исследованием Росстата стало гораздо больше. И в оценке текущей ситуации также преобладают пессимисты.

Индекс произошедших изменений в экономике России составил в III квартале 2010 года минус 10% против минус 6% во II квартале 2010 года. Доля респондентов, отрицательно оценивающих произошедшие изменения в экономической ситуации, составила 35% респондентов против 31% во II квартале 2010 года, доля положительных оценок снизилась, соответственно, с 23% до 21%.

Копить не удастся?

В минус ушел индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении, составив (-5%), что на 5 процентных пунктов ниже уровня II квартала 2010 года. Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12 месяцев, составляет 12% (во II квартале 2010 г. - 15%). Ухудшение своего материального положения прогнозируют 18% респондентов против 13% во II квартале 2010 года. Более половины (57%) опрошенных считают, что их материальное положение за год не изменится.

И все больше россиян считают, что их доходы не угонятся за инфляцией. В III квартале 2010 года около 93% опрошенных считали, что цены на основные товары и услуги в течение года будут расти (во II квартале 2010 года - 89%). При этом 81% респондентов против 73% во II квартале 2010 года полагают, что доходы их семьи возрастут меньше, чем цены на основные товары и услуги.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении снизился до минус 9% против минус 8% во II квартале 2010 года. При этом доля респондентов, считающих, что их материальное положение в течение года улучшилось, сократилась с 17% во II квартале 2010 года до 15% в III квартале 2010 года. Около 28% респондентов считают, что их материальное положение ухудшилось.

Индекс благоприятности условий для крупных покупок не изменился и составил минус 25%. Индекс благоприятности условий для сбережений также не изменился и составил минус 39%.

Росстат проводит опросы потребительского поведения населения в России ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре) с охватом 5 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах РФ.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Бывает и хуже

Впрочем, в сравнении со странами, входящими в Евросоюз, потребительское настроение россиян выглядит не столь удручающим, следует из сравнительных данных, приведенных Росстатом. Например, в Греции индекс потребительской уверенности рухнул в августе на 61,3% , в Румынии - на 58,8%, в Португалии - на 38,3%. И в целом потребительская уверенность упала в 18 странах из 25, входящих в ЕС, по которым представлены данные.

Эпидемия снижения доверия, кажется, совсем не затронула население Швеции, где индекс потребительской уверенности вырос в августе на 25,8% (в мае - на 24,4%). Также оптимистичны потребители Финляндии - там индекс вырос на 23,2% после повышения на 17,2% в мае. В Дании августовский рост уверенности потребителей чуть замедлился - до 15,5% с 17,3%. Еще один лидер оптимизма - Австрия, где рост потребительской уверенности в августе составил 8,8% против 0,2% в мае.

Постепенно приходят в себя граждане Люксембурга и Германии. Так, в Люксембурге индекс потребительской уверенности вырос сразу на 5,6% после падения на 0,4% в мае. Немцы также преодолели свои страхи и в результате индекс вырос на 2,3% (в мае падение составляло 9,3%).

Новости по теме

Инфляция: две большие разницы

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });