"Трансконтейнер" и FESCO - встреча на рынке

"Дочка" РЖД - "Трансконтейнер" - разместила в Москве и Лондоне до 35% акций. При этом у компании появился новый крупный акционер - группа FESCO Сергея Генералова

Москва. 10 ноября. FINMARKET.RU - Дочернее предприятие ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и крупнейший игрок рынка контейнерных перевозок РФ и СНГ - ОАО "Трансконтейнер" - во вторник разместило 36% акций на российских и лондонской биржах. Спустя несколько часов стало известно, что главный конкурент компании - группа FESCO - стал ее крупным акционером.

Долго запрягали

Впервые тема приватизации "Трансконтейнера" возникла три года назад, в 2007 году, когда совет директоров РЖД принял решение продавать акций "дочки" в 3 этапа: в 2007 г. - провести частное размещение 10-15% ее акций, в 2008 г. - IPO 25-30% акций в РФ и в 2009 г. - разместить допэмиссию и часть пакета РЖД на ММВБ. При этом предполагалось, что РЖД сохранят контрольный пакет акций оператора за собой, чтобы участвовать в развитии компании.

Private placement 15% акций "Трансконтейнера" РЖД провели в конце 2007 г., выручив почти $320 млн. До IPO состав акционеров был следующим: Европейскому банку реконструкции и развития принадлежали 9,25% акций оператора, инвестфондам Moore Capital Management и GLG Emerging Markets Fund - по 2,5%, Troika Dialog Investment (в 2010 г. продала свою долю Транскредитбанку) - 0,75%. Оставшиеся 85% были у РЖД.

Такое соотношение сохранялось долго - сроки IPO "Трансконтейнера" постоянно переносились. При этом назывались разные пакеты, планируемые к размещению - от 20% до 35%.

В конце декабря 2009 года президент РЖД Владимир Якунин сообщил журналистам, что РЖД могут разместить в ходе IPO блокпакет акций "Трансконтейнера". Публичное размещение будет проводиться "в тот момент, когда менеджмент сочтет, что для этого наиболее выгодный период времени". С тех пор прошел почти год.

Быстро поехали

В 2010 году события развивались стремительно. В апреле совет директоров РЖД одобрил публичное размещение до 35% акций "Трансконтейнера" среди российских и иностранных инвесторов, в мае гендиректор оператора Петр Баскаков уже заявлял, что road show планируется провести в октябре, закрыть сделку в ноябре. Так и случилось: в октябре правительство и совет директоров РЖД одобрили продажу 35% минус 2 акции "Трансконтейнера", компания провела необходимые процедуры. Книга заявок, по словам источника в финансовых кругах, была подписана 1,5 раза, цена размещения составила $80 за акцию, или $8 за GDR (что практически соответствовало нижней границе предварительного ценового диапазона - $79-99 за акцию и $7,9-9,9 за GDR).

Компания разместила 5 млн 2 тыс.118 акций, в том числе 17,88%-ный пакет - на LSE. Состав акционеров изменился: пакет РЖД сократился до 51,5%, фонд Moore Transcontainer вовсе вышел из акционерного капитала, остальные владельцы остались при своих. Еще 1,5% акций (из пакета РЖД) предназначены для менеджмента компании, которые смогут выкупить их с 7,5%-ным дисконтом к цене IPO, однако пока не известно, воспользовались ли они опционом. "Уверенно о составе акционеров можно будет говорить после окончания технического размещения - 12 ноября, когда акции начнут торговаться на РТС и ММВБ", - заявил "Интерфаксу" представитель "Трансконтейнера".

Неожиданный поворот

Спустя всего несколько часов после начала торгов GDR "Трансконтейнера" на LSE источники в финансовых кругах сообщили "Интерфаксу" о появлении у компании нового крупного акционера - группы FESCO Сергея Генералова. Чуть позже FESCO подтвердила эту информацию, объявив о покупке 12,5% акций оператора за $138 млн, что для многих экспертов рынка оказалось неожиданным.

"Мы ожидали от FESCO большего - что она станет не портфельным инвестором, а купит железнодорожного оператора поменьше (чем "Трансконтейнер"), но зато будет иметь в нем контроль. Пакет "Трансконтейнера" не сильно поможет группе в стратегическом развитии", - считает аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков.

Эксперты Rye, Man & Gor Securities тоже восприняли новость осторожно. "Компания владеет "Трансгарантом" (контейнерный железнодорожный перевозчик, вагонный парк примерно вдвое меньше, чем у "Трансконтейнера") и имеет совместное предприятие с РЖД (ЗАО "Русская Тройка"). Кроме того, продажа 50% долей в активах "Национальной контейнерной компании", за которые FESCO получила $900 млн, и переговоры о консолидации ОАО "Владивостокский морской торговый порт" позволяли предположить, что группа намерена иметь контрольные пакеты в своих бизнесах. Мы оцениваем новость как негативную для компании", - говорится в аналитической записке RMG.

Однако эксперты транспортной отрасли полагают, что акции "Трансконтейнера" помогут дальнейшему развитию отношений с РЖД, которые контролируют всю локомотивную тягу, железнодорожную инфраструктуру и составляют расписание грузовых поездов.

"С "Трансконтейнером" такая ситуация: РЖД создали контейнерную "дочку", передав ей контейнерные терминалы и платформы. Фактически "Трансконтейнер" стал монополистом на некоторых направлениях. Даже если ты конкурент "Трансконтейнера", на некоторых маршрутах приходится с ним договариваться - либо его терминалом пользоваться, либо его контейнерами, либо вагонами", - пояснил собеседник "Интерфакса" в операторском бизнесе.

Конец и новое начало

"Листинг в Москве и Лондоне является важным стратегическим шагом для "Трансконтейнера", а сделка станет вехой в продолжающейся реформе железнодорожной отрасли в России", - приводятся слова гендиректора компании П.Баскакова в пресс-релизе.

Одним из заключительных этапов этой реформы является как раз снижение участия РЖД в "дочках", что должно способствовать развитию конкуренции на рынке железнодорожных перевозок в РФ. Впрочем, сокращение пакета национального перевозчика в "Трансконтейнере", по мнению представителя крупной транспортной компании, кардинально ситуацию не меняет: оператор сильно опережает своих конкурентов по количеству подвижного состава и обладанию инфраструктурными активами и занимает столь существенную долю рынка, что уже не так важно, кто именно входит в состав его акционеров.

Более того, инвестиционная программа "Трансконтейнера" на 2010-2012 годы составляет 15,7 млрд рублей, 11 млрд рублей из которых планируется направить на покупку вагонов (включая приобретение платформ в лизинг) и примерно 1 млрд рублей - на покупку контейнеров (по состоянию на 30 июня компания оперировала около 25,5 тыс. вагонов, в 2010 году планирует закупить в общей сложности 1,3 тыс.).

При этом "Трансконтейнер" продолжает экспансию на международном рынке. Так, компания намерена приобрести 50% акций казахстанского терминального оператора "Кедентранссервис" (КТС, оставшиеся 50% будут сосредоточены в руках национального перевозчика "Казахстан темир жолы").

Кроме того, в августе "Трансконтейнер" открыл представительство в Австрии для развития перевозок по транспортному коридору Китай-Европа и в Южной Корее, чтобы увеличить контейнеропоток между Кореей, Россией и Восточной Европой.

Организацией международных контейнерных перевозок по железной дороге сейчас также занимаются ряд совместных предприятий РЖД - Trans Eurasia Logistics (с "Трансконтейнером", немецкими Deutsche Bahn Mobility Logistics и Kombiverkehr, а также польско-германским Polzug). Среди новых проектов - перевозки "Трансконтейнером" автокомпонентов Fiat из Италии в РФ по новой логистической схеме, позволившей сократить срок доставки грузов до 9 дней. Теперь они осуществляются от складов Fiat в Италии через терминал Добра до станции Тихоново Куйбышевской железной дороги на автосборочный комплекс "Соллерс Елабуга".

Даже в период кризиса финансовые показатели "Трансконтейнера" пострадали незначительно по сравнению с другими игроками контейнерного рынка, который просел сильнее остальных. По итогам 2009 года оператор получил 589,6 млн рублей чистой прибыли по МСФО, и уже в I полугодии 2010 года она выросла в 2,2 раза по сравнению с тем же периодом 2009 года - до 197 млн рублей. Выручка компании за полугодие увеличилась на 28,8%, до 9,942 млрд рублей, этот же показатель за весь 2009 год достигал 16,4 млрд рублей.

/Финмаркет/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Кофе в России к Новому году подорожает на 20%Кофе в России к Новому году подорожает на 20%
Как ожидается, меньше всего подорожание напитка будет заметно в кофейнях - там рост цен составит примерно 10%Подробнее
С 2015 года из российских авиакомпаний уволилось около 200 пилотовС 2015 года из российских авиакомпаний уволилось около 200 пилотов
По мнению "Росавиации", эта цифра слишком мала, чтобы объяснить причину дефицита летного состава в РФПодробнее
Джефф Безос стал самым богатым человеком мираДжефф Безос стал самым богатым человеком мира
Основатель Amazon обошел Билла Гейтса, благодаря росту стоимости акций его компанииПодробнее
Ассоциация европейского бизнеса раскритиковала новые санкции США против РоссииАссоциация европейского бизнеса раскритиковала новые санкции США против России
По мнению АЕБ, санкции чреваты падением производства и сокращением числа рабочих местПодробнее
Квартальная прибыль Facebook подскочила на 71%Квартальная прибыль Facebook подскочила на 71%
Число пользователей превысило 2 млрдПодробнее
Россия начала готовиться к новым американским санкциямРоссия начала готовиться к новым американским санкциям
В МИД РФ прорабатывают варианты ответных мер на ограничения из СШАПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи