ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 22:09

Кредиты: инь и янь

Коллекторы считают, что и после кризиса не останутся без работы, так как "розничные кредиты и невозвраты - это как инь и янь". При этом 70% россиян осознают, что невозврат кредита банку - это преступление, и лишь 18% четко понимает, кто такие коллекторы, выяснили в НАФИ

Кредиты: инь и янь
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 14 декабря. FINMARKET.RU - Опрос, проведенный Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), показал, что большинство россиян (70%) четко осознают, что взять кредит в банке и не вернуть - это преступление, сообщила на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс" во вторник генеральный директор НАФИ Ольга Кузина.

Максимум несознательных граждан пришелся на май 2009 года. Тогда доля россиян, толерантно относящихся к невозврату кредитов, выросла на треть - с 15% до 20%. Затем в июне и ноябре 2009 года, по данным НАФИ, она вернулась на докризисный уровень - 13%-14%, а в сентябре этого года вновь выросла - до 19%.

Несмотря на то, что большая часть населения России осознает, что вместе с банковским кредитом взваливает на свои плечи юридическую ответственность за его невозврат, может случиться всякое.

Как отметила Ольга Кузина, в 2010 году на первое место среди причин, по которым не возвращается кредит, вышли внезапно возникшие трудности, например, потеря работы, снижение заработка, болезнь. "Еще год назад первое место занимал ответ о том, что банк сам обманул клиента, не раскрыв полную стоимость кредита, эффективную процентную ставку", - сказала она.

При этом большинство россиян негативно относится к коллекторам, положительно относятся 7% опрошенных, скорее положительно - еще 20%. "То есть 27% более или менее положительное отношение, а остальные - скорее негативное", - добавила генеральный директор НАФИ.

Негативные ассоциации у 32% опрошенных связаны с тем, что коллекторами применяется сила, еще у 16% - с угрозой применения насилия.

Кроме того, население России достаточно плохо информировано о деятельности коллекторских агентств. Впервые слышали об этой деятельности 60% опрошенных. Только 18% четко понимают, кто такие коллекторы, а еще 17% знают о них понаслышке, отметила О.Кузина.

Возможно, у несведущих россиян еще будет возможность ближе познакомиться с коллекторами. Коллекторские агентства после кризиса не останутся без работы, считает президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Александр Морозов.

"Совсем угасания не будет. Розничные кредиты и невозвраты - это как инь и янь, вещи неразделимые. Совсем без работы мы не останемся", - отметил он на пресс-конференции.

А.Морозов подчеркнул, что для коллекторов также будет хорошо, если доля просроченной заложенности в целом по банковской системе будет снижаться. "Просрочки станет меньше, она станет качественнее, нам станет легче работать. В период кризиса у коллекторов работы больше, но она сложнее, в периоды нормального экономического цикла ее чуть меньше, но она легче", - добавил он.

В этом году средний размер задолженности и срок кредита выросли, сообщил генеральный директор долгового агентства "Пристав" Артур Александрович. По его словам, средняя сумма долга по потребительскому кредиту в 2009 году составляла 15 тыс. рублей, а в 2010 году достигла 17,25 тыс. рублей. "Существенной частью этой задолженности являются штрафы и пени, это свидетельствует о том, что долги стареют", - подчеркнул он.

По данным ЦБ РФ, на 1 ноября 2010 года граждане одолжили у российских банков 3,937 трлн руб. При этом просроченная задолженность "физиков" увеличилась в октябре на 1,4% - до 292,6 млрд рублей, однако доля просроченных кредитов в портфеле кредитов физлиц снизилась за месяц до 7,4% с 7,5%.

Работать с просрочкой коллекторы обещают более цивилизованными методами. "Она будет смещаться в сторону более цивилизованного, более технологичного общения с нашими согражданами", - заверил Александр Морозов.

Отвечая на вопрос, будет ли происходить консолидация отрасли после кризиса, А.Морозов отметил, что сейчас рано говорить об этом, но какие-то признаки все же наблюдаться будут. По его словам, не смогут выжить некоторые компании, поскольку для развития коллекторского бизнеса требуются достаточно большие вложения денежных средств и технологий. Также требования к деятельности повысятся, она станет более цивилизованной с принятием закона о коллекторских агентствах, подчеркнул он.

Участники рынка рассчитывают, что соответствующий законопроект будет вынесен на рассмотрение правительства во втором квартале следующего года. "У нас есть основания рассчитывать, что во втором квартале 2011 года законопроект о деятельности по взысканию просроченной задолженности будет вынесен на рассмотрение правительства", - сказала заместитель генерального директора коллекторского агентства "Секвойя Кредит Консолидейшн" Ирина Поддубная.

За законодательное закрепление деятельности коллекторских агентств выступает и население, и банкиры. "Нам нужно развивать в РФ данное направление, и одним из направлений обязательно должна быть инициатива законодательно узаконить деятельность по взысканию просроченной задолженности", - высказал мнение директор по взысканию просроченной задолженности Альфа-банка Олег Коган. Он отметил, что в настоящее время нет такой профессии, как "взыскатель задолженности". Он добавил, что Альфа-банк работает с 50 коллекторскими агентствами, многие из которых имеют отношение к частным охранным предприятиям.

А.Морозов в свою очередь отметил, что в НАПКА поступают жалобы от граждан на неправомочные действия коллекторов. Как такового "черного списка" коллекторов нет, но жалобы ассоциацией рассматриваются, добавил он.

За несведущих получателей кредитов из числа граждан на прошлой неделе замолвила слово Федеральная антимонопольная служба РФ. Как считает заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров, закон о банкротстве физлиц и закон о потребительском кредитовании должны приниматься одновременно. "Два закона должны идти параллельно и приниматься на одной сессии", - сказал он на форуме "Финансовая система России".

Замглавы ФАС, поясняя свою позицию, добавил: "Недопустимо заемщика сначала обуть, а потом раздеть, или, другими словами, сначала не донести информацию о полной стоимости кредита, а потом придти и обанкротить".

А.Кашеваров также сообщил, что ФАС предлагает внести на законодательном уровне в 2011 году несколько своих инициатив. В их числе - разработка формы типового кредитного договора для физлиц, в котором будет указана в правом углу полная стоимость кредита. Кроме того, по мнению ФАС, согласие на оказание дополнительных услуг за отдельную плату должно оговариваться отдельным документом. Помимо этого ФАС предлагает Банк России наделить правом введения минимальных стандартов банковских услуг.

Новости по теме

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });