Итоги года: ритейл борется со старыми страхами

Уходящий 2010 год стал для ритейлеров временем постепенного выхода из кризиса. В новый год они входят без новых страхов, все их опасения - отголоски старых проблем

Итоги года: ритейл борется со старыми страхами
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 29 декабря. FINMARKET.RU - Накануне нового 2009 года главной головной болью для ритейлеров был кризис и связанные с ним ожидания едва ли не коллапса в отрасли. Главной "страшилкой" нового 2010 года стал закон о торговле, который как раз к новогодним праздникам был подписан президентом. Представители торговых сетей говорили о том, что новый закон убьет саму торговлю - и это на фоне и без того непростой ситуации в отрасли. Пик кризиса пройден, закон о торговле вступил в силу - мир не рухнул, хотя жить в нем ритейлерам стало сложнее. В 2011 год они входят без новых страхов, а все их сегодняшние опасения - отголоски старых проблем.

Выборы после засухи

Уходящий 2010-й стал для ритейлеров годом постепенного выхода из кризиса, и после спада в 2009 году отрасль снова ждет рост: уже по итогам 11 месяцев оборот розничной торговли вырос на 4,5%, до 14,7 трлн рублей. Основными тенденциями, благоприятно повлиявшими на отрасль, стали положительная динамика реальных доходов населения, постепенное восстановление потребительского кредитования, улучшение внутренней и внешнеэкономической конъюнктуры, отмечают эксперты Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики.

Ритейлеры, запланировавшие значительные инвестиции на 2010 год, смогли в полной мере воспользоваться ситуацией, чтобы увеличить продажи и нарастить количество торговых точек. Так, рекордсмен российского рынка по числу магазинов - "Магнит" - за 9 месяцев увеличил выручку на 45%, до $5,43 млрд. Лидер рынка по выручке и торговым площадям - X5 Retail Group - за этот же период увеличила выручку на 28%, до $7,8 млрд. Доходы "Дикси" выросли на 25,6%, до $1,53 млрд. Компании также продемонстрировали рост сопоставимых продаж (LfL), драйвером которого стали продажи в магазинах формата "дискаунтер".

Впрочем, настоящим признаком выздоровления отрасли может служить рост продаж в непродовольственном сегменте: представители продуктовой розницы демонстрировали завидные темпы роста и в кризисный 2009 год, а вот продажи бытовой техники в кризис существенно сократились.

Так, за 9 месяцев прошлого года сеть "М.Видео" на 11% сократила LfL-продажи и всего на 5% увеличила выручку. За тот же период 2010 года выручка "М.Видео" выросла на 16,8%, а продажи сопоставимых магазинов - на 5%. В компании ожидают сильных результатов за IV квартал и роста предновогодних продаж на 30-40% к прошлому году, говоря о восстановлении потребительского доверия и возвращении бизнеса к традиционной сезонности.

Ритейлер "Детский мир" также смотрит на итоги года с оптимизмом. По прогнозу компании, спрос на детские товары вернется к докризисному уровню уже в этом декабре, когда покупатели потратят на покупку игрушек на 20-30% больше, чем годом ранее.

Не обошлось и без неприятных сюрпризов: аномальная жара и засуха лета-2010 спровоцировали рост потребительских цен на продовольственные товары - начали стремительно дорожать хлеб, молоко, крупы. По традиции найти "крайних" попытались среди торговых сетей - ведь, по выражению главного исполнительного директора Х5 Льва Хасиса, что бы ни случилось, в росте цен всегда оказываются виноваты розничные операторы. Торговые сети вроде бы сумели от нападок отбиться. Как говорил летом директор по корпоративным коммуникациям Х5 Михаил Сусов, наценки сети остались прежними, а вот производители некоторых товаров свои отпускные цены существенно повысили. Тем не менее, дыма без огня все-таки не бывает: Федеральная антимонопольная служба осенью возбудила не одно дело по факту ценового сговора на продовольственном рынке, причем в отношении как производителей, так и сетей.

Фактор засухи продолжит влиять на продовольственный рынок и в 2011 году, считают эксперты. Резкий скачок цен на продукты питания, вызванный летней засухой, подхлестнул инфляцию в стране, а поскольку основные макроэкономические показатели остаются пока еще достаточно слабыми, ускорение инфляции в следующем году может создать определенную угрозу для быстрого восстановления потребительского спроса, говорится в обзоре аналитика "Банка Москвы" Виталия Купеева. Таким образом, инфляция и неуверенные темпы посткризисного восстановления, ставящие под угрозу покупательскую способность россиян, представляются главными рисками для развития розничной торговли в 2011 году.

С другой стороны, перед выборами в Госдуму, которые состоятся в конце следующего года, и накануне президентских выборов в марте 2012 года власти попытаются сделать все возможное, чтобы электорат не бедствовал, был сыт, одет и обут. Козырем правительства в следующем году будет повышение пенсий и индексация зарплат в бюджетной сфере, а одним из бенефициаров социально ориентированной политики властей станет как раз потребительский сектор.

Впрочем, предвыборный период несет для ритейла и новые риски: если до сих пор государство не пользовалось правом ограничивать розничные цены на продукты первой необходимости в случае их резкого роста, хотя имело такие возможности, в острые периоды политической жизни от такого соблазна отказаться будет непросто.

Выигравших нет

Пожалуй, засуха, неурожай и рост цен на продукты питания разделили первое место в рейтинге главных событий-2010 со вступившим в этом году в силу скандальным законом о торговле. Главную битву ритейлеры уже проиграли: несмотря на все протесты и лоббистские усилия, им навязали закон, который основатель и совладелец сети "Магнит" Сергей Галицкий когда-то назвал "запретом на профессию". Формально закон вступил в силу 1 февраля 2010 года, однако из-за предусмотренного переходного периода его основные нормы начали действовать с 1 августа. Закон, в частности, ограничивает бонусы, которые ритейлеры получали от своих поставщиков, и предусматривает возможность госрегулирования розничных цен на социально значимые продукты питания.

Эти нормы вызывали и вызывают наиболее яростную критику со стороны представителей розничной торговли. Для рыночных отношений неприемлемо любое вмешательство государства в процесс ценообразования - это может привести к росту цен и дефициту товаров, говорят ритейлеры. Цены на продовольственные товары выросли не только из-за засухи, свой вклад внес и закон о торговле, считает Лев Хасис. Государство также не должно вмешиваться в микроэкономические отношения участников рынка, говорит он об ограничении бонусов за объем поставки на уровне 10% от цены приобретенного товара, и о запрете включать в договор поставки другие виды вознаграждений, например, плату за вхождение в сеть. Бонусы были выгодны не столько сетям, сколько самим поставщикам, которые пользовались ими как инструментом продвижения своего товара, считает глава Х5.

Яростные протесты ритейлеров вызывает и норма закона, запрещающая торговой сети открывать новые магазины, если ее доля на рынке достигла 25% от объема продаж. "Всем 35% (доля на рынке, при которой его участник считается доминирующим), а нам 25%, причем на уровне муниципалитета", - возмущался Сергей Галицкий, указывая на уже предусмотренное законом о конкуренции ограничение доли компании на рынке. Правда, ритейлеры, похоже, нашли способ, как обойти это ограничение. Так, X5, доля которой в Санкт-Петербурге превысила 25% по итогам прошлого года, дождалась, пока ее догонят конкуренты, которые продолжали развиваться, в то время как Х5 новые магазины в городе не открывала. На руку компании оказалось и сокращение в III квартале сопоставимых продаж в ее гипермаркетах, основная часть которых расположена именно в Петербурге. В итоге доля Х5 на этом рынке упала ниже 25% - и в 2011 году компания сможет открывать здесь новые магазины.

По мнению Льва Хасиса, главная проблема закона о торговле - в менталитете населения и властей, которые разделяют отрасли на "хорошие" и "плохие" - и к последним относят торговлю. "Восприятие очень простое: как говорил один из агрессивных оппонентов розничной торговли, торговля - это раковая опухоль на теле экономики. К сожалению, это представление значительного количества населения станы", - говорит глава Х5. Из-за регулирования ценообразования на лекарства цены в аптеках растут намного быстрее, чем в продуктовых сетях. Несмотря на это, большинство покупателей все равно проголосуют "за" госрегулирование цен на продукты питания, сокрушается он.

Так что в проигравших оказались и покупатели, и поставщики, интересы которых, по замыслу властей, закон о торговле как раз и должен был защищать. "Производители страдают не меньше нас. ФАС в принципе предлагает нам их "сдавать", - говорил С.Галицкий. В качестве примера он приводил случай с перепиской своего сотрудника с представителем компании-производителя. "Пишет производитель яиц: мы поднимаем цены на яйцо. Почему? Потому что все остальные фабрики подняли цены на яйцо. Работник антимонопольной службы говорит: это же сговор! Рядовая переписка категорийных менеджеров может привести к тому, что антимонопольная служба признает это сговором", - недоумевал глава "Магнита". "Мы не должны действовать методами 37-ого года и стучать друг на друга", - призывал С.Галицкий.

Закон о торговле - "сырой", правоприменительной практики по нему не существует - с этим соглашаются даже его разработчики в Минпромторге и ФАС. Для его полноценного функционирования необходимо множество поправок, первые из которых законодатели начали принимать уже в 2010 году.

Так, в конце декабря Госдума во втором и третьем чтении приняла закон о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение штрафов за нарушение закона о торговле. Поправки в КоАП были принципиальным моментом в борьбе между ритейлерами и их противниками из числа производителей и депутатов Госдумы. Последние в качестве санкций за нарушения закона о торговле предлагали ввести оборотные штрафы. Альтернативный законопроект, разработанные правительством и ФАС, предполагал введение фиксированных штрафов, максимальный размер которых должен был составить 1 млн рублей. В итоге депутаты свой законопроект отозвали - и первое чтение прошел более мягкий правительственный вариант. Однако во втором чтении парламентарии предложили увеличить максимальный размер штрафов до 5 млн рублей - именно этот законопроект и был одобрен.

Для крупных игроков, которым главным образом и был адресован закон о торговле, это увеличение несущественно. Однако для мелких сетей такой штраф может означать закрытие бизнеса. "Данная инициатива, игнорирующая интересы среднего и малого бизнеса в розничной торговле, ставит под угрозу само существование независимой российской розницы, не говоря уже о неизбежном росте коррупционной составляющей", - заявил Союз независимых сетей, объединяющий представителей региональной розницы.

Закон о торговле стал "крупным поражением нашего ритейла", заявил замглавы Минпромторга Станислав Наумов вскоре после вступления закона в силу. Ритейлеры, объясняя свое поражение и то, почему они сами не смогли разработать для себя "хороший" закон, говорят об абсурдности самой идеи госрегулирования торговли. "Никому же не приходит в голову издать закон, например, о порядке выращивания зерна, или о методиках приготовления шницелей в общественном питании, или закон о стоматологии", - удивляется Л.Хасис. А самой правильной поправкой в закон о торговле стала бы его отмена или тотальная либерализация, сказал он в интервью газете "Коммерсантъ".

Гонка продолжается

"Несмотря ни на что, мы все равно живем в интересное время, у нас интересный бизнес", - заявил Сергей Галицкий на конференции в декабре, пообещав в 2011 году снова устроить с Х5 "небольшое шоу по гонке друг за другом". В этом году призовые очки достались Х5, которая сумела обойти "Магнит" по размеру торговых площадей, присоединив к себе сеть "Копейка".

Покупка "Копейки", которая обошлась Х5 в 51,5 млрд рублей, безусловно, стала главной сделкой 2010 года. Х5 разом увеличила сеть на 700 магазинов и на 25% - торговую площадь. На момент сделки она составляла 1,4 млн кв. м. тогда как общая торговая площадь "Магнита" на конец октября - 1,3 млн кв. м.

А вот лидер на российском рынке по числу магазинов остался прежний: сеть "Магнита" на конец сентября насчитывала около 3,7 тыс. магазинов, в то время как под управлением Х5 находилось "всего" 1,6 тыс. магазинов.

"Магнит", который в отличие от Х5 предпочитает развиваться органическим способом, может в 2011 году открыть около 800 магазинов, увеличив капзатраты до $1,5 млрд.

Главный консолидатор отрасли - Х5 Retail Group - планирует отрыть около 540 магазинов в следующем году, также сфокусировавшись на органическом росте. Компания намерена удвоить капзатраты по сравнению с 2010 годом - до 40 млрд рублей.

Наращивает темпы роста и "Дикси", планируя открыть не менее 150 магазинов. Похоже, ситуация в компании налаживается: в 2010 году "Дикси", скорее всего, выполнит план по открытиям новых магазинов, чего ей не удалось сделать в 2009 году. Более того, "Дикси", которую до недавнего времени рассматривали только как объект для поглощения, сама претендует на активную роль на M&A рынке. В роли консолидатора, правда, только на региональном уровне, выступает и сеть "Виктория", чьей первой M&A сделкой в рамках заявленной стратегии стала покупка тульского ритейлера "Семейная копилка".

Земля наша велика и обильна, но порядки у нас свои

Потенциал для консолидации рынка в РФ огромен: крупнейшие игроки занимают совсем незначительную долю общего рынка, отмечают аналитики. В то же время интересных объектов для поглощения крупными игроками - в особенности иностранными - в России не так уж много. Х5, заключив сделку по "Копейке", обошла американского гиганта Wal-Mart, который конкурировал с ней в борьбе за этот актив, однако официально свой интерес к сделке так и не подтвердил. Преимуществом Х5 перед Wal-Mart стали гибкость и оперативность в принятии решений, предполагали аналитики.

Как бы то ни было, лишившись шанса купить "Копейку", американский ритейлер закрыл свой московский офис, тем самым просигнализировав: его выход на российский рынок в ближайшем будущем не состоится. "Учитывая, что мы приняли решение о выходе на рынок через покупку компании, а не путем строительства магазинов с нуля, и поскольку в ближайшей перспективе мы не видим четко обозначенных партнеров для приобретения, с точки зрения бизнеса нет необходимости продолжать деятельность нашего московского офиса. Вместе с тем мы будем продолжать рассматривать варианты выхода на рынок", - заявил глава международного подразделения компании Даг МакМиллон.

Стратегию Wal-Mart по покупке местного ритейлера аналитики называют логичной: развиваться на российском рынке "с нуля" иностранным ритейлерам с учетом своеобразных местных реалий трудно.

В качестве примера можно привести французскую Carrefour, которая, не сумев договориться о покупке российского ритейлера, попыталась развиваться в России самостоятельно, но вскоре ушла, открыв всего два магазина. Среди местных игроков, покупка которых теоретически могла бы заинтересовать американского ритейлера, аналитики называют петербургскую сеть "Лента", которая подошла бы Wal-Mart по формату. "Покупать стоит неторгующегося (на бирже) игрока, которого можно взять дешевле", - считает аналитик "Уралсиба" Тигран Овганесян. Однако акционеры "Ленты" прочно завязли в конфликте между собой и никто из них, по их собственным заверениям, продавать долю в компании не собирается.

Гордый "Варяг" проигрывает битву с коррупцией

Кроме преимуществ быстрого старта покупка местного ритейлера позволит иностранцам избежать лишних столкновений с коррумпированной российской действительностью, отмечают аналитики. Последовать примеру шведской IKEA, которая претендует на роль главного борца с коррупцией из числа ритейлеров, готовы далеко не все западные компании.

Впрочем, пример IKEA лишь наиболее ярко доказывает, что коррупция в России неистребима, и сама кого хочешь победит. В начале этого года шведский ритейлер огорошил общественность тем, что уволил топ-менеджера российского подразделения из-за его "терпимости по отношению к коррупционным действиям подрядчика". В декабре IKEA сообщила об итогах расследования деятельности российского подразделения, которые подтвердили, что вести "чистый" бизнес в России, скорее всего, невозможно, даже если принцип "не играть в эти игры" лежит в основе всей корпоративной философии. "Выявленные системные недостатки в работе нашего подразделения, развивающего торговые центры в России, абсолютно недопустимы", - заявил глава IKEA Ингвар Кампрад.

"Я был слишком оптимистичен. Как ни шокирующе и как ни печально это признавать, но наша организация сбилась с курса", - констатировал Кампрад. Тем не менее, Россия остается для IKEA стратегически важным рынком, и уходить отсюда компания не собирается. Из-за дефицита современных торговых форматов и низкого уровня консолидации российский рынок по-прежнему остается привлекательным для иностранных ритейлеров, а по мере выхода экономики страны из кризиса, эта привлекательность будет только усиливаться.

Одним больше, одним меньше

Об инвестиционной привлекательности российского рынка свидетельствует успешное IPO ритейлера "О`Кей" на Лондонской фондовой бирже. Котировкам компании пока удается переламывать тенденцию, характерную для динамики акций после IPO: с момента размещения - 1 ноября - они продемонстрировали уверенный рост, подорожав почти на 30% - с $11,1 за GDR (размещение прошло ближе к нижней границе ценового диапазона) до $14,25 на 24 декабря. "О`Кей" был оценен довольно высоко, поэтому компания не может позволить себе разочаровать инвесторов, отмечают аналитики "Ренессанс Капитала". Операционные и финансовые результаты ритейлера за июль-декабрь могут превзойти прогнозы, поэтому новости от компании после завершения "периода молчания", который заканчивается 10 января, должны быть положительными, прогнозируют аналитики.

Рост котировок GDR "О`Кей" опередил динамику бумаг лидеров российского рынка - Х5 и "Магнита", и сейчас "О`Кей" является самым дорогим российским ритейлером, в то время как очевидных преимуществ перед конкурентами у него нет, считает аналитик Unicredit Владимир Кузнецов. В краткосрочной перспективе этот разрыв будет сокращаться, считает он. По мнению аналитика, ралли в бумагах "О`Кей" могло быть вызвано стремлением инвесторов диверсифицировать свои вложения в акции сектора.

Действительно, публичных игроков в секторе можно пересчитать по пальцам одной руки, и в скором будущем их может стать еще меньше. На рынке говорят о том, что владелец "Седьмого континента" Александр Занадворов, который в октябре консолидировал более 96% сети, планирует провести делистинг акций компании с биржи и в дальнейшем продать ее стратегическому инвестору. Такой сценарий не исключен, соглашается источник в компании.

Перед продажей Занадворов может усилить свой актив, объединив его с "Мосмартом": в конце декабря стало известно о том, что владелец "Семерки" договорился о покупке ритейлера, не сумевшего благополучно пережить кризис. Часть гипермаркетов "Мосмарта" в регионах будет продана местным игрокам: найти одного покупателя на все свои активы компания не смогла.

Другому ритейлеру, который вслед за "Мосмартом" в 2010 году пополнил коллекцию непрофильных активов Сбербанка, - сети "Вестер" - удается держаться на плаву. В ноябре компания объявила о погашении просроченной задолженности перед поставщиками и опубликовала оптимистичный прогноз на 2011 год. По результатам 2010 года "Вестер" достигнет финансовых показателей 2008 года, а с 2011 года начнет дальнейшее развитие, обещает председатель совета директоров компании Олег Болычев.

Уходящий 2010-ый стал для ритейлеров поворотной точкой: крупные компании укрепили свое лидерство на рынке, сети, столкнувшиеся в кризис с проблемами, поставившими под угрозу их бизнес, получив передышку, определились с планами на будущее.

/Финмаркет/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail

Новости по теме

Ритейлеры радуют инвесторов

Экономика
Сбербанк улучшил прогноз курса рубля на 2017 годСбербанк улучшил прогноз курса рубля на 2017 год
В банке ожидают, что на фоне подорожавшей нефти в 2017 году рубль укрепится до 58,2 руб./$1 против прогнозировавшихся ранее 64 руб./$1Подробнее
Комитет ОПЕК+ рекомендовал продлить соглашение о сокращении добычи на 9 месяцевКомитет ОПЕК+ рекомендовал продлить соглашение о сокращении добычи на 9 месяцев
Комитет состоит из трех стран-членов ОПЕК - Алжира, Кувейта и Венесуэлы, а также России и ОманаПодробнее
"Роснефть" не исключила новых исков к "Системе""Роснефть" не исключила новых исков к "Системе"
Ранее НК решила увеличить требования по уже заявленному иску к "Системе" до 170 млрд рублейПодробнее
Moody's понизило рейтинг Китая впервые за 28 летMoody’s понизило рейтинг Китая впервые за 28 лет
Свое решение рейтинговое агентство пояснило рисками роста госдолгаПодробнее
ЦБ РФ решил пересчитать коэффициенты стоимости полисов ОСАГОЦБ РФ решил пересчитать коэффициенты стоимости полисов ОСАГО
Страховка значительно подорожает для полисов с неограниченным числом водителей и автомобилистов 22-29 лет со стажем вождения от 3 до 6 летПодробнее
"Роснефть" решила увеличить сумму иска к "Системе" до 170 млрд рублей"Роснефть" решила увеличить сумму иска к "Системе" до 170 млрд рублей
Сейчас размер исковых требований составляет 106,6 млрд рублейПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи