ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 07:55

Итоги года: ритейл борется со старыми страхами

Уходящий 2010 год стал для ритейлеров временем постепенного выхода из кризиса. В новый год они входят без новых страхов, все их опасения - отголоски старых проблем

Итоги года: ритейл борется со старыми страхами
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 29 декабря. FINMARKET.RU - Накануне нового 2009 года главной головной болью для ритейлеров был кризис и связанные с ним ожидания едва ли не коллапса в отрасли. Главной "страшилкой" нового 2010 года стал закон о торговле, который как раз к новогодним праздникам был подписан президентом. Представители торговых сетей говорили о том, что новый закон убьет саму торговлю - и это на фоне и без того непростой ситуации в отрасли. Пик кризиса пройден, закон о торговле вступил в силу - мир не рухнул, хотя жить в нем ритейлерам стало сложнее. В 2011 год они входят без новых страхов, а все их сегодняшние опасения - отголоски старых проблем.

Выборы после засухи

Уходящий 2010-й стал для ритейлеров годом постепенного выхода из кризиса, и после спада в 2009 году отрасль снова ждет рост: уже по итогам 11 месяцев оборот розничной торговли вырос на 4,5%, до 14,7 трлн рублей. Основными тенденциями, благоприятно повлиявшими на отрасль, стали положительная динамика реальных доходов населения, постепенное восстановление потребительского кредитования, улучшение внутренней и внешнеэкономической конъюнктуры, отмечают эксперты Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики.

Ритейлеры, запланировавшие значительные инвестиции на 2010 год, смогли в полной мере воспользоваться ситуацией, чтобы увеличить продажи и нарастить количество торговых точек. Так, рекордсмен российского рынка по числу магазинов - "Магнит" - за 9 месяцев увеличил выручку на 45%, до $5,43 млрд. Лидер рынка по выручке и торговым площадям - X5 Retail Group - за этот же период увеличила выручку на 28%, до $7,8 млрд. Доходы "Дикси" выросли на 25,6%, до $1,53 млрд. Компании также продемонстрировали рост сопоставимых продаж (LfL), драйвером которого стали продажи в магазинах формата "дискаунтер".

Впрочем, настоящим признаком выздоровления отрасли может служить рост продаж в непродовольственном сегменте: представители продуктовой розницы демонстрировали завидные темпы роста и в кризисный 2009 год, а вот продажи бытовой техники в кризис существенно сократились.

Так, за 9 месяцев прошлого года сеть "М.Видео" на 11% сократила LfL-продажи и всего на 5% увеличила выручку. За тот же период 2010 года выручка "М.Видео" выросла на 16,8%, а продажи сопоставимых магазинов - на 5%. В компании ожидают сильных результатов за IV квартал и роста предновогодних продаж на 30-40% к прошлому году, говоря о восстановлении потребительского доверия и возвращении бизнеса к традиционной сезонности.

Ритейлер "Детский мир" также смотрит на итоги года с оптимизмом. По прогнозу компании, спрос на детские товары вернется к докризисному уровню уже в этом декабре, когда покупатели потратят на покупку игрушек на 20-30% больше, чем годом ранее.

Не обошлось и без неприятных сюрпризов: аномальная жара и засуха лета-2010 спровоцировали рост потребительских цен на продовольственные товары - начали стремительно дорожать хлеб, молоко, крупы. По традиции найти "крайних" попытались среди торговых сетей - ведь, по выражению главного исполнительного директора Х5 Льва Хасиса, что бы ни случилось, в росте цен всегда оказываются виноваты розничные операторы. Торговые сети вроде бы сумели от нападок отбиться. Как говорил летом директор по корпоративным коммуникациям Х5 Михаил Сусов, наценки сети остались прежними, а вот производители некоторых товаров свои отпускные цены существенно повысили. Тем не менее, дыма без огня все-таки не бывает: Федеральная антимонопольная служба осенью возбудила не одно дело по факту ценового сговора на продовольственном рынке, причем в отношении как производителей, так и сетей.

Фактор засухи продолжит влиять на продовольственный рынок и в 2011 году, считают эксперты. Резкий скачок цен на продукты питания, вызванный летней засухой, подхлестнул инфляцию в стране, а поскольку основные макроэкономические показатели остаются пока еще достаточно слабыми, ускорение инфляции в следующем году может создать определенную угрозу для быстрого восстановления потребительского спроса, говорится в обзоре аналитика "Банка Москвы" Виталия Купеева. Таким образом, инфляция и неуверенные темпы посткризисного восстановления, ставящие под угрозу покупательскую способность россиян, представляются главными рисками для развития розничной торговли в 2011 году.

С другой стороны, перед выборами в Госдуму, которые состоятся в конце следующего года, и накануне президентских выборов в марте 2012 года власти попытаются сделать все возможное, чтобы электорат не бедствовал, был сыт, одет и обут. Козырем правительства в следующем году будет повышение пенсий и индексация зарплат в бюджетной сфере, а одним из бенефициаров социально ориентированной политики властей станет как раз потребительский сектор.

Впрочем, предвыборный период несет для ритейла и новые риски: если до сих пор государство не пользовалось правом ограничивать розничные цены на продукты первой необходимости в случае их резкого роста, хотя имело такие возможности, в острые периоды политической жизни от такого соблазна отказаться будет непросто.

Выигравших нет

Пожалуй, засуха, неурожай и рост цен на продукты питания разделили первое место в рейтинге главных событий-2010 со вступившим в этом году в силу скандальным законом о торговле. Главную битву ритейлеры уже проиграли: несмотря на все протесты и лоббистские усилия, им навязали закон, который основатель и совладелец сети "Магнит" Сергей Галицкий когда-то назвал "запретом на профессию". Формально закон вступил в силу 1 февраля 2010 года, однако из-за предусмотренного переходного периода его основные нормы начали действовать с 1 августа. Закон, в частности, ограничивает бонусы, которые ритейлеры получали от своих поставщиков, и предусматривает возможность госрегулирования розничных цен на социально значимые продукты питания.

Эти нормы вызывали и вызывают наиболее яростную критику со стороны представителей розничной торговли. Для рыночных отношений неприемлемо любое вмешательство государства в процесс ценообразования - это может привести к росту цен и дефициту товаров, говорят ритейлеры. Цены на продовольственные товары выросли не только из-за засухи, свой вклад внес и закон о торговле, считает Лев Хасис. Государство также не должно вмешиваться в микроэкономические отношения участников рынка, говорит он об ограничении бонусов за объем поставки на уровне 10% от цены приобретенного товара, и о запрете включать в договор поставки другие виды вознаграждений, например, плату за вхождение в сеть. Бонусы были выгодны не столько сетям, сколько самим поставщикам, которые пользовались ими как инструментом продвижения своего товара, считает глава Х5.

Яростные протесты ритейлеров вызывает и норма закона, запрещающая торговой сети открывать новые магазины, если ее доля на рынке достигла 25% от объема продаж. "Всем 35% (доля на рынке, при которой его участник считается доминирующим), а нам 25%, причем на уровне муниципалитета", - возмущался Сергей Галицкий, указывая на уже предусмотренное законом о конкуренции ограничение доли компании на рынке. Правда, ритейлеры, похоже, нашли способ, как обойти это ограничение. Так, X5, доля которой в Санкт-Петербурге превысила 25% по итогам прошлого года, дождалась, пока ее догонят конкуренты, которые продолжали развиваться, в то время как Х5 новые магазины в городе не открывала. На руку компании оказалось и сокращение в III квартале сопоставимых продаж в ее гипермаркетах, основная часть которых расположена именно в Петербурге. В итоге доля Х5 на этом рынке упала ниже 25% - и в 2011 году компания сможет открывать здесь новые магазины.

По мнению Льва Хасиса, главная проблема закона о торговле - в менталитете населения и властей, которые разделяют отрасли на "хорошие" и "плохие" - и к последним относят торговлю. "Восприятие очень простое: как говорил один из агрессивных оппонентов розничной торговли, торговля - это раковая опухоль на теле экономики. К сожалению, это представление значительного количества населения станы", - говорит глава Х5. Из-за регулирования ценообразования на лекарства цены в аптеках растут намного быстрее, чем в продуктовых сетях. Несмотря на это, большинство покупателей все равно проголосуют "за" госрегулирование цен на продукты питания, сокрушается он.

Так что в проигравших оказались и покупатели, и поставщики, интересы которых, по замыслу властей, закон о торговле как раз и должен был защищать. "Производители страдают не меньше нас. ФАС в принципе предлагает нам их "сдавать", - говорил С.Галицкий. В качестве примера он приводил случай с перепиской своего сотрудника с представителем компании-производителя. "Пишет производитель яиц: мы поднимаем цены на яйцо. Почему? Потому что все остальные фабрики подняли цены на яйцо. Работник антимонопольной службы говорит: это же сговор! Рядовая переписка категорийных менеджеров может привести к тому, что антимонопольная служба признает это сговором", - недоумевал глава "Магнита". "Мы не должны действовать методами 37-ого года и стучать друг на друга", - призывал С.Галицкий.

Закон о торговле - "сырой", правоприменительной практики по нему не существует - с этим соглашаются даже его разработчики в Минпромторге и ФАС. Для его полноценного функционирования необходимо множество поправок, первые из которых законодатели начали принимать уже в 2010 году.

Так, в конце декабря Госдума во втором и третьем чтении приняла закон о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение штрафов за нарушение закона о торговле. Поправки в КоАП были принципиальным моментом в борьбе между ритейлерами и их противниками из числа производителей и депутатов Госдумы. Последние в качестве санкций за нарушения закона о торговле предлагали ввести оборотные штрафы. Альтернативный законопроект, разработанные правительством и ФАС, предполагал введение фиксированных штрафов, максимальный размер которых должен был составить 1 млн рублей. В итоге депутаты свой законопроект отозвали - и первое чтение прошел более мягкий правительственный вариант. Однако во втором чтении парламентарии предложили увеличить максимальный размер штрафов до 5 млн рублей - именно этот законопроект и был одобрен.

Для крупных игроков, которым главным образом и был адресован закон о торговле, это увеличение несущественно. Однако для мелких сетей такой штраф может означать закрытие бизнеса. "Данная инициатива, игнорирующая интересы среднего и малого бизнеса в розничной торговле, ставит под угрозу само существование независимой российской розницы, не говоря уже о неизбежном росте коррупционной составляющей", - заявил Союз независимых сетей, объединяющий представителей региональной розницы.

Закон о торговле стал "крупным поражением нашего ритейла", заявил замглавы Минпромторга Станислав Наумов вскоре после вступления закона в силу. Ритейлеры, объясняя свое поражение и то, почему они сами не смогли разработать для себя "хороший" закон, говорят об абсурдности самой идеи госрегулирования торговли. "Никому же не приходит в голову издать закон, например, о порядке выращивания зерна, или о методиках приготовления шницелей в общественном питании, или закон о стоматологии", - удивляется Л.Хасис. А самой правильной поправкой в закон о торговле стала бы его отмена или тотальная либерализация, сказал он в интервью газете "Коммерсантъ".

Гонка продолжается

"Несмотря ни на что, мы все равно живем в интересное время, у нас интересный бизнес", - заявил Сергей Галицкий на конференции в декабре, пообещав в 2011 году снова устроить с Х5 "небольшое шоу по гонке друг за другом". В этом году призовые очки достались Х5, которая сумела обойти "Магнит" по размеру торговых площадей, присоединив к себе сеть "Копейка".

Покупка "Копейки", которая обошлась Х5 в 51,5 млрд рублей, безусловно, стала главной сделкой 2010 года. Х5 разом увеличила сеть на 700 магазинов и на 25% - торговую площадь. На момент сделки она составляла 1,4 млн кв. м. тогда как общая торговая площадь "Магнита" на конец октября - 1,3 млн кв. м.

А вот лидер на российском рынке по числу магазинов остался прежний: сеть "Магнита" на конец сентября насчитывала около 3,7 тыс. магазинов, в то время как под управлением Х5 находилось "всего" 1,6 тыс. магазинов.

"Магнит", который в отличие от Х5 предпочитает развиваться органическим способом, может в 2011 году открыть около 800 магазинов, увеличив капзатраты до $1,5 млрд.

Главный консолидатор отрасли - Х5 Retail Group - планирует отрыть около 540 магазинов в следующем году, также сфокусировавшись на органическом росте. Компания намерена удвоить капзатраты по сравнению с 2010 годом - до 40 млрд рублей.

Наращивает темпы роста и "Дикси", планируя открыть не менее 150 магазинов. Похоже, ситуация в компании налаживается: в 2010 году "Дикси", скорее всего, выполнит план по открытиям новых магазинов, чего ей не удалось сделать в 2009 году. Более того, "Дикси", которую до недавнего времени рассматривали только как объект для поглощения, сама претендует на активную роль на M&A рынке. В роли консолидатора, правда, только на региональном уровне, выступает и сеть "Виктория", чьей первой M&A сделкой в рамках заявленной стратегии стала покупка тульского ритейлера "Семейная копилка".

Земля наша велика и обильна, но порядки у нас свои

Потенциал для консолидации рынка в РФ огромен: крупнейшие игроки занимают совсем незначительную долю общего рынка, отмечают аналитики. В то же время интересных объектов для поглощения крупными игроками - в особенности иностранными - в России не так уж много. Х5, заключив сделку по "Копейке", обошла американского гиганта Wal-Mart, который конкурировал с ней в борьбе за этот актив, однако официально свой интерес к сделке так и не подтвердил. Преимуществом Х5 перед Wal-Mart стали гибкость и оперативность в принятии решений, предполагали аналитики.

Как бы то ни было, лишившись шанса купить "Копейку", американский ритейлер закрыл свой московский офис, тем самым просигнализировав: его выход на российский рынок в ближайшем будущем не состоится. "Учитывая, что мы приняли решение о выходе на рынок через покупку компании, а не путем строительства магазинов с нуля, и поскольку в ближайшей перспективе мы не видим четко обозначенных партнеров для приобретения, с точки зрения бизнеса нет необходимости продолжать деятельность нашего московского офиса. Вместе с тем мы будем продолжать рассматривать варианты выхода на рынок", - заявил глава международного подразделения компании Даг МакМиллон.

Стратегию Wal-Mart по покупке местного ритейлера аналитики называют логичной: развиваться на российском рынке "с нуля" иностранным ритейлерам с учетом своеобразных местных реалий трудно.

В качестве примера можно привести французскую Carrefour, которая, не сумев договориться о покупке российского ритейлера, попыталась развиваться в России самостоятельно, но вскоре ушла, открыв всего два магазина. Среди местных игроков, покупка которых теоретически могла бы заинтересовать американского ритейлера, аналитики называют петербургскую сеть "Лента", которая подошла бы Wal-Mart по формату. "Покупать стоит неторгующегося (на бирже) игрока, которого можно взять дешевле", - считает аналитик "Уралсиба" Тигран Овганесян. Однако акционеры "Ленты" прочно завязли в конфликте между собой и никто из них, по их собственным заверениям, продавать долю в компании не собирается.

Гордый "Варяг" проигрывает битву с коррупцией

Кроме преимуществ быстрого старта покупка местного ритейлера позволит иностранцам избежать лишних столкновений с коррумпированной российской действительностью, отмечают аналитики. Последовать примеру шведской IKEA, которая претендует на роль главного борца с коррупцией из числа ритейлеров, готовы далеко не все западные компании.

Впрочем, пример IKEA лишь наиболее ярко доказывает, что коррупция в России неистребима, и сама кого хочешь победит. В начале этого года шведский ритейлер огорошил общественность тем, что уволил топ-менеджера российского подразделения из-за его "терпимости по отношению к коррупционным действиям подрядчика". В декабре IKEA сообщила об итогах расследования деятельности российского подразделения, которые подтвердили, что вести "чистый" бизнес в России, скорее всего, невозможно, даже если принцип "не играть в эти игры" лежит в основе всей корпоративной философии. "Выявленные системные недостатки в работе нашего подразделения, развивающего торговые центры в России, абсолютно недопустимы", - заявил глава IKEA Ингвар Кампрад.

"Я был слишком оптимистичен. Как ни шокирующе и как ни печально это признавать, но наша организация сбилась с курса", - констатировал Кампрад. Тем не менее, Россия остается для IKEA стратегически важным рынком, и уходить отсюда компания не собирается. Из-за дефицита современных торговых форматов и низкого уровня консолидации российский рынок по-прежнему остается привлекательным для иностранных ритейлеров, а по мере выхода экономики страны из кризиса, эта привлекательность будет только усиливаться.

Одним больше, одним меньше

Об инвестиционной привлекательности российского рынка свидетельствует успешное IPO ритейлера "О`Кей" на Лондонской фондовой бирже. Котировкам компании пока удается переламывать тенденцию, характерную для динамики акций после IPO: с момента размещения - 1 ноября - они продемонстрировали уверенный рост, подорожав почти на 30% - с $11,1 за GDR (размещение прошло ближе к нижней границе ценового диапазона) до $14,25 на 24 декабря. "О`Кей" был оценен довольно высоко, поэтому компания не может позволить себе разочаровать инвесторов, отмечают аналитики "Ренессанс Капитала". Операционные и финансовые результаты ритейлера за июль-декабрь могут превзойти прогнозы, поэтому новости от компании после завершения "периода молчания", который заканчивается 10 января, должны быть положительными, прогнозируют аналитики.

Рост котировок GDR "О`Кей" опередил динамику бумаг лидеров российского рынка - Х5 и "Магнита", и сейчас "О`Кей" является самым дорогим российским ритейлером, в то время как очевидных преимуществ перед конкурентами у него нет, считает аналитик Unicredit Владимир Кузнецов. В краткосрочной перспективе этот разрыв будет сокращаться, считает он. По мнению аналитика, ралли в бумагах "О`Кей" могло быть вызвано стремлением инвесторов диверсифицировать свои вложения в акции сектора.

Действительно, публичных игроков в секторе можно пересчитать по пальцам одной руки, и в скором будущем их может стать еще меньше. На рынке говорят о том, что владелец "Седьмого континента" Александр Занадворов, который в октябре консолидировал более 96% сети, планирует провести делистинг акций компании с биржи и в дальнейшем продать ее стратегическому инвестору. Такой сценарий не исключен, соглашается источник в компании.

Перед продажей Занадворов может усилить свой актив, объединив его с "Мосмартом": в конце декабря стало известно о том, что владелец "Семерки" договорился о покупке ритейлера, не сумевшего благополучно пережить кризис. Часть гипермаркетов "Мосмарта" в регионах будет продана местным игрокам: найти одного покупателя на все свои активы компания не смогла.

Другому ритейлеру, который вслед за "Мосмартом" в 2010 году пополнил коллекцию непрофильных активов Сбербанка, - сети "Вестер" - удается держаться на плаву. В ноябре компания объявила о погашении просроченной задолженности перед поставщиками и опубликовала оптимистичный прогноз на 2011 год. По результатам 2010 года "Вестер" достигнет финансовых показателей 2008 года, а с 2011 года начнет дальнейшее развитие, обещает председатель совета директоров компании Олег Болычев.

Уходящий 2010-ый стал для ритейлеров поворотной точкой: крупные компании укрепили свое лидерство на рынке, сети, столкнувшиеся в кризис с проблемами, поставившими под угрозу их бизнес, получив передышку, определились с планами на будущее.

Новости по теме

Ритейлеры радуют инвесторов

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });