Итоги года: Путин-мобиль, ё-мобиль и другие

Российский авторынок постепенно приходит в себя. "АвтоВАЗ" получил огромную поддержку в виде программы утилизации и поездки Владимира Путина на Lada Kalina. А миллиардер Михаил Прохоров представил свой Ё-мобиль

Итоги года: Путин-мобиль, ё-мобиль и другие
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 30 декабря. FINMARKET.RU - Российский авторынок после глубочайшей депрессии конца 2008 - 2009 годов постепенно приходит в себя - программа утилизации старых машин, восстановление платежеспособного спроса и оживление кредитования, а также расширение модельного ряда помогли отыграть большую часть кризисного падения. Однако, даже несмотря на быстрый отскок - продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2010 г вырастут на 30%, до 1,9 млн штук - уровень последнего года эпохи благоденствия достигнут не будет.

Иностранные гиганты на временные трудности смотрят философски, с позиции долгосрочных инвесторов. В 2010 году в России заработал совместный завод PSA Peugeot-Citroen и Mitsubishi в Калуге, а также предприятие Hyundai Motor в Санкт-Петербурге, расширены производственные мощности заводов Volkswagen в Калуге и Renault в Москве.

Отечественный флагман - "АвтоВАЗ" - вспоминал 2009 год как страшный сон. Утилизация плюс неожиданный, но яркий product placement автомобиля Lada Kalina в исполнении премьера Владимира Путина помогли увеличить продажи автомобилей производства волжского завода до 555 тыс. автомобилей, что выше показателей 2009 года в полтора раза. В 2011 году продажи могут вырасти до 700 тыс. штук, в том числе за счет продления программы утилизации, по которой тольяттинское предприятие продает значительную часть своих автомобилей.

В 2010 году о строительстве завода в РФ объявил альянс FIAT-Sollers, о покупке "ИжАвто" у дочки Сбербанка в конце года договорился "АвтоВАЗ", группа "ГАЗ" и концерн Daimler AG достигли взаимопонимания по сборке LCV Mercedes-Benz Sprinter в Нижнем Новгороде.

СП группы "Онэксим" Михаила Прохорова и ЗАО "Яровит моторс" (ООО "ё-авто") в 2010 году разработало и представило прототипы трех моделей гибридных автомобилей собственной разработки. Серийное производство автомобиля, получившего несколько провокационное название "ё" планируется во второй половине 2012 года.

Рекорды авторынка

Продажи новых легковых автомобилей в 2010 году после нескольких месяцев инерционного падения со второго квартала начали рост. В апреле, после запуска программы утилизации, он составил 20%, в мае - 31%, в июне - 45%, в июле - 48%. В августе продажи выросли в 1,5 раза, до 168,6 тыс. машин, и к ноябрю рост достиг 80% (до 190 тыс. штук).

"Во II квартале ситуация на автомобильном рынке кардинально изменилась, спрос вырос и продолжает расти. Рост обусловлен не только премией по утилизации, но и общим улучшением макроэкономической ситуации и повышением покупательского оптимизма. Теперь успех каждого бренда зависит от того, сможет ли он оперативно увеличить производство и поставки. Мы ожидаем некоторого дефицита автомобилей в третьем квартале и резкого роста продаж под конец года", - еще летом говорил вице-председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Мартин Ян.

Рост продаж новых автомобилей в середине года привел к увеличению цен на рынке подержанных машин.

"Резкий скачок связан с тем, что в мае кризисного 2009 года свежие машины подешевели, в этом же году цены растут, так что можно констатировать: на вторичном авторынке кризис закончился", - отмечали эксперты SmartUs.ru. К концу года цены на вторичном рынке замедлили рост из-за увеличения поставок новых автомобилей.

Эксперты АЕБ в 2010 году несколько раз пересматривали в сторону улучшения прогноз по емкости авторынка. Еще в апреле продажи по итогам 2010 года ожидались в размере 1,6 млн автомобилей, осенью прогноз был повышен до 1,7 млн штук, в октябре - до 1,8 млн. По итогам ноябрьских результатов представители АЕБ снова улучшили прогноз, до 1,9 млн автомобилей.

"Ноябрь продемонстрировал самый высокий рост рынка с декабря 2008 года, и рынок продолжает расти, стремясь к показателю 1,9 млн проданных машин за год, что значительно выше всех предыдущих прогнозов комитета. В годовом исчислении рост может составить 30%. Очевидно, что программа утилизации старых автомобилей, а также повышенная доступность кредитов совпали с ростом потребительской уверенности, приведя к росту продаж во всех сегментах и по всем маркам", - констатировал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас.

Между тем, управляющий директор Ford в России Марк Овенден отмечал, что "рассматривая продолжающийся рост рынка, необходимо не забывать анализировать данные также без учета действия программы утилизации - только тогда мы сможем точно заявить, что кризис остался позади". "Ситуация выглядит обнадеживающе, но для продолжения устойчивого восстановления после окончания действия программы утилизации необходим дальнейший рост экономики", - говорил Мрак Овенден.

Около 35% продаж на авторынке страны придется на сборочные заводы по производству иномарок, около трети автомобилей будет импортировано. Два года назад на импорт приходилось более половины (53%) российского авторынка, а сборочные заводы обеспечивали лишь порядка 20% общего объема продаж новых автомобилей.

В будущее авторынок смотрит с надеждой. Регулятор - министерство промышленности и торговли - ждет, что к 2020 г. объем продаж автомобилей в России достигнет 3,6 млн штук.

"К середине 2013 года рынок полностью восстановится, а в 2014 году станет рынком номер 1 в Европе, преодолев отметку в 3 млн автомобилей", - не скрывает оптимизма глава министерства Виктор Христенко. По его словам, в 2010 году производство автомобилей в России достигнет 1,3 млн штук.

Новые заводы …

Французский концерн PSA Peugeot Citroen и японская Mitsubishi Motors Corporation в апреле запустили автозавод в Калужской области - ООО "ПСМА Рус".

Завод начал серийный выпуск автомобилей с модели Peugeot 308. План по выпуску Peugeot на российском предприятии на 2010 год составляет 15-20 тыс. автомобилей при первоначальной мощности завода 45 тыс. машин в год..

Автомобиль под маркой Citroen модели C4 выпущен на российском заводе в июне, с 2012 года планируется начать сборку этого автомобиля по полному циклу. В сентябре предприятие приступило к сборке внедорожников трех марок Peugeot, Citroen и Mitsubishi. Производство внедорожников по полному производственному циклу начнется в конце 2012 - начале 2013 гг. Инвестиции в завод составили 470 млн евро.

Председатель совета директоров PSA Peugeot Citroen Филипп Варен отмечал, что предприятие в Калуге в 2012 году перейдет на производство полного цикла и планирует выпускать 125 тыс. автомобилей, из них 85 тыс. седанов Peugeot и Citroen и 40 тыс. полноприводных автомобилей всех 3 марок. "Верим в потенциал роста российского автомобильного рынка и готовимся к его подъему", - сказал Варен. Ему вторил вице-президент Mitsubishi Осаму Масуко, который оценил потенциальную емкость российского рынка в 5 млн автомобилей в год.

Включение автомобилей производства "ПСМА Рус" в государственные программы утилизации и льготного кредитования позволило Citroen увеличить продажи автомобилей за 11 месяцев на 36%, до 15,420 тыс. автомобилей. У Peugeot этот показатель вырос на 15%, до 32 тыс., у Mitsubishi - на 3%, до 40,2 тыс.

Hyundai в сентябре запустила тестовое производство на предприятии в Санкт-Петербурге. Инвестиции в проект составят около 500 млн евро. В 2011 году на заводе планируется произвести 105 тыс. автомобилей, в 2012 году - выйти на проектную мощность в 150 тыс. автомобилей.

Производство начнется с бюджетной модели Solaris, которую компания хочет видеть "народным автомобилем".

… И новые альянсы

В начале 2010 года FIAT и Sollers договорились о создании российского СП, в рамках которого будет работать 2 автозавода (в Набережных Челнах и ОЭЗ "Алабуга") и парк автокомпонентов в "Алабуге".

На максимальную производственную мощность - 500 тыс. автомобилей в год - СП планирует выйти к 2016 г.

Общие инвестиции в проект составят 2,4 млрд евро. Участники проекта рассчитывали на поддержку ВЭБа, однако пока о деталях участия банка в проекте договориться не удалось. Дело в том, что Sollers не представил ВЭБу уточненный бизнес-план СП и другие необходимые документы для рассмотрения на наблюдательном совете, объяснил глава ВЭБа Владимир Дмитриев. "Бизнес-план, который представлен нам, не дает возможности структурировать сделку", - говорил он.

Под занавес года Сбербанк, который является основным кредитором "ИжАвто" (находится в процедуре банкротства) и управляет им, определился и сделал выбор между потенциальными партнерами ижевского завода. На эту роль претендовали Hyundai-KIA и "АвтоВАЗ". Патриотизм оказался сильнее гостеприимства - борьбу выиграл российский завод.

На площадке "ИжАвто" в 2011 году может быть выпущено около 126 тыс. автомобилей, к 2014 году производство может возрасти до 300 тыс. машин в год, половину из этого объема производства составят автомобили Renault и Nissan. Эти цифры предусмотрены бизнес-планом, предложенным Сбербанком, "АвтоВАЗом" и его акционером - госкорпорацией "Ростехнологии".

В уходящем году окончательно оформился семейный союз альянса Renault-Nissan и "АвтоВАЗа".

Renault подписал соглашение о покупке 25%+1 акции "АвтоВАЗа" у инвесткомпании "Тройка Диалог" и ФГУП "Рособоронэкспорт" за $1 млрд в феврале 2008 года, на докризисном пике фондового рынка. Вся компания, с учетом заложенной в договор опции отложенного платежа, была оценена в сумму, близкую к $5 млрд..Трем крупнейшим акционерам "АвтоВАЗа" - Renault, "Тройке" и госкорпорации "Ростехнологии" (создана на базе активов "Рособоронэкспорта") - принадлежит по 25% + 1 акция "АвтоВАЗа". Однако скоро конструкция изменится: акционеры "АвтоВАЗа" в сентябре одобрили допэмиссию, после первого этапа которой доля "Ростехнологий" вырастет до 29% уставного капитала (36% обыкновенных акций), после второго - до 40% (36%).

В начале октября глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов заявил, что "Тройка" готова свой пакет в "АвтоВАЗе" обменять - на пакет акций либо Renault, либо Nissan. "Renault вряд ли согласится, а Nissan, в принципе, пододвигается к этому", - сказал тогда он. Речь идет об акциях Nissan, принадлежащих Renault, пояснял "Интерфаксу" управляющий директор "Тройки" Сергей Скворцов.

Впервые вариант с обменом акций "АвтоВАЗа" возник в июне этого года. Тогда Владимир Путин заявил, что РФ готова обменяться акциями с французским правительством, которое владеет 15% Renault (столько же у Nissan).

"Если есть необходимость, желание расширить свой (Renault) пакет (в "АвтоВАЗе"), мы готовы и к этому. В том числе даже и готовы обменяться определенными пакетами и с правительством Франции, которое там сидит на небольшом проценте в самом Renault, мы это обсуждали совсем недавно. Это была бы любопытная, мощная кооперация", - сказал премьер. Впрочем, этот вариант, как признавал тогда Сергей Чемезов, крайне "сырой" и всерьез пока не обсуждался.

Незадолго до ноябрьской поездки главы альянса Renault-Nissan Карлоса Гона в Москву Чемезов сообщил, что "Ростехнологии" могут продать 4% акций "АвтоВАЗа" Nissan после первого этапа допэмиссии акций российского автозавода, сократив тем самым свою долю в капитале после допэмиссии до 25%.

Позднее Чемезов заявил, что Nissan может приобрести за денежные средства 10% акций "АвтоВАЗа" в первом-втором квартале 2011 г.

Параллельно Renault расширяла производственные мощности на своем заводе в Москве - "Автофрамос". Инвестиции в расширение завода с 80 тыс. до 160 тыс. автомобилей в год составили $150 млн - дополнительно к $250 млн, изначально вложенным в строительство предприятия.

Наконец, в декабре Daimler, который сотрудничает с "КАМАЗом" по ряду СП в России, а также владеет его акциями, достиг взаимопонимания с группой "ГАЗ" по выпуску легких коммерческих автомобилей в Нижнем Новгороде.

Инвестиции Daimler в производство Mercedes-Benz Sprinter на предприятии группы "ГАЗ" превысят 100 млн евро. Ежегодный объем производства Sprinter составит около 25 тыс. в год.

Ё-Мобилизация

Владелец группы "Онэксим" Михаил Прохоров, который, как и подавляющее большинство российских богачей, сделал состояние на commodities, в последнее время активно занимается проектами, скажем так, неоднозначными.

Есть ли перспективы вывести в прибыль медиаактивы "Онэксима"? Возможно. Все ли риски учтены в проекте по производству светодиодов? Не исключено. Заиграет ли в хороший баскетбол "Нью-Джерси" (правда, недоброжелатели заокеанский проект Прохорова клеймят как сугубо девелоперский, а вовсе не спортивный)? Все может быть. Но самый жирный знак вопроса - это, безусловно, гибридный "ё-мобиль". В России, как известно, делать хорошие автомобили пока удается в основном методом крупоноузловой сборки иномарок. Создание "народного автомобиля" командой энтузиастов, у которых нет за спиной технологического ресурса глобальных концернов - это похоже на шутку или в лучшем случае сказку.

Проще всего было решить, что Михаил Прохоров после суперуспешной продажи пакета акций "Норникеля" несколько утратил чувство реальности. Однако спешить с выводами не стоит - заявленная сумма первоначальных инвестиций (150 млн евро), конечно, не так уж и велика по меркам состояния Прохорова, но и не столь мала, чтобы просто так выбросить ее на ветер.

Пока самого Прохорова, судя по всему, вполне устраивает скептическое и даже юмористическое отношение к "ё-мобилю". По крайней мере, на такую мысль наталкивают его собственные комментарии.

"Приехал парень из Сибири, привез роторно-лопастный двигатель и показал, как можно сделать так, чтобы цилиндры не касались поршня. Это значит, что масло можно заливать один раз. Мы тихо обалдели. Теперь он наш партнер, все у него хорошо в жизни - он будет иметь процент от продаж. А если получится сделать керамический поршень, то масло вообще не нужно будет", - в таком былинном стиле рассказывал владелец "Онэксима" о своем проекте в интервью "Ведомостям".

Уже в начале 2011 года запланированы первые ходовые испытания нового автомобиля. Возможно, тогда станет понятно, чем будет завоевывать сердца покупателей "ё-мобиль". Ведь одним ценником привлечь массы вряд ли удастся - в максимальной комплектации машина будет стоить 450 тыс. рублей. Не самая демократичная цена для "народного автомобиля".

/Финмаркет/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Сокращение прибыли Alphabet стало рекордным с 2008 годаСокращение прибыли Alphabet стало рекордным с 2008 года
Причиной падения прибыли во втором квартале стал штраф Еврокомиссии в размере 2,42 млрд евроПодробнее
Евро достиг 70 руб. впервые с 16 ноябряЕвро достиг 70 руб. впервые с 16 ноября
Курс доллара вырос до 60,05 рубляПодробнее
В новых санкциях США усмотрели угрозу для работы американских энергокомпаний в РФВ новых санкциях США усмотрели угрозу для работы американских энергокомпаний в РФ
По мнению главы Американской торговой палаты, законопроект нанесет больше вреда интересам компаний США, чем РоссииПодробнее
Министерство культуры захотело обложить сбором "умные" часыМинистерство культуры захотело обложить сбором "умные" часы
Новый сбор фактически означает удорожание на один процентПодробнее
Евросоюз рассмотрит ответ на санкции США против РоссииЕвросоюз рассмотрит ответ на санкции США против России
Контрмеры применят, если американские ограничения затронут европейские компанииПодробнее
Новак рекомендовал Ливии и Нигерии присоединиться к сделке ОПЕК+Новак рекомендовал Ливии и Нигерии присоединиться к сделке ОПЕК+
Сделка о снижении добычи нефти действует до марта следующего годаПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи