Потратить здесь и сейчас

С изменением стиля жизни корректируется потребительское поведение россиян, а производители получают все больше возможностей увеличить доходы

Потратить здесь и сейчас
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 17 июня. INTERFAX.RU - С изменением образа жизни меняются потребительские привычки и поведение людей. В стране растет не только уровень занятости населения, но и продолжительность рабочего дня - доля людей, работающих 9 и более часов в день, выросла с 34% в 2002 г/ до 40% в 2007 году. Согласно данным исследования TrendTracker 2008 г. компании "Комкон", необходимость проводить большую часть дня в офисах привела к тому, что в 2007 г. выросла доля расходов на питание вне дома (6% от общих расходов) и содержание автомобиля (5%).

Несмотря на рост инфляции и высокие цены на продовольствие (по итогам 2007 г. инфляция достигла 11,9%, а рост цен на продовольственные товары внес наибольший вклад в ее ускорение - 53%), доля расходов на продукты питания в структуре потребления постепенно снижается. В 2007 г. она составила в среднем 32% от бюджета российского покупателя.

Одновременно в минувшем году наблюдалось формирование более рационального отношения к деньгам – росли сбережения, банковские вклады. При этом их доля в общей структуре расходов населения по-прежнему ничтожно мала 3% (2% годом ранее). Для сравнения за одежду и обувь среднестатистический россиянин выкладывает 13% своего бюджета (12% в 2006 году), а на косметику и средства гигиены тратит стабильно больше, чем откладывает на черный день (4%).

Денежный спрос населения России растет, причем потребители демонстрируют больше свободы в принятии решений, больше интересуются новыми товарами. В 2007 г. выросла доля покупателей, склонных тратить спонтанно (27,2%), что объясняется не только ростом доходов населения, но и увеличением темпа жизни. Кроме того, растет количество людей, которые склонны рассматривать покупки, как способ проведения досуга.

Любители побаловать себя наблюдаются в большей степени среди жителей городов численностью 100-500 тысяч человек. Склонностью к спонтанным покупкам традиционно отличаются женщины, к ним добавилась также молодежь до 25 лет, под влиянием рекламы и настроения подверженная импульсам потратить то, что лежит в кармане.

Неутешительные данные статистики свидетельствуют о постепенном старении населения страны - средний возраст российского гражданина вырос с 37,6 лет в 2003 г. до 38,2 в 2007 году. И, конечно, это не может не оказывать заметного влияния на маркетинг производителей товаров и услуг – люди старшего возраста год от года становятся все более экономически и социально значимой группой.

Пожилые люди нуждаются в медицинской и социальной помощи, поэтому аналитики предсказывают интенсивный рост рынков лекарств и медицинских услуг. Так, на долю людей старше 50 лет приходится 47% суммарных затрат на лекарства и 40% затрат на пищевые добавки. Однако только лекарствами дело не ограничивается. Люди этой возрастной группы составляют пятую часть бравших кредиты за последний год и четверть пользователей мобильных телефонов и 28% среди выезжавших за пределы России и СНГ за последний год.

К сожалению, бремя содержания пожилых людей усилит нагрузку на экономически активное население, которое на сегодня составляет 75 млн. чел. (52% населения). Если в 2001-2006 гг. наблюдалась тенденция роста численности трудоспособного населения, то в 2007 г. этот процесс замедлился.

В жизни населения страны все большую роль играет Интернет, становясь надежным и удобным источником информации и развлечений. Стремительно растет не только численность пользователей Сети, но и частота использования возможностей всемирной паутины. В 2007 г. 55% пользователей выходили в сеть практически ежедневно (48% в 2006 году). Если в 2000 г. пользователи Интернет представляли собой однородную группу (преимущественно мужчины и люди младше 35 лет), то в настоящее время выходом в Сеть пользуются в равной степени мужчины и женщины, а также растет доля приобщенных к Всемирной паутине среди старших возрастов. На протяжении последнего года активно развивались социальные сети.

Все больше тех людей, кто первым делом обращается к Сети за нужной информацией, а также тех, кто с приходом Интернета в дом меньше прикладывается к голубому экрану. В 2007 г. по сравнению с предыдущим годом наблюдается небольшое в абсолютном выражении, но статистически весьма значимое уменьшение аудитории телевидения и журналов. Общий охват радио снизился с 79% в 2002 г. до 68% в 2007, аудитория газет уменьшилась с 60% до 51%.

В противовес этой тенденции становятся все более популярны онлайн-версии печатных изданий, а также интернет-версии других традиционных СМИ. Например, возрастная группа от 50 лет самая малочисленная с точки зрения использования Интернета для прослушивания радио, однако пожилые люди активно осваивают и эти возможности web-пространства – за год в группе наблюдался самый большой рост аудитории – 18%.

При составлении отчета использовались данные потребительского индекса TGI-Russia (Russian Target Group Index) с выборкой 36 тыс. человек в год в 70 городах России с населением от 100 тыс. человек.

/Интерфакс/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Министерство культуры захотело обложить сбором "умные" часыМинистерство культуры захотело обложить сбором "умные" часы
Новый сбор фактически означает удорожание на один процентПодробнее
Евросоюз рассмотрит ответ на санкции США против РоссииЕвросоюз рассмотрит ответ на санкции США против России
Контрмеры применят, если американские ограничения затронут европейские компанииПодробнее
Новак рекомендовал Ливии и Нигерии присоединиться к сделке ОПЕК+Новак рекомендовал Ливии и Нигерии присоединиться к сделке ОПЕК+
Сделка о снижении добычи нефти действует до марта следующего годаПодробнее
В Кремле негативно отнеслись к проекту новых санкций против РФВ Кремле негативно отнеслись к проекту новых санкций против РФ
Пакет экономических мер согласован в палате представителей СШАПодробнее
Сбербанк в четверг выплатил вкладчикам "Югры" 21,8 млрд рублейСбербанк в четверг выплатил вкладчикам "Югры" 21,8 млрд рублей
Физические лица держали в банке "Югра" более 180 миллиардов рублейПодробнее
Exxon оштрафовали на $2 млн за подписание документов с СечинымExxon оштрафовали на $2 млн за подписание документов с Сечиным
Нефтяная компания нарушила санкционный режим, поскольку глава "Роснефти" находится в "черном списке" OFACПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи