Первая грузовая кампания. Начало

В числе претендентов на покупку контрольного пакета ОАО "Первая грузовая компания" - группа Globaltrans, холдинг UCLH и малоизвестное ЗАО "Нефтетранссервис". Однако по информации источников на рынке приоритетным покупателем этого актива в РЖД считаются структуры Геннадия Тимченко

Москва. 25 марта. FINMARKET.RU - Претенденты на покупку контрольного пакета "дочки" ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и крупнейшего в России оператора вагонов, ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК), начали более детально обозначать свои намерения. Высказаться по этому поводу в той или иной форме уже успели представители группы Globaltrans, холдинга UCLH Владимира Лисина и даже малоизвестного ЗАО "Нефтетранссервис" (НТС), отметившегося ранее лишь покупкой у РЖД 20 тыс. старых полувагонов. Впрочем, на рынке приоритетным покупателем доли в ПГК считают бизнесмена Геннадия Тимченко, владеющего железнодорожным оператором "Трансойл".

Коммерческий взгляд

Первым в череде заявлений на минувшей неделе стал неофициальный комментарий одного из топ-менеджеров группы Globaltrans. Фактически он сводился к тому, что оценки "Первой грузовой" в $5-6,5 млрд за 75% ее акций (или $6,7-8,7 млрд за 100%), озвученные еще в январе главой РЖД Владимиром Якуниным, завышены, структура активов ПГК не совсем адекватна для продажи, да и пакет в 3/4 уставного капитала, планируемый к продаже стратегическому инвестору, слишком велик.

"Мы ориентировочно оцениваем 75% ПГК где-то в $3,7 млрд (чуть менее $5 млрд за 100%)", - заявил представитель Globaltrans, одновременно дав понять, что его компании "хватило бы и 51%" уставного капитала "Первой грузовой". При этом он отметил, что группе государственный оператор будет интересен без дочернего ОАО "Русагротранс" на его балансе. "Это вообще отдельный бизнес. Он не должен обременять оператора", - сказал собеседник агентства.

Аналитики, правда, серьезно сомневаются, что РЖД пойдут на сделку с Globaltrans, а регуляторы - разрешат ее. В частности, в "ВТБ Капитале" и в "Ренессанс Капитале" указывают на высокие лоббистские возможности В.Лисина и Г.Тимченко. Кроме того, эксперты напоминают, что в 2010 г. российские регуляторы (в том числе - министерства транспорта и экономического развития РФ) заблокировали покупку Globaltrans до 50% акций другой создаваемой в ходе реформы "дочки" РЖД - ОАО "Вторая грузовая компания" - из-за риска доминирующего положения на рынке объединенной группы.

Большое лобби и крупные связи

В структуре одного из названных "лоббистов", транспортном холдинге Universal Cargo Logistics Holding (UCLH) В.Лисина, в четверг "Интерфаксу" официально подтвердили, что у компании есть интерес к покупке ПГК. Размер интересующего компанию пакета акций и оценку оператора начальник управления по связям с общественностью UCLH Дмитрий Бауков комментировать не стал. Однако источник, близкий к транспортному холдингу, сообщил агентству, что группа готова приобрести от 51% акций ПГК.

В то же время, в среду в числе претендентов на "Первую грузовую" появилась "темная лошадка" - непримечательная компания "Нефтетранссервис", по крупному "засветившаяся" в отрасли лишь в середине прошлого года, купив у РЖД сразу 20 тыс. полувагонов, выиграв это право сразу на двух конкурсах перевозчика, проведенных в преддверии создания еще одной его "дочки" - ОАО "Вторая грузовая компания" (ВГК).

Теоретически, факт этот можно было бы оставить и незамеченным: в разное время в числе потенциальных покупателей ПГК назывались куда более солидные претенденты, в том числе российские и зарубежные банки (в частности, Европейский банк реконструкции и развития и JP Morgan). Однако есть сразу два "но". Во-первых, в отличие от Globaltrans, озвученные РЖД оценки стоимости ПГК, руководство НТС считает "привлекательными", хотя и заявляет, что может пересмотреть их после официального объявления правительством РФ условий приватизации государственного железнодорожного оператора.

Во-вторых, участников рынка не смущает то, что компания, до последнего времени не имевшая широкой известности, претендует на покупку контрольного пакета крупнейшего в РФ оператора вагонов. "Нефтетранссервис" связывают с именем братьев Вадима и Вячеслава Аминовых, а про тех, в свою очередь, говорят, что у предпринимателей хорошие связи с В.Якуниным. Официальных подтверждений, ни той, ни другой информации, правда, нет.

Все решено

Впрочем, ряд собеседников "Интерфакса" считают, что не вспоминать можно было вообще про всех вышеперечисленных претендентов на ПГК. По их информации, приоритетным покупателем этого актива в РЖД считают структуры Геннадия Тимченко.

Пока, правда, переговоры перевозчика со структурами предпринимателя также не носят детального характера, отмечает один из источников: стороны еще не сошлись в цене, при этом структуры предпринимателя ориентируются на приобретение доли "от контрольного пакета и выше". Но детали не обсуждаются только потому, что вопрос о продаже ПГК сейчас находится на уровне "консультаций" "противоборствующих сил" с чиновниками правительства, которое, в конечном счете, и должно определить покупателя. Появится определенность "наверху", будут согласованы и параметры сделки, утверждает один из собеседников агентства.

Другой осведомленный источник "Интерфакса" в независимом железнодорожном операторе также говорит, что переговоры со структурами Г.Тимченко РЖД ведут в приоритетном порядке, причем еще с прошлого года. Минувшей осенью представители предпринимателя даже провели предварительный due diligence ряда активов ПГК, в частности, ОАО "Русагротранс", утверждает он. В частности, по его информации, была изучена некоторая финансовая документация и статьи расходов оператора.

Переговоры же РЖД с другими претендентами на ПГК один из собеседников считает либо фиктивными (чтобы создать видимость выбора), либо "запасным вариантом". Теоретически, если Г.Тимченко не согласится на покупку, вопрос можно будет свести к полноценным торгам, вплоть до продажи отдельных активов разным претендентам (например, по типам вагонов), предполагает он: согласно решению правительства, ПГК должна быть продана в 2011 г.

Суть да дело

Формально на продажу контрольного пакета акций ПГК остается даже еще меньше времени: максимум 6 месяцев. По согласованным условиям железнодорожной реформы, приватизация оператора должна состояться до полного формирования ВГК (ориентировочно - до конца III квартала), хотя И.Левитин предлагал сделать это уже в I полугодии. Между тем, по словам вице-премьера РФ и главы совета директоров РЖД Александра Жукова, кабинет министров вряд ли рассмотрит вопрос о форме продажи акций ПГК раньше II квартала, а одновременно необходимо еще и обновить оценку компании. При этом чиновник считает, что для приватизации оператора нужно еще и "конъюнктуру получше выбрать". Наверняка, именно поэтому в проспекте недавно размещенных евробондов РЖД перевозчик допускал вероятность переноса срока формирования "Второй грузовой компании" - чтобы успеть продать контроль в "Первой".

Что же до схемы приватизации, то сейчас государство планирует продать 75% акций "Первой грузовой". Причем, как ранее сообщал министр транспорта И.Левитин, рассматриваются 2 схемы продажи - в зависимости от оценки компании. В случае, если она устроит правительство и профильные ведомства, может идти речь о продаже сразу всего пакета стратегическому инвестору. Если возникнут вопросы относительно оценки, будет принято решение о проведении IPO 10-15% акций ПГК и дальнейшей продаже оставшихся акций на основе определенной в ходе размещения рыночной стоимости грузовой компании.

В.Якунин, в свою очередь, заявлял, что IPO ПГК, в случае его утверждения, целесообразно провести в Лондоне, а "прямую продажу" - в России.

"Первая грузовая компания" - крупнейший в РФ оператор железнодорожных перевозок. РЖД владеют 100% акций ПГК. Сейчас в собственности компании находится около 200 тыс. вагонов различных типов. В 2010 г. в вагонах оператора перевезено 302,3 млн тонн грузов.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail

Новости по теме

РЖД отпускают вагоны

Экономика
Евросовет выбрал место для штаб-квартиры Европейского банковского управления после BrexitЕвросовет выбрал место для штаб-квартиры Европейского банковского управления после Brexit
Необходимость в переезде возникла из-за выхода Великобритании из ЕвросоюзаПодробнее
Эксперты отметили резкое торможение российской экономикиЭксперты отметили резкое торможение российской экономики
Цифры слабые, существенно хуже ожиданий, констатировали экономисты после публикации данных РосстатаПодробнее
Россельхознадзор запретил поставки свинины и говядины из БразилииРоссельхознадзор запретил поставки свинины и говядины из Бразилии
Страна является одним из самых крупных поставщиков мяса в РФПодробнее
Спрос на бензин и авиатопливо в 2017 году вырастет впервые за 4 года. ОбзорСпрос на бензин и авиатопливо в 2017 году вырастет впервые за 4 года. Обзор
Как ожидают аналитики, только мазут по итогам года покажет понижающую динамику спросаПодробнее
Бизнес пожаловался Путину на нарушение моратория на рост налоговой нагрузкиБизнес пожаловался Путину на нарушение моратория на рост налоговой нагрузки
Из-за введения трех новых сборов предпринимателям в 2018 году придется заплатить в бюджет больше 100 млрд рублейПодробнее
Курс евро снизился на фоне провала коалиционных переговоров в ГерманииКурс евро снизился на фоне провала коалиционных переговоров в Германии
Ангела Меркель может попытаться привлечь в коалицию социал-демократов или сформировать правительство меньшинстваПодробнее
Недвижимость
Последние новости