Куда пропадает бензин

Экспорт топлива стал выгодной альтернативой внутреннему рынку на фоне сдерживания цен в России. В результате из-за растущего спроса на внутреннем рынке стал ощущаться дефицит нефтепродуктов. Благополучие для рядовых потребителей может в скором времени завершиться

Куда пропадает бензин
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 25 апреля. FINMARKET.RU - На российском топливном рынке складывается критическая ситуация: сезонный рост спроса на моторные топлива сопровождается вымыванием объемов с внутреннего рынка, вызванным выгодной экспортной альтернативой на фоне сдерживания цен внутри страны.

На совещании, проведенном в начале февраля 2011 года премьер-министром РФ Владимиром Путиным, была отмечена продолжающаяся негативная тенденция роста цен на нефтепродукты. После совещания Федеральная антимонопольная служба инициировала "третью волну" антимонопольных дел в отношении вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Вслед за этим компании начали оперативно снижать розничные, оптовые и мелкооптовые цены сначала на дизельное топливо, а затем и на автобензин. Более того, после снижения цен производители не стали их повышать вслед за ростом мировых котировок нефти и нефтепродуктов. В результате весь март и апрель ВИНКи продавали топлива на внутреннем рынке со скидкой к экспортному эквиваленту, то есть с потенциальным убытком для себя.

Топливо стремится на экспорт

Обычно отсутствие явных инфраструктурных ограничений по экспорту моторных топлив из России приводит к тому, что рано или поздно внутренняя цена растет вслед за net-back. Наоборот, снижение мировых котировок и экспортного эквивалента примерно через месяц приводит к удешевлению нефтепродуктов на спотовом рынке России. Как говорится в обзоре ИАЦ "Кортес", сложившаяся с февраля ситуация на топливном рынке РФ привела к тому, что внутренние цены перестали соотноситься с мировыми котировками.

В результате объемы моторных топлив стали перенаправляться на экспорт в ущерб продажам на спотовом рынке России.

Внутреннее потребление автобензина в 2010 году в целом выросло на 5,7% и составило 33,1 млн тонн. С учетом продолжения роста российского автопарка и посткризисного восстановления экономики страны было бы логичным увидеть увеличение потребления бензина в I квартале 2011 года, однако этого не произошло, отмечает "Кортес".

По данным Минэнерго РФ, в I квартале 2010 года на внутренний рынок отгружено 7,46 млн т автобензина, а за аналогичный период 2011 года - 7 млн т (на 6,2% меньше). В то же время, если экспорт автобензина в I квартале 2010 года составлял 1,2 млн тонн, то в I квартале 2011 года он достиг 1,8 млн тонн. Увеличение объемов экспорта составило 50%, что соответствует 8,6% от поставок автобензина на внутренний рынок в I квартале 2011 года.

Отгрузки дизельного топлива на внутренний рынок в I квартале 2011 года выросли на 4,1% - до 7,43 млн тонн. Экспорт дизельного топлива за I квартал вырос на 2,7% - до 10,39 млн тонн.

Статистика по отгрузкам автобензина и дизельного топлива на внутренний рынок и экспорт отражает первичные продажи с НПЗ. Учитывая, что в течение третьей декады февраля и весь март экспорт автобензина и летнего ДТ был стабильно более прибыльным по сравнению с их продажей на внутреннем рынке, крупные трейдеры, закупавшие топлива у ВИНК, имели возможность экспортировать нефтепродукты, извлекая из этих операций прибыль.

В сложившейся ситуации независимые оптовые трейдеры начали сталкиваться с серьезными проблемами, в первую очередь, с ограниченным предложением оптовых партий нефтепродуктов на внутреннем рынке, отмечают эксперты.

Биржа не спасает

Дефицит на внутреннем рынке сказался и на динамике биржевых торгов топливом. Если ранее ВИНКи справедливо упрекали биржи в отсутствии спроса, то сейчас объем заявок на покупку отдельных нефтепродуктов в разы превышает предложение.

Это вызвало значительный рост биржевых котировок. Так, за прошлую неделю индексная цена на Регуляр-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) выросла на 8% (до 30877 руб./т), на Премиум-95 - почти на 6% (до 31212 руб./т), на летнее дизтопливо - на 6,4% (до 25712 руб./т).

По данным "Кортеса", ТНК-ВР 1 марта продавала на биржах бензин Регуляр-92 со своих НПЗ по ценам 25000-25350 руб./т, а 22 апреля - уже по 30000-30110 руб./т. По словам трейдеров, эта компания - одна из немногих, реализовывавших бензин в апреле в адрес независимых участников рынка. Трейдер "Сургутнефтегаза" - "Сургутэкс" - продавал Регуляр-92 1 марта по цене 25547 руб./т, а 22 апреля - по 29205-29323 руб./т.

Цены на бензины НПЗ "ЛУКОЙЛа" обычно одни из самых высоких из-за премиального качества и развитости собственного сбыта. Несмотря на это, в апреле автобензин "ЛУКОЙЛа" пользовались высоким спросом на биржевых торгах. С 1 по 22 апреля компания продала на биржах 61,32 тыс. тонн автобензина, а завесь март - только 7,86 тыс. тонн.

Дефицит ударил по потребителю

"Участники рынка сходились во мнении, что майские объемы высокооктанового бензина подорожают на спотовом рынке по сравнению с апрельскими, как минимум, на 3000 руб./т, ДТ летнего - на 1000 руб./т, объясняя этот рост цен значительным превышением спроса над предложением", - говорится в материалах "Кортеса".

Мелкооптовые цены на Регуляр-92 на нефтебазах ВИНК за месяц выросли на 2%, летнее дизтопливо с начала марта подорожало на 5,1%. Рост цен на нефтебазах независимых операторов мелкооптового рынка оказался еще более значительным. Более того, участники рынка в регионах жаловались на сокращение запасов моторных топлив на нефтебазах нефтяных компаний и независимых операторов рынка.

Показательна в этой ситуации стабильность цен на бензины и дизельное топливо на заправках ВИНК. В среднем по России бензин Регуляр-92 4 марта стоил 23.51 руб./л, а 22 апреля - 23.60 руб./л. Дизельное топливо 4 марта стоило 23.77 руб./л в среднем по стране, а 22 апреля - 23.78 руб./л.

Пока ограниченное предложение топлив на спотовом и мелкооптовом рынке замаскировано для большинства рядовых потребителей доступностью нефтепродуктов на АЗС нефтяных компаний и стабильным уровнем цен. Но и это видимое благополучие может в скором времени завершиться, полагают эксперты.

В минувшую пятницу маржа независимых АЗС по бензину Регуляр-92 и ДТ летнему была значительно ниже 20%-ного порога рентабельности, составив 11,9% и 14,8% соответственно. С учетом же сложившейся на внутреннем рынке ситуации нет шансов на повышение маржи АЗС. Значит, независимая розница (а это, по некоторым оценкам, свыше 50% российских АЗС) в лучшем случае начнет повышать цены, закупив подорожавший майский ресурс. В худшем случае часть независимых заправок будет вынуждена остановиться.

Кроме того, уже сейчас есть информация о вымывании бензина и дизеля с заправок ВИНК.

Например, в понедельник стало известно, что на ряде автозаправок Брянской области исчез бензин марок Аи-92 и Аи-95. Дефицит бензина этих марок испытывают и другие области Центрального федерального округа. Однако заместитель генерального директора ЗАО "Брянскнефтепродукт" (входит в "Роснефть") Валерий Чечеткин сообщил "Интерфаксу", что дефицит связан с ремонтами в марте-апреле на 4 НПЗ страны.

Ситуация на заправках Брянской области. ФОТО

Известно об ограничении продаж топлива на АЗС в Алтайском крае. По данным Алтайского топливного союза, собственники АЗС столкнулись с проблемой нехватки ГСМ в начале апреля, когда основные оптовые поставщики бензина в регион - ОАО "НК "Роснефть" - Алтайнефтепродукт" и ОАО "Газпромнефть-Алтай" - ограничили его продажу без объяснения причин. В минувшие выходные ряд заправок края ограничил или приостановил продажи ГСМ. На АЗС выдают продукцию или по внутренним сетевым картам, или в один автомобиль заливают не более 20 литров бензина или просто не продают продукцию, отметил Алтайский топливный союз.

Эксперты "ОМТ-Консалт" также прогнозируют подорожание бензинов в рознице в РФ из-за дефицита. Как сообщали Агентству нефтяной информации (АНИ) в "ОМТ-Консалт" в конце прошлой недели, дефицит бензинов образовался в столичном регионе, в Ленинградской области, на уфимском оптовом рынке нефтепродуктов.

Как сообщил Агентству нефтяной информации (АНИ) представитель НК "Роснефть", руководство компании в конце прошлой недели приняло решение о выделении дополнительное объема дизельного топлива для поставки в Алтайский край с целью сокращения дефицита. По его словам, с начала года поставки дизельного топлива в регион увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10% до 110 тыс. тонн. "Но с учетом сложившейся ситуации руководство компании приняло решение переориентировать поставки. В частности, в Алтайский край на АЗС "Роснефти" было направлено 5 тыс. тонн дизтоплива с Ачинского НПЗ, большая часть этих объемов уже отгружено", - сообщил он. По мнению руководства НК, это поможет сбалансировать рынок и выровнять ситуацию. При этом он отметил, что в первую очередь топливо отпускается в адрес сельхозпроизводителей и служб экстренной помощи (скорая, пожарная, правоохранительные органы). "В приоритетном порядке обеспечиваются сельхозпроизводители, которые вступают в активную фазу полевых работ, и социальный сегмент", - сказал представитель НК. В компании отмечают, что дефицит топлива на рынке региона вызван резким сокращением поставок топлива другими поставщиками, а также тем, что независимые трейдеры, пользуясь низкими ценами на топливо "Роснефти", проводили масштабную скупку нефтепродуктов.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Сбербанк улучшил прогноз курса рубля на 2017 годСбербанк улучшил прогноз курса рубля на 2017 год
В банке ожидают, что на фоне подорожавшей нефти в 2017 году рубль укрепится до 58,2 руб./$1 против прогнозировавшихся ранее 64 руб./$1Подробнее
Комитет ОПЕК+ рекомендовал продлить соглашение о сокращении добычи на 9 месяцевКомитет ОПЕК+ рекомендовал продлить соглашение о сокращении добычи на 9 месяцев
Комитет состоит из трех стран-членов ОПЕК - Алжира, Кувейта и Венесуэлы, а также России и ОманаПодробнее
"Роснефть" не исключила новых исков к "Системе""Роснефть" не исключила новых исков к "Системе"
Ранее НК решила увеличить требования по уже заявленному иску к "Системе" до 170 млрд рублейПодробнее
Moody's понизило рейтинг Китая впервые за 28 летMoody’s понизило рейтинг Китая впервые за 28 лет
Свое решение рейтинговое агентство пояснило рисками роста госдолгаПодробнее
ЦБ РФ решил пересчитать коэффициенты стоимости полисов ОСАГОЦБ РФ решил пересчитать коэффициенты стоимости полисов ОСАГО
Страховка значительно подорожает для полисов с неограниченным числом водителей и автомобилистов 22-29 лет со стажем вождения от 3 до 6 летПодробнее
"Роснефть" решила увеличить сумму иска к "Системе" до 170 млрд рублей"Роснефть" решила увеличить сумму иска к "Системе" до 170 млрд рублей
Сейчас размер исковых требований составляет 106,6 млрд рублейПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи