Яндекс-риски: конкуренты и олигархи

В проспекте к IPO "Яндекс" называет главными конкурентами Google и Mail.ru и сообщает о возможном появлении "национального поисковика". Компания предупредила инвесторов, что олигархи могут интересоваться получением операционного контроля или долей в привлекательных бизнесах

Яндекс-риски: конкуренты и олигархи
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 29 апреля. FINMARKET.RU - Возможность появления государственного конкурента, атаки на рыночную позицию компании со стороны мирового гиганта Google, отток аудитории в социальные сети и интерес к бизнесу со стороны олигархов - о таких рисках рассказал инвесторам "Яндекс" в преддверии IPO на бирже NASDAQ.

IPO

Материнская компания "Яндекса" - Yandex N.V. - в четверг подала на регистрацию в Комиссию по ценным бумагам и биржам США документы к IPO. Количество продаваемых акций и ценовой диапазон пока не определены. Компания подала заявку на листинг на NASDAQ Global Market. В рамках IPO инвесторам будут предложены как новые акции, так и часть пакетов существующих акционеров. Глобальный координатор сделки - Morgan Stanley, совместными букраннерами выступают Morgan Stanley, Deutsche Bank и Goldman Sachs. Совместными менеджерами назначены Piper Jaffray & Co. и Pacific Crest Securities, финансовый консультант - Сбербанк.

Сейчас крупнейшим акционером компании является Baring Vostok Capital Partners, его структурам принадлежит 23,89% голосов. Основатели "Яндекса" Аркадий Волож и Илья Сегалович владеют соответственно 19,77% и 4,14% голосующих акций Yandex NV. У Roth Advisors 6,42% голосов, у Международной финансовой корпорации (IFC) - 6,12%. Сбербанк владеет одной приоритетной акцией, которая предоставляет ему право "вето" в отношении сделок по концентрации 25% или более акций Yandex.

Предварительная оценка компании банками-организаторами - $6-9 млрд. Объем IPO может составить от $1 млрд, сообщали ранее источники в банковских кругах. В проспекте к IPO "Яндекс" указал размер привлечения в $1 млрд как ориентировочный для расчета пошлины.

Конкуренты сейчас

Главными своими конкурентами "Яндекс" считает Google и Mail.ru.

Google запустил русскоязычный поисковик в 2006 году и по итогам первого квартала этого года, согласно данным Liveinternet.ru, занимал 22% российского рынка поиска против 65% у "Яндекса". "Мы ожидаем, что Google продолжит использовать узнаваемость бренда, финансовые и инженерные ресурсы, чтобы агрессивно конкурировать с нами", - пишет "Яндекс" в проспекте к IPO, называя сильной стороной Google наличие мобильной платформы Android.

На внутреннем уровне главный конкурент "Яндекса" - Mail.ru. Некоторые сервисы Mail.ru на данный момент более популярны, чем сервисы "Яндекса", признает компания.

Хотя среди быстро набирающих популярность социальных сетей у "Яндекса" есть партнеры, они все больше становятся конкурентами компании, говорится в проспекте. Такие сайты, как Facebook, "Вконтакте", "Одноклассники" и "Мой мир" предоставляют пользователям широкий набор сервисов, в том числе информационных, и многие из них конкурируют с сервисами "Яндекса". Используя имеющийся у них большой массив информации о своих пользователях, социальные сети могут предлагать рекламодателям максимально трагетированную аудиторию, конкурируя с поисковиками в области монетизации трафика.

Несмотря на острую конкуренцию, "Яндекс" не постеснялся признаться, что именно успешное IPO Mail.ru осенью прошлого года стало одним из главных факторов, подтолкнувших компанию к выходу на рынок. Еще летом прошлого года с планами проведения IPO не было никакой ясности, но уже в ноябре, сразу после завершения сделки Mail.ru, совет директоров "Яндекса" начал всерьез обсуждать размещение акций, рассказывает компания в проспекте.

... и в будущем?

"Яндекс" счел необходимым сообщить инвесторам о возможности появления нового конкурента - так называемого "национального поисковика".

"Представители российской власти, в том числе и президент, публично заявляли (в последний раз - в январе этого года), что создание "национального" поискового сервиса является приоритетом правительства", - пишет "Яндекс".

Поисковик, принадлежащий государству или контролируемый им, если он будет создан, может усилить конкуренцию на рынке, к тому он, возможно, получит субсидии или другие преференции, которых нет у "Яндекса", предупреждает компания.

Опасные олигархи

Большинство пунктов из раздела "риски" инвестиционных меморандумов российских компаний, как правило, кочуют из одного документа в другой, не претерпевая серьезных изменений (с поправкой на отраслевую специфику). "Яндекс" выделился на этом фоне как минимум одним нововведением, предупредив инвесторов о том, что в России есть олигархи, а у олигархов - связи в сферах. Впрочем, неудивительно, что именно "Яндексу" первому довелось поднять эту скользкую тему: большинство российских компаний, выходивших на IPO до этого, сами могли похвастать наличием в составе акционеров либо олигархов различного калибра, либо - что еще лучше - государства.

"Обладающие ресурсами и политическими связями финансовые группы и так называемые "олигархи" время от времени могут интересоваться получением операционного контроля или долей в привлекательных российских бизнесах, полагаясь на свое экономическое или политическое влияние, а также связи в правительстве. Мы можем стать объектом таких попыток в будущем, и, в зависимости от политического влияния вовлеченных сторон, наша способность к противостоянию может быть ограничена", - описывает "Яндекс" российскую специфику.

У "Яндекса" в свое время был шанс заполучить в акционеры крупного предпринимателя - в 2009 году переговоры о приобретении 10% акций Yandex NV вел один из самых активных инвесторов Рунета Алишер Усманов, совладелец Mail.ru Group, однако сделка не состоялась. После неудачных переговоров с А.Усмановым "Яндекс" выпустил в пользу Сбербанка РФ "приоритетную акцию". Ключевым правом госбанка стало право вето на концентрацию свыше 25% акций "Яндекса" одним лицом или связанной между собой группой лиц.

"Мы вели переговоры с акционерами "Яндекса", но они наотрез отказались от того, чтобы мы, как потенциально крупные акционеры, имели какое-то влияние на принятие стратегических решений, - говорил А.Усманов в интервью "Коммерсанту" в январе 2009 года. Несколько иначе описывал ситуацию А.Волож: "Договориться не получилось. Наступил кризис, ситуация в целом изменилась".

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Бизнес пожаловался Путину на нарушение моратория на рост налоговой нагрузкиБизнес пожаловался Путину на нарушение моратория на рост налоговой нагрузки
Из-за введения трех новых сборов предпринимателям в 2018 году придется заплатить в бюджет больше 100 млрд рублейПодробнее
Курс евро снизился на фоне провала коалиционных переговоров в ГерманииКурс евро снизился на фоне провала коалиционных переговоров в Германии
Ангела Меркель может попытаться привлечь в коалицию социал-демократов или сформировать правительство меньшинстваПодробнее
Росрыболовство объяснило рост цен на красную икруРосрыболовство объяснило рост цен на красную икру
В ведомстве полагают, что дело в спекулятивном настрое рынкаПодробнее
Tesla представила свой первый электрический грузовикTesla представила свой первый электрический грузовик
Кроме того, компания презентовала прототип нового поколения Tesla RoadsterПодробнее
Набиуллина констатировала окончание восстановительного роста экономикиНабиуллина констатировала окончание восстановительного роста экономики
"По нашей оценке, мы компенсировали 95% падения экономики, которое произошло, начиная с 2015 года", - сообщила глава ЦБПодробнее
Акции ВТБ рухнули почти на 10% и достигли минимумов с декабря 2014 годаАкции ВТБ рухнули почти на 10% и достигли минимумов с декабря 2014 года
На рынке продолжаются распродажи в преддверии реорганизации банка путем присоединения ВТБ 24Подробнее
Недвижимость
Последние новости