Пиррова победа

Суд разрешил ВР и Роснефти обменяться акциями, но с условием - российская компания должна взять в партнеры по освоению Арктики не британский холдинг, а его "трудное" СП с русским партнером - ТНК-ВР

Пиррова победа
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 7 мая. INTERFAX.RU - Стокгольмский суд разрешил ВР обменять 5% своих акций на 9,5% акций "Роснефти", но с одним почти невыполнимым условием - российская компания должна взять в партнеры по освоению Арктики не британский холдинг, а его "трудное" СП с русским партнером - ТНК-ВР. Кроме того, суд придал обмену акций исключительно формальный характер - их нельзя продавать или обменивать, они не дают компаниям право на места в советах директоров. Такое решение сложно назвать соломоновым: оно, скорее всего, не устроит ни одну из сторон, и может привести к срыву сделки.

Тише едешь - дальше будешь

"Роснефть" очень спешила заключить с ВР стратегический союз. Впервые информация о том, что компании могут вместе заняться реализацией масштабных проектов в Арктике, появилась в августе прошлого года, а уже в январе этого года "Роснефть" и ВР подписали соглашение о глобальном стратегическом альянсе, основанном на обмене акциями и создании совместного предприятия по освоению трех лицензионных участков в Карском море - Восточно-Приновоземельские-1, -2, -3. "Роснефти" в СП должно принадлежать 66,67%, BP - 33,33%.

Это соглашение преподносилось как несомненный успех всей российской нефтяной отрасли. Его продвигал и курировал вице-премьер РФ Игорь Сечин, одобрил и направил в жизнь премьер-министр Владимир Путин. Тут же все заговорили о возможности работы ВР и "Роснефти" по новым проектам, и даже в новых странах. Казалось, это будет долгосрочный и успешный союз.

Однако, вскоре стало понятно, что таким положением дел очень недоволен исторический партнер ВР в России - консорциум "Альфа-Акссес-Ренова" (ААР). ВР и ААР на паритетной основе владеют ТНК-ВР. В феврале неожиданно выяснилось, что еще при создании этого СП в 2003 году совладельцы ААР договорились с британской компанией, что все проекты в России, представляющие интерес для обоих акционеров, реализовывать через ТНК-ВР. Проект в Арктике, а главное обмен акциями показались ААР крайне привлекательными. Консорциум потребовал от ВР и Роснефти привлечь к сделке ТНК-ВР, и, получив отказ, сразу обратился в суд.

Лондонский суд в феврале приостановил процесс обмена акциями между ВР и "Роснефтью". Затем спор между акционерами ТНК-ВР начал рассматривать Стокгольмский арбитражный трибунал. Он и принял решение о обмене акциями Роснефти и ВР при условии участия ТНК-ВР в арктическом проекте.

Нет партнера - нет и мирового господства

"Роснефть" всегда признавалась, что не желает видеть ТНК-ВР в качестве своего партнера в Арктике. ""Роснефть", изучая возможности будущих партнеров для работы на шельфе в арктической зоне, не увидела компетенции ТНК-BP в этом вопросе", - говорил в феврале вице-премьер РФ Игорь Сечин, который на тот момент являлся председателем совета директоров "Роснефти".

Настроение "Роснефти" понятно, перед компанией была поставлена цель - научиться реализовывать сложные проекты, получить передовые технологии, начать экспансию за рубеж, занять достойное место среди таких мейджеров, как Exxon Mobil и Shell и, наконец, стать вторым "национальным достоянием" России. Без альянса с крупным игроком на мировом рынке такую задачу выполнить нельзя. А тут как раз подвернулась ВР, которая после аварии в Мексиканском заливе также искала поддержку и утешение в своем несчастье. Для альянса был выбран очень сложный проект - освоение участков в суровом Карском море, где до этого добыча углеводородов не велась. Успешное освоение этих участков могла стать для "Роснефти" серьезным козырем в поисках участия уже в других мировых проектах. Понятное дело, что ТНК-ВР, никогда не работавшая на шельфе, для "Роснефти" в Карском море не помощник.

Кроме того, "Роснефть" почти не скрывала, что заинтересована получить место в совете директоров ВР, что позволило бы если не влиять, то более оперативно отслеживать работу британской компании. Но суд своим решением наложил запрет на предоставления места в этом органе управления компаний.

Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что сделка изначально была сильно политизирована. На нее российские власти возлагали достаточно большие надежды, так как сделка должна была показать иностранным инвесторам, что в России можно и нужно работать.

Удар ниже пояса

У ВР также есть много поводов для недовольства. После аварии в Мексиканском заливе, когда капитализация ВР рухнула на 40%, компании нужно было как можно быстрее вернуть доверие рынка, нужен был новый проект, привлекательный для инвесторов и кредитных организаций. Российский арктический шельф, такой недоступный для иностранцев, такой экологически уязвимый и хрупкий, стал для британской компании настоящей находкой. Западные эксперты в один голос заявили, что соглашение с "Роснефтью" являлось одним из самых смелых корпоративных шагов BP с момента разлива нефти в Мексиканском заливе. Капитализации компании начала потихоньку расти. И тут такой удар.

Надо также учитывать, что в России гелогоразведочная деятельность ВР вне ТНК-ВР была неудачной. ВР вместе с той же "Роснефтью" так и не смогла открыть экономически рентабельные месторождения на шельфе Сахалина. Так что участие в освоении Карского моря помогло бы британской компании сохранить присутствие на российских морских просторах.

Найти нового партнера в РФ теперь для британцев будет крайне сложно. Принятое в пятницу решение суда становится для ВР прецедентным и, скорее всего, закроет британской компании возможность самостоятельного участия в каких-либо российских проектах. Никто просто не захочет связываться с ААР.

За двумя зайцами

Но самое забавное, что решение суда вряд ли в будущем принесет серьезные дивиденды ААР и ТНК-ВР. Совладельцы "Альфа-Акссес-Ренова" в лучшем случае могут получить не акции ВР, а лишь участие в крайне сложном и очень рискованном проекте в Карском море, в котором все финансовые затраты на первом этапе должен нести партнер "Роснефти". Последняя оценивала инвестиции в геологоразведку и поисковое бурение скважины на Восточно-Приновоземельских участках, как минимум, в $1-2 млрд. Для ТНК-ВР, чьи капитальные затраты в год чуть превышают $4 млрд, такие инвестиции в проект, где запасы могут еще и не подтвердиться, являются, мягко сказать, обременительными.

Кроме того, твердая позиция, занятая ААР в отношении этой сделки, вряд ли укрепит и без того сложные отношения с ВР, и, что еще хуже, может стать поводом для очередного корпоративного конфликта, которые с завидной периодичностью вспыхивают между ними, как акционерами ТНК-ВР.

Не исключено, что решение суда осложнит и взаимоотношения ААР и с российскими властями, которые так активно поддерживали сделку между ВР и "Роснефтью".

У разбитого корыта

На фоне всеобщего недовольства сделка по обмену акциями между ВР и "Роснефтью" и привлечению партнера на освоение Восточно-Приновоземельских участков, скорее всего, будет расторгнута. Тем более, что суд оставил подходящую лазейку. Дело в том, что после получения решения арбитража ВР должна обратиться в "Роснефть" с ходатайством о внесении изменений в соглашения по обмену акциями и передаче доли в арктическом проекте ТНК-ВР. "Роснефть" такое ходатайство может отклонить и заняться поиском более благонадежных партнеров. Тем более, что некоторые иностранные компании, такие, например, как Shell или Chevron, уже намекали российской стороне, что готовы подхватить эстафетную палочку в гонке за освоение Арктики, выпавшую из рук ВР.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Курс евро снизился на фоне провала коалиционных переговоров в ГерманииКурс евро снизился на фоне провала коалиционных переговоров в Германии
Ангела Меркель может попытаться привлечь в коалицию социал-демократов или сформировать правительство меньшинстваПодробнее
Росрыболовство объяснило рост цен на красную икруРосрыболовство объяснило рост цен на красную икру
В ведомстве полагают, что дело в спекулятивном настрое рынкаПодробнее
Tesla представила свой первый электрический грузовикTesla представила свой первый электрический грузовик
Кроме того, компания презентовала прототип нового поколения Tesla RoadsterПодробнее
Набиуллина констатировала окончание восстановительного роста экономикиНабиуллина констатировала окончание восстановительного роста экономики
"По нашей оценке, мы компенсировали 95% падения экономики, которое произошло, начиная с 2015 года", - сообщила глава ЦБПодробнее
Акции ВТБ рухнули почти на 10% и достигли минимумов с декабря 2014 годаАкции ВТБ рухнули почти на 10% и достигли минимумов с декабря 2014 года
На рынке продолжаются распродажи в преддверии реорганизации банка путем присоединения ВТБ 24Подробнее
Глава РЖД пообещал возобновить продажи плацкартных билетов с 17 ноябряГлава РЖД пообещал возобновить продажи плацкартных билетов с 17 ноября
Возобновить продажу билетов в плацкарт потребовал Дмитрий МедведевПодробнее
Недвижимость
Последние новости