ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

ОСАГО пробуксовывает

Автомобилистам придется ждать упрощенной системы оформления ДТП еще около года, а страховщики постепенно сворачивают бизнес в проблемных регионах

ОСАГО пробуксовывает
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 26 июня. INTERFAX.RU - Количество регионов России, где автостраховщики достигли критического уровня выплат по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) выросло за 2007 г. в 2 раза. В результате компании, занимающиеся ОСАГО, из-за его слишком высокой убыточности уходят из проблемных регионов либо сокращают там свой бизнес. К такому выводу пришли аналитики "Интерфакс-ЦЭА", подготовившие отчет о рынке автострахования за 2007 год.

Согласно отчету, средний уровень выплат по ОСАГО по итогам 2007 года составил около 56%. Схожие данные приводят Федеральная служба страхового надзора (56,7% ) и Российский союз автостраховщиков (54,3%).

От региона к региону данные существенно различаются. Как отмечает главный эксперт "Интерфакс-ЦЭА" Анжела Долгополова существуют регионы, где уровень выплат превышает предельно допустимое значение 77% или очень близко приближается к нему. "В 2007 г. количество субъектов РФ, где был отмечен уровень выплат 77% и выше, увеличилось в 2 раза (с 4 до 8)", - сказала аналитик.

Вместе с тем в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленобласти, несмотря на высокую аварийность регионов и как следствие больших выплат по ОСАГО, уровень выплат относительно невысок - колеблется в пределах 43,5-47%.

Дело в том, что территориальные коэффициенты в этих регионах были рассчитаны с некоторым "запасом". При расчете сыграл роль социальный фактор – пусть богатые регионы и автовладельцы платят за полис больше. Кроме того, в столичных регионах страховщики работают более жестко. Строгие требования к оценке ущерба позволяют компаниям снизить уровень выплат, в том числе за счет сокращения потерь от мошенничества. За счет использования более квалифицированного персонала снижаются потери от непрофессионализма.

За 2007 г. общее количество филиалов и представительств страховых компаний в регионах выросло всего на 0,6% - с 3,868 тыс. до 3,893 тыс. При этом в 40% субъектов федерации количество страховщиков или их представительств сократилось, в 50% наблюдался рост, в оставшихся 10% ситуация не поменялась. 108 (или 2,8% от общего числа) компаний в 2007 году производили выплаты и не собирали при этом премий, что, по словам эксперта, свидетельствует об намерении сворачивать бизнес в регионе.

В дальнейшем ОСАГО останется только у крупных универсальных компаний с широкой филиальной сетью, у которых происходит выравнивание средней убыточности по регионам, считает Анжела Долгополова. Так, крупные московские и питерские компании с диверсифицированным региональным портфелем за счет благоприятной ситуации в столичных регионах чувствуют себя на рынке уверенно. А вот многие небольшие страховщики и региональные компании в высокоубыточных регионах будут вынуждены отказаться от лицензий на ОСАГО. Аналитик не исключает, что в конце 2008 года правительство может начать обсуждать вопрос о корректировке территориальных коэффициентов по ОСАГО.

С одной стороны процесс укрупнения компаний при развитии рынка вполне логичен, другое дело, что система ОСАГО проходит долгоиграющую стадию внедрения и в том, что система еще будет меняться, сомневаться не приходится. Автомобилистам нужна четкая и при этом работающая система выплат по ОСАГО, принятие которой все откладывается и откладывается во времени.

24 июня президент Дмитрий Медведев утвердил перенос упрощенной процедуры

получения потерпевшими в результате ДТП страховых выплат. Сроки введения прямого урегулирования убытков в ОСАГО (которая должна была заработать с 1 июля 2008 г.) и упрощенного оформления ДТП (с 1 декабря 2008 г.) перенесены на 1 марта 2009 г.

При "упрощенке", которая работает в большинстве европейских стран, на место происшествия сотрудники дорожных инспекций выезжают только в случае серьезных ДТП (с причинением вреда жизни или здоровью участников), водители оформляют протокол и направляют его в свои страховые компании, которые затем самостоятельно определяют виновных в ДТП.

"Прямое" урегулирование убытков по ОСАГО предполагает получение автовладельцем страховой выплаты в той компании, где застрахован он сам, а не другой участник аварии. Несмотря на востребованность прямого урегулирования процесс откладывался из-за отсутствия четкого механизма взаимодействия между страховыми компаниями.

Очередная корректировка сроков по ОСАГО связана с неготовностью страховщиков исполнить нормы закона из-за отсутствия адекватной инфраструктуры. По-прежнему не создана единая автоматизированная информационная система, куда стекаются сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, не создан государственный реестр экспертов-техников, отсутствуют единые стандарты оценки восстановительного ремонта.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });