IPO "Яндекса" - разумный оптимизм или нездоровая эйфория?

Котировки акций Yandex N.V. в первый час торгов на бирже Nasdaq выросли более чем на 40% по сравнению с ценой размещения. Однако далеко не все эксперты разделяют ажиотаж долгожданного IPO

IPO "Яндекса" - разумный оптимизм или нездоровая эйфория?
Фото: Reuters

Москва. 24 мая. INTERFAX.RU - "Привет, ребята. Найдется все!", - приветствовал аудиторию на церемонии открытия торгов на бирже Nasdaq радостный глава "Яндекса" Аркадий Волож.

Волож, которого его детище превратило в долларового миллиардера, светился от счастья. "Яндекс" представляет новую, инновационную Россию, и будет развиваться как глобальная технологичная компании, заявил Волож. Он также поблагодарил пользователей "Яндекса", которые подсказывали компании, в каком направлении развиваться, и конкурентов, делавших ее сильнее.

Основатель и бессменный глава крупнейшего российского интернет-поисковика, безусловно, имеет все основания гордиться проделанной работой. IPO "Яндекса" стало крупнейшим размещением в высокотехнологичном секторе в мире в этом году. Теперь компании предстоит доказывать, что инвесторы не напрасно выдали ей авансы, и что одна из главных российских success story не подвластна рыночным "пузырям".

$3 млрд за час

Котировки акций Yandex N.V. в первый час торгов на бирже Nasdaq выросли более чем на 40% по сравнению с ценой размещения в рамках IPO, а капитализация компании превысила $11 млрд. Сделки с акциями Yandex на бирже заключались по цене выше $35.

В понедельник вечером Yandex провела прайсинг IPO на уровне $25 за акцию. Изначально компания, капитализация которой по цене прайстинга составила $8 млрд, установила диапазон размещения в $20-$22, но в понедельник он был повышен до $24-25.

Всего акционеры "Яндекса" и сама компания разместили 52 млн 174 тыс. 88 акций класса "A". Объем размещения составил $1,3 млрд. За вычетом комиссии андеррайтеров в размере $65,2 млн ($1,25 на акцию), акционеры "Яндекса" получили от IPO $873,38 млн, компания - $365,75 млн.

Free float компании, без учета опциона организаторов на переподписку, составил 16,2%. Акция класса "А", по уставу Yandex, обладает одним голосом, в отличие от акций класса "B", у которых по 10 голосов.

Книга заявок на акции Yandex N.V была переподписана более 15 раз. Основными покупателями бумаг стали инвесторы из США и Европы с долгосрочной стратегией вложений, сообщил "Интерфаксу" источник, близкий к размещению.

Сильные наркотики

В том, что "Яндекс" успешно разместится, изначально никто не сомневался - в наше время инвесторы расхватывают интернет-активы, как горячие пирожки. Еще более весомым выглядит достижение компании на фоне остальных российских IPO этого года. Из более чем десятка компаний, пытавшихся выйти на биржу в этом году, смогли осуществить задуманное меньше половины - ГМС, Номос-банк, "ЛенСпецСМУ" и "Русагро". Остальные были вынуждены отменить размещение, а ЧТПЗ даже успел сделать это дважды.

На успех размещения "Яндекса" сработало сочетание нескольких факторов, отметил в беседе с "Интерфаксом" председатель правления Renaissance Advisors, входящей в "Ренессанс Групп", Дмитрий Средин.

"Во-первых, это всего вторая после Mail.ru Group российская компания из России из IT сектора, который пользуется большим спросом международных инвесторов. Во-вторых, в этом размещении активное участие приняли фонды, которые специализируются на инвестициях в IT-индустрию и под управлением которых находится значительный объем средств. В предыдущих размещениях российских компаний роль секторных фондов была мала, и инвесторскую базу составляли в основном фонды, вкладывающие в развивающиеся рынки в целом", - сказал Д.Средин.

Наконец, "Яндекс" - сам по себе качественный, интересный и многообещающий актив, безотносительно конъюнктурных всплесков на фондовом рынке, отметил Д.Средин.

В то же время, очевидно, что ошеломляющим успехом своего IPO "Яндекс" обязан и интернет-буму на мировых рынках, который многие уже называют большим пузырем, схожим с тем, который предшествовал краху доткомов более 10 лет назад.

"Посмотрите на мультипликаторы - компании оцениваются в 20 EBITDA. Когда я вижу такие оценки, я сразу задаюсь вопросом - какого же размера должен достигнуть рекламный рынок, чтобы поддержать такой уровень капитализации компаний, которые зарабатывают в основном на рекламе?" - говорил в недавнем интервью "Интерфаксу" президент АФК "Система" Михаил Шамолин.

"Модель бизнеса в Интернете понятна, и вопрос только в том, правильно ли рынок ее оценивает. В 2008 году МТС стоила $40 млрд, сейчас - $20 млрд. Это произошло, потому что несколько лет компания росла на 25-30% в год, и все инвесторы были уверены, что такие темпы сохранятся еще долгое время. А потом выяснилось, что это не так. То же самое возможно и с интернет-компаниями типа Facebook - если темпы роста их показателей упадут, то и капитализация существенно снизится", - рассуждал глава АФК "Система".

"Такие бумаги можно покупать только под действием сильных наркотиков. Или для того, чтобы перепродать через месяц", - категоричен начальник аналитического отдела УК "Уралсиб" Александр Головцов.

"Оценка "Яндекса" предполагает бурный рост бизнеса на много лет вперед и сохранение 75-процентной доли рынка. В реальности такого не бывает практически никогда, не будет и на этот раз", - уверен он. "По статистике зарубежных IPO, реальные темпы роста прибыли на пятилетнем горизонте в среднем оказываются вдвое меньше обещанных при размещении", - сказал А.Головцов.

В то же время, оценка "Яндекса" при IPO оказалась не выше, чем у сопоставимых компаний.

По мнению заместителя портфельного менеджера Verno Investment Management Сергея Беляева, сравнивать российский поисковик с торгующимся дешевле Google, как это часто делают, несправедливо, так как американский конкурент уже развит и его рост лимитирован. С "Яндексом" более сравним китайский Baidu - по размерам и темпам роста, хотя есть и существенное отличие: рынок в Китае закрыт и Google там нет, рассуждает С.Беляев.

"Яндекс" - один из самых массовых поисковиков для русскоговорящего населения. Компания работает и в Белоруссии, и на Украине, и в Казахстане. Там она находится на самом начальном этапе. Со временем проникновение интернета будет расти, а доля "Яндекса" - увеличиваться", - отметил С.Беляев.

Исходя из предположения, что в 2011 году EBITDA "Яндекса" ($211 млн по итогам 2010 года) увеличится на 60% в соответствии с ростом рынка контекстной рекламы в I квартале, коэффициент EV/EBITDA составит порядка 23х, отметила аналитик "ВТБ Капитала" Анастасия Обухова. Соответствующий индикатор аналогичных компаний развивающихся рынков и интернет-компаний Китая составляет 22-27x. Baidu торгуется с коэффициентом EV/EBITDA в 40x, однако уровень проникновения интернета в КНР ниже, чем в России, а емкость рекламного рынка, наоборот, значительно выше, отметила аналитик.

Еще не пузырь?

Несмотря на такие высокие оценки интернет-компаний, до пузыря 90-х годов еще далеко, рассуждает А.Головцов из "Уралсиба" - сейчас на бирже размещаются компании, уже зарабатывающие прибыль, а не убыточные стартапы. "Пощупать что-то можно и у "Яндекса" - мы же все им пользуемся, и наличие аудитории позволяет собирать деньги за рекламу", - отметил аналитик.

"Понятно, что мультипликаторы, с которыми размещается "Яндекс", никому нравиться не могут по умолчанию, потому что это дорого", - сказал "Интерфаксу" С.Беляев из Verno Investment. Однако перспективы компании действительно хорошие, отметил он.

"Происходит уход от стандартной рекламы в интернет-пространство. Так или иначе, эта реклама, как и контекстный поиск, переходит к основным поисковикам. Этот рынок будет продолжать расти", - сказал С.Беляев. "Во-вторых, у "Яндекса" не очень много частей, которые генерируют ему cash flow, что дает дополнительный катализатор для будущего роста финансов компании", - добавил он.

"Яндекс", в 2010 году сгенерировавший 64% всего поискового трафика в РФ - крупнейшая по выручке российская интернет-компания. Ее аудитория составляет около 40 млн уникальных пользователей в месяц.

В ноябре прошлого года IPO провел другой российской интернет-компании - Mail.ru Group. Размещение прошло по верхней границе ценового диапазона и при 20-кратной переподписке.

"В интернет-бизнесе низкая капиталоемкость по сравнению с сырьем или транспортом. На каком-то этапе это позволяет гораздо быстрее расширяться", - отметил А.Головцов.

Но и конкурентные барьеры здесь гораздо ниже. Ничто не мешает создать еще пять "Яндексов" сравнительно быстро и недорого. Поэтому со временем прибыль начинает расти всё медленнее, а при неудачном раскладе молодые конкуренты вообще сожрут", - сказал он.

"Любая IT компания - это всегда очень большой риск, потому что реальных активов нет, есть только люди и технологии", - согласен С.Беляев. "Однако он полагает, что такие риски в "Яндексе" выражены не очень сильно, так как это "одна из немногих компаний в России, в которую люди действительно стремятся попасть, лояльность сотрудников в ней очень высока".

Правильное IPO

Помимо огромного интереса к интернет-активам, на руку "Яндексу" сыграло и то, что инвесторам были понятны цели IPO компании, отмечает С.Беляев. ""Яндекс" может совершенно спокойно финансировать свою программу капвложений из собственных средств. У основателей компании не было острой необходимости в IPO, это был способ для миноритарных акционеров выйти и зафиксировать прибыль", - подчеркнул он.

"Яндекс" поступил, я считаю, правильно, потому что это деньги, которые пойдут в компанию и людям, которые инвестировали в стартап 10 лет назад и хотят выйти из этой инвестиции с хорошим возвратом на вложенный капитал", - сказал С.Беляев.

Это выгодно отличает размещение "Яндекса" от других российских IPO - проблемы многих из них были связаны с выходом акционеров из компаний, полагает С.Беляев. "Иностранные инвесторы не готовы к тому, чтобы основной акционер выходил на пике рынка, они не хотят оставаться с компанией один на один", - отметил он. "Были компании, интересные с точки зрения бизнеса, но с очень дорогим ценником", - добавил С.Беляев.

Еще один фактор, помешавший другим российским компаниям выйти на биржу этой весной - специфичная модель бизнеса, отметил А.Головцов, напомнив примеры "Евросети" и "Вертолетов России".

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
S&P понизило рейтинги Китая впервые с 1999 годаS&P понизило рейтинги Китая впервые с 1999 года
Рейтинговое агентство отмечает увеличение экономических и финансовых рисков в КНРПодробнее
"Онэксим" Прохорова продал "Сноб" его гендиректору"Онэксим" Прохорова продал "Сноб" его гендиректору
Это был последний российский медиа-актив группы, которая ранее продала РБК группе ЕСН Григория БерезкинаПодробнее
ЦБ вслед за "Открытием" санирует БинбанкЦБ вслед за "Открытием" санирует Бинбанк
Финансовое оздоровление будет проводиться через Фонд консолидации банковского сектораПодробнее
Бинбанк попросил помощи у государства. ОбобщениеБинбанк попросил помощи у государства. Обобщение
Специалисты говорят о перспективе увеличения государственной доли в банковском сектореПодробнее
"Почта России" останется без госсубсидий"Почта России" останется без госсубсидий
Вопрос финансовой помощи не будет рассматриваться, заявил вице-премьер Аркадий ДворковичПодробнее
ЦБ РФ решил предоставить Бинбанку деньги для поддержки ликвидностиЦБ РФ решил предоставить Бинбанку деньги для поддержки ликвидности
Ранее РБК сообщил, что на прошлой неделе ЦБ выделил Бинбанку кредит перед возможной санациейПодробнее
Новости в разделах
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи
Конференции