ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 23:14

Что вы хотели знать о налогах, но стеснялись спросить

"Интерфакс" и ФНС начали регулярную публикацию ответов экспертов налоговой службы на актуальные вопросы налогоплательщиков. Все желающие - как компании, так и физические лица - могут принять участие в этом проекте и задать интересующие вопросы

Что вы хотели знать о налогах, но стеснялись спросить
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 2 июня. FINMARKET.RU - "Интерфакс" совместно с Федеральной налоговой службой (ФНС) начинает регулярную публикацию ответов экспертов ФНС на актуальные вопросы налогоплательщиков. Совместный информационный проект "Интерфакса" и ФНС, в рамках которого будут разъясняться правила и положения налогового законодательства, которые кажутся спорными или не имеющими однозначной трактовки, призван усилить взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Все желающие - как компании, так и физические лица - могут принять участие в этом проекте и задать интересующие вопросы по любым сложным и запутанным ситуациям с уплатой и расчетом налогов.

В первом выпуске речь пойдет об учете выплат за работу в вечернее время в рамках налогообложения прибыли, а также о признании расходов на визы сотрудникам и подаче декларации по налогу на имущество организаций.

Вопрос: На предприятии введен многосменный режим работы. Трудовой кодекс РФ не дает определения, какое время является вечерним (вечерняя смена), однако условия работы в вечернее время являются отклонением от нормальных условий труда. Какое время считается вечерним, требуется ли повышенная оплата за работу в вечернее время (вечернюю смену) и учитываются ли эти выплаты для целей налогообложения прибыли?

Ответ: Налоговая служба не может дать ответ относительно того, требуется ли повышенная оплата труда за работу в вечернее время, так как отношения между работником и работодателем регулируются нормами Трудового кодекса РФ, в том числе установление многосменного режима работы.

Что касается учета этой оплаты при налогообложении прибыли, то в соответствии со статьей 255 Налогового кодекса РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах. К ним относятся и стимулирующие начисления и надбавки, и компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, и премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и коллективными договорами.

При этом в составе расходов на оплату труда учитываются начисления стимулирующего и компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме (пункт 3 статьи 255 НК РФ).

Таким образом, расходами на оплату труда (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ) являются только те выплаты (в денежной и натуральной формах), которые предусмотрены законодательством РФ, в том числе, трудовым, и которые предусмотрены трудовыми и коллективными договорами за исполнение работником должностных функций (должностных обязанностей), то есть за труд.

Исходя из норм статьи 255 НК РФ, если выплаты работнику за работу в ночное время отвечают этим условиям, то они могут учитываться в уменьшение налоговой базы в составе расходов на оплату труда.

Вопрос: Организация при направлении сотрудников в загранкомандировки оформляет выездные визы: разовые, трехразовые и годовые. Как определяется дата признания расходов на оформление длительной визы для целей налогообложения прибыли? Возможно ли полное списание указанных расходов по предоставлению первого авансового отчета?

Ответ: При направлении работника в служебную командировку работодатель на основании норм статьи 168 Трудового кодекса РФ обязан возместить ему командировочные расходы.

Работник, вернувшись из командировки, обязан представить работодателю в течение 3 рабочих дней авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом денежному авансу на командировочные расходы (пункт 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением правительства РФ N749 от 13.10.2008).

В целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов (подпункт 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ) учитываются расходы на командировки работников. К ним, в частности, относятся затраты на оформление и выдачу виз.

Командировочные расходы компенсируются работнику при представлении авансового отчета о командировке, к которому прилагаются надлежащим образом оформленные документы.

Командировочные расходы признаются в целях налогообложения прибыли на дату утверждения авансового отчета (подпункт 5 пункта 1 статьи 272 НК РФ).

При этом расходы должны отвечать критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ, в том числе они должны быть экономически обоснованны.

При направлении работника в загранкомандировку наличие визы в ряде стран является обязательным условием для въезда-выезда.

Затраты на компенсацию работнику организации командировочных расходов, в том числе стоимость визы, учитываются в составе прочих расходов при соблюдении критериев пункта 1 статьи 252 НК РФ на дату утверждения авансового отчета.

Количество необходимых для выезда работника в загранкомандировку виз - одноразовая, трехразовая или годовая - определяется целью служебной командировки.

Таким образом, данные расходы учитываются только в том случае, если они являются экономически обоснованными, то есть если командировка осуществляется в производственных целях, а не в личных целях работника.

Учитывая прямую норму в подпункте 5 пункта 1 статьи 272 НК РФ, командировочные расходы, в том числе и на оформление многоразовых виз, учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на дату утверждения авансового отчета в сумме фактических расходов, то есть в полном объеме.

Вопрос: Необходимо ли сдавать декларацию по налогу на имущество, если в организации нет имущества?

Ответ: Плательщиками налога на имущество организаций с 1 января 2010 года признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса. Ранее действовала норма, в соответствии с которой признание организаций плательщиками налога на имущество не ставилось в зависимость от наличия или отсутствия у них соответствующего объекта налогообложения.

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, с 1 января 2010 года организации, не имеющие на балансе имущество, признаваемое объектом налогообложения, не являются плательщиками налога на имущество организаций, следовательно, у них отсутствует обязанность по представлению в налоговые органы деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам) по данному налогу.

Налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Объект основных средств, в соответствии с пунктом 29 положения по бухучету "Учет основных средств", выбывает (списывается с баланса) в случае продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа, ликвидации при аварии, стихийном бедствии и другой чрезвычайной ситуации, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд, передачи по договору мены, дарения, внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации, частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.

Таким образом, до момента выбытия (списания с баланса) основные средства учитываются на балансе организации в качестве основных средств, в том числе и полностью самортизированные основные средства, имеющие нулевую стоимость. Следовательно, у организации сохраняется обязанность предоставлять в налоговые органы декларации по налогу на имущество организаций.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });