ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 15:38

РАО "ЕЭС России" закончилось. Всем спасибо!

Знаменитое РАО "ЕЭС" прекращает свое существование. Об истории компании и перспективах отрасли - читайте в обзоре "Интерфакса"

РАО "ЕЭС России" закончилось. Всем спасибо!
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 30 июня. INTERFAX.RU - Его жизнь была короткой, но яркой, а след в истории - глубоким.

"В целях обеспечения надежности энергоснабжения народного хозяйства и населения, повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы РФ в условиях приватизации государственной собственности постановляю: Государственному комитету РФ по управлению государственным имуществом учредить государственное Российское акционерное общество энергетики и электрификации".

Так начинается указ первого президента России Бориса Ельцина от 15 августа 1992 года. Так начиналась история РАО "ЕЭС России", одной из крупнейших в мире энергетических компаний. В прошедшие 16 лет уместились и беспросветные годы бартера и неплатежей, и беспощадная война за живые деньги, и битвы вокруг стратегий реформирования, и, наконец, эпоха долгожданного частного передела отрасли и инвестиционного бума.

И тогда пришел Чубайс

В 1998 г. ситуация в электроэнергетике смотрелось тревожно даже на общем невзрачном фоне российской экономики.

Энергокомпании работали в условиях хронических неплатежей потребителей за электроэнергию и тепло: на начало года задолженность потребителей превышала 100 млрд рублей. При этом доля "живых" денег в расчетах в некоторых АО-энерго едва достигала 5%. Стремительно росла кредиторская задолженность предприятий холдинга. Более 20 энергокомпаний находились на грани банкротства. Задержка по заработной плате в среднем составляла три месяца.

Поднимать отрасль из пепла поручили пламенному реформатору Анатолию Чубайсу, чья стремительная аппаратная карьера закончилась за месяц до этого отставкой с должности первого вице-премьера. Решение было неожиданным - отношение к энергетике Чубайс до сих пор имел лишь опосредованное, как руководитель Госкомимущества, которому и был адресован упомянутый указ Ельцина, и как вице-премьер по экономическим вопросам. Опыта работы с "проводами" у новоиспеченного энергетика не было, чего он сам и не скрывал. Но жизнь показала, что отрасли в тот период был нужен не профессиональный "электрик", а человек с пробивной мощью и горящими глазами. Заработав еще несколько мегаватт народной "любви" - после его прихода в РАО магическая формула "во всем виноват Чубайс" трансформировалась в "погас свет - во всем виноват Чубайс" - бывший чиновник сумел при помощи жестких и зачастую непопулярных мер навести в энергетике финансовый порядок. Вскоре пришло время задуматься о корпоративной реформе отрасли.

Вопрос о том, как на "расстрельной" должности главного энергетика страны более 10 лет продержался человек, чья фамилия вызывает раздражение у значительной части не только простых граждан, но и политического истеблишмента, видимо, останется риторическим. Чубайс прошел через битвы с московскими властями, конфликты с миноритариями и олигархами, трения со всемогущим "Газпромом", печальной памяти столичный блэкаут 2005 г. и довел свою миссию до конца.

Чубайс пришел в РАО фактически как антикризисный менеджер, и 10-летняя эпоха его правления действительно закончилась по всем канонам этой тяжелой профессии: распродажа активов и ликвидация компании. Но распродажа распродаже рознь, а эта имеет все шансы попасть в учебники если не истории, то экономики - уж точно.

Реформа РАО "ЕЭС" состоялась, реформа отрасли продолжается. Для того, чтобы оценить ее плюсы и минусы, нужно было бы перенестись вперед лет на пять и увидеть, как работает либерализованный рынок электроэнергии, как реализуются гигантские инвестпрограммы выделенных из РАО генкомпаний, сохранена ли выстроенная с учетом антимонопольных соображений конфигурация генерирующих и распределительных активов. Наконец, не лишним будет заглянуть и в свежий список Forbes - не окажутся ли среди главных бенефициаров энергореформы люди, сколотившие состояния благодаря своим должностным или административным ресурсам.

И тогда началась реформа

Первые два года Чубайс наводил в отрасли порядок, разбираясь с хозяйством, которое ему досталось. Разобрался вполне успешно: к концу 1999 г. доля денежных средств в платежах за энергию выросла до 49%, а еще через год - до 100%. Из теневой и полутеневой сферы бартерных расчетов выведен почти $1 млрд. РАО "ЕЭС" впервые вышло на 100%-ные платежи в федеральный бюджет денежными средствами.

И реформа началась. Строго говоря, ее основы были заложены еще в 1997 г., в указе президента РФ Бориса Ельцина об основных направлениях реформирования естественных монополий. Но реальное движение в эту сторону начались только после прихода Чубайса: в конце 1999 г. совет директоров РАО поручил правлению подготовить проект концепции реформы, с чем менеджмент справился примерно за 5 месяцев. Противников у реформы было огромное количество, и для согласования позиций на стыке 2000-2001 гг. начинает работу специальная группа Госсовета, которую возглавил томский губернатор Виктор Кресс. Его замами стали тогдашний министр экономики Герман Греф, в целом поддерживавший реформу "по Чубайсу", и ярый противник реформы Андрей Илларионов.

Андрей Шаронов (управляющий директор "Тройки-Диалог", член совета директоров РАО "ЕЭС" в 2004-2005 и 2007-2008 гг., замглавы Минэкономразвития в 2000-2007 гг.): "Мне кажется, что Путин создал эту комиссию для того, чтобы попытаться услышать все мнения и возражения. Концепция реформы вызвала большое количество критики, в том числе просто уничтожающей критики - и со стороны традиционных энергетиков, и со стороны промышленников, особенно алюминщиков, и со стороны иностранных миноритарных акционеров, которые в то время уже сидели в РАО и видели для себя угрозу в изменениях. И со стороны губернаторов, и со стороны просто людей, которые плохо относились к Чубайсу и пытались зацепиться за все, что связано с его именем, действиями, и построить на этом критику. Вся зима 2000-2001 гг. прошла в работе этой комиссии. Если я правильно помню, в ходе той работы были заявлены 13 концепций разной степени глубины и проработки. Первоначальная концепция, конечно, сильно трансформировалось. К слову, в тот момент мы привлекли иностранного консультанта, это была компания Arthur Andersen, которая дала свое заключение на проект концепции. Я уже не помню деталей, но помню, что Arthur Andersen указала на некоторые принципиальные моменты, с которыми она была не согласна".

Результатом многомесячного труда группы Кресса стал 600-страничный итоговый доклад о вариантах реформы.

Анатолий Чубайс: "У нас была такая сумасшедшая идея, которая называлась "частная генерация должна конкурировать в полном объеме". Это означало, что все 400 электростанций, которые есть, нужно приватизировать и выпустить на рынок, пускай сильные выживают, а слабые погибают. Это идея, к счастью, вовремя была нами же и придушена. Потому что если бы так сделали, то мы получили бы электростанции, которые не в состоянии привлечь инвестиционные ресурсы просто вследствие размера. Стоимость меньше полмиллиарда долларов бессмысленна, такой субъект не может в энергетике стать инвестиционно привлекательным".

Александр Бранис (управляющий директор Prosperity Capital Management, член совета директоров РАО "ЕЭС" в 2002-2003 гг., неформальный лидер миноритарной оппозиции РАО в ходе рассмотрения альтернативных сценариев реформы): "В ходе работы группы Госсовета были подтверждены те варианты, которые предлагали миноритарные акционеры, связанные с созданием крупных компаний и с тем, чтобы распределять акции пропорционально, а не продавать активы за деньги. Это было очень важное событие, которое помогло защитить интересы акционеров РАО "ЕЭС" и дочерних компаний. Важным моментом, за который мы боролись, было то, чтобы в реструктуризации была система. Изначально менеджмент РАО хотел иметь восемь "пилотных" проектов в Самаре, Омске, на Урале, где предполагалось реализовать разные модели реструктуризации АО-энерго и посмотреть, что будет. В одном месте энергетические мощности предлагалось объединить с крупным потребителем, во втором - слить активы с муниципальными активами, например, в Белгороде. В Омске предлагалось создать энергоугольную компанию с казахскими партнерами, которые поставляют уголь в Омск. И так далее. Нас беспокоило отсутствие системы, мы боялись, что если это будут уникальные проекты в каждом из 78 регионов, то никакой прозрачности и возможности уследить за этим не будет. В руководстве РАО было очень много людей, которые надеялись на этом заработать".

Постановление правительства РФ, которое определило основные направления изменений, было принято 11 июля 2001 года. Последовавшие за ним законопроекты о реформе почти на год застряли в Госдуме. Наиболее активной была фракция "Отечество - вся Россия", одним из лидеров которой являлся мэр Москвы Юрий Лужков, последовательно критиковавший РАО и команду Чубайса за неэффективное управление столичной энергосистемой. Депутатов убеждали Виктор Христенко, занимавший тогда пост вице-премьера правительства РФ, глава Минэкономразвития Герман Греф и сам Анатолий Чубайс. В ходе одной из консультаций депутаты поинтересовались, сколько зарабатывает Чубайс. Тот ответил - по его словам, оклад предправления РАО составлял 120 тыс. руб. (по данным на 2002 год).

В итоге 9 октября 2002 г. пакет законопроектов был принципиально одобрен Госдумой в первом чтении. Поговаривали, что РАО удалось заручиться поддержкой ОВР в обмен на обещание учесть интересы московских властей при реформировании "Мосэнерго". И в марте 2003 г. РАО "ЕЭС" раскрыло подробности протокола о сотрудничестве между энергохолдингом и Москвой, по которой столичные власти получали право нарастить долю в сетевых компаниях, создаваемых при реорганизации "Мосэнерго", в обмен на муниципальные активы или деньги.

Александр Бранис: "На определенных этапах возражали разные люди. Сначала был старый менеджмент и старые чиновники - представители той системы в которой все должно быть централизовано, все под госконтролем. Потом были Дерипаска и Лужков - два человека, которые возражали достаточно сильно, но они просто преследовали свои тактические цели. Так что, как только Лужков получил обещание того, что он получит в собственность московского правительства активы, которые были ему интересны, он успокоился. И с Дерипаской тоже договорились".

Но и ко второму чтению пакет, несмотря на позитивные ожидания РАО, снова забуксовал. Совет Думы все переносил и переносил заседание, его решения влияли на котировки акций энергохолдинга. Это возмутило главу энергохолдинга, который объявил, что группа крупных бизнесменов страны, имеющая достаточное политическое влияние, скупает акции РАО и намеренно сбила цену акций своими манипуляциями. "Кто-то получил политические дивиденды, а кто-то просто банально заработал деньги", - заявил тогда он. Через полгода представителей портфельных инвесторов в совете директоров РАО сменили совладельцы группы МДМ Андрей Мельниченко и Сергей Попов, а также представитель "Базового элемента" Дэвид Джеованис.

В конечном итоге, чтобы убедить парламентариев, правительству пришлось взять на себя ответственность за преобразования, исключить из текста законопроектов упоминания о сроках завершения реформы и запуска либерализованного рынка. Государство также обязали не снижать свою долю в атомной и гидрогенерации, а участие в ФСК и "Системном операторе" нарастить до 75% плюс одна акция. В феврале 2003 года пакет законопроектов был принят во втором чтении, потом с небольшим интервалом и в третьем, а в марте был утвержден Советом Федерации и президентом РФ.

Андрей Шаронов: "Первоначальные версии, начала 2000 года, были ультралиберальными и по скорости, и по резкости изменений. То, что мы получили в законе 2003 года и в последующих постановлениях, - это существенно более консервативный подход, когда во главу угла поставлена надежность, а не скорость преобразований. Надежность энергоснабжения, отсутствие нештатных ситуаций против того, чтобы побыстрее получить новую модель".

Суть преобразований

Закон об электроэнергетике описал систему управления ЕНЭС, систему оперативно-диспетчерского управления, полномочия правительства РФ, устройство оптового и розничного рынков и принципы торговли электроэнергией. Название закона о функционировании энергетики в переходный период говорит само за себя: именно в нем закреплены нормы об обеспечении 75%-ной госдоли в ФСК и СО, неснижении доли в атомной и гидрогенерации, а также о поэтапном запрете на совмещение видов деятельности в отрасли.

Суть реформы - в отделении сетей и диспетчерских услуг от деятельности по производству и продаже электроэнергии. Такое разделение должно лишить производителей электроэнергии возможности препятствовать появлению новых игроков на рынке, а значит, обеспечит конкуренцию. Но конкуренция невозможна среди компаний с одним собственником, поэтому государство, по замыслу реформы, должно генерацию и сбыт передать в частные руки, сохранив контроль над сетями и диспетчером. Электростанции могут продавать свою электроэнергию по свободным ценам на спотовом рынке или по прямым договорам с потребителями. Конкуренция заставит их задуматься о повышении эффективности работы и вкладывать деньги в модернизацию.

Структурные преобразования проходили следующим образом. Для передачи электроэнергии по сетям высокого напряжения была создана "Федеральная сетевая компания", а для управления энергосистемой - "Системный оператор". Вертикально интегрированные региональные АО-энерго были разделены по видам бизнеса на генерирующую, сбытовую и две сетевых компании - низкого и высокого напряжения. Разделение по видам бизнеса проходило на основе "зеркального" принципа, который гарантировал акционерам получение пропорциональной доли в новых компаниях. Выделенные из АО-энерго соседних регионов генерирующие компании для оптимизации управления и повышения их стоимости образовали ТГК, распредсетевые компании - МРСК, а магистральная сеть консолидируется в ФСК. Крупные федеральные электростанции, принадлежавшие РАО, а также ряд ГРЭС АО-энерго, выделенных в отдельные ОАО, стали активами семи оптовых генерирующих компаний (ОГК). Шесть из них тепловые, одна - гидравлическая. В отличие от ТГК, оптовые генкомпании формировались по экстерриториальному принципу - чтобы исключить доминирование какой-либо из них в одной энергозоне.

Распоряжение правительства РФ, утверждающее конфигурацию оптовых генерирующих компаний, вышло осенью 2003 г., хотя МЭРТ вносил проект документа в кабинет министров еще в 2002 году. Конфигурация тепловых ОГК со времен ее утверждения правительством не изменилась. А вот гидравлических ОГК первоначально предполагалось создать четыре: на базе ГЭС Волго-Камского каскада, на базе ГЭС Сибири и Дальнего Востока, на базе Кавказских ГЭС, а Загорская ГАЭС должна была сформировать отдельную компанию. Объединить их всех в одну было решено уже в 2004 г. при новом правительстве под руководством Михаила Фрадкова.

Идея самого РАО "ЕЭС" по приватизации генмощностей заключалась в продаже акций тепло-ОГК и ТГК за акции самого энергохолдинга, она была изложена в стратегии развития "5+5" (кстати, первый вариант стратегии носил название "3+3", что как нельзя лучше иллюстрирует первоначальный оптимизм авторов реформы в отношении сроков). По замыслу РАО, его акционеры, заинтересованные в получении генерации, могли бы "заплатить" за нее своими акциями. Полученные бумаги энергохолдинг погасил бы, что привело бы к увеличению доли оставшихся акционеров, то есть в первую очередь государства.

Министр экономического развития Герман Греф не поддержал схему: при ней генерация могла достаться крупнейшим ФПГ, которые уже стали акционерами РАО. Он предложил продавать ОГК и за акции, и за деньги на так называемых спецденежных аукционах. Правительственная комиссия по реформе электроэнергетики в целом одобрила эту идею, но затем президент Владимир Путин отправил в отставку все правительство. Новый премьер Михаил Фрадков решение о продаже ОГК так и не принял. В декабре 2004 г. правительство признало, что реформа электроэнергетики отстает от графика "по отдельным направлениям". Чиновники тогда решили сначала создать все ОГК, а затем определяться со способами их приватизации.

Андрей Шаронов: "Не могу сказать, что у реформы были герои и антигерои. Были лидеры. Это прежде всего Чубайс, а на стороне правительства - это главы министерств экономики и промышленности Греф и Христенко. Вот, пожалуй, эти три фигуры - Чубайс, Греф и Христенко - они в наибольшей степени олицетворяли идеологию реформирования и движения туда. Слава Богу, что было очень много противоречий между ними, потому что это избавляло нас от ситуации соглашательства и взаимного поощрения. Были очень жесткие споры, вплоть до конфликтов, но это позволяло избежать каких-то ошибок. У нас постоянно была ситуация "адвоката дьявола", когда мы пытались моделировать неблагоприятное развитие событий при обсуждении того или иного документа, механизма, что позволяло избежать ошибок".

Движение к рынку

Либерализация российского энергорынка - один из главных козырей Чубайса для привлечения частных инвесторов в отрасль. Первые шаги в этом направлении были сделаны РАО в 2003 г., с запуском так называемого сектора свободной торговли, а целевая модель работы конкурентного энергорынка в РФ, согласно последнему решению правительства, должна быть подготовлена в I квартале 2010 года.

Еще с начала 2001 года на оптовом энергорынке РФ (тогда он назывался ФОРЭМ) существовало такое явление как торги сверхплановой электроэнергией. Организовывал их ЦДР ФОРЭМ, влившийся потом в структуру АТС. Как поясняло руководство ЦДР, торги, на которых в 2002 г. продавалось 4% всей производимой в стране электроэнергии, доказали возможность организации конкурентного рынка. Эти торги позволяли производителям быстро реализовывать избыточную электроэнергию, покупатели же, в свою очередь, получают возможность приобрести ее по цене, более низкой, чем тарифы ФОРЭМ.

Правила оптового рынка переходного периода были подписаны в октябре 2003 г., а с 1 ноября стартовали торги. Концепция предусматривала, что на первом этапе генераторы смогут продавать по свободным ценам до 15% своей электроэнергии, а потребители - приобретать до 30%, остальное - по тарифам, устанавливаемым государством. Предполагалось, что в дальнейшем правительство своими решениями будет увеличивать долю свободного сектора, и, таким образом, постепенно весь рынок будет либерализован. При этом покупатели могли свободно переходить из конкурентного сектора в регулируемый в зависимости от того, где более привлекательная цена, формируя, таким образом, естественный потолок стоимости электроэнергии.

Сначала планировалось, что доля конкурентного сектора будет ежегодно увеличиваться до полной либерализации в 2008 году. Однако в конце 2004 г. РАО предложило новую концепцию либерализации оптового энергорынка, учитывающую несовершенство первой модели.

Суть новой модели, на оттачивание элементов которой понадобилось 2 года, заключалась в трансформации общего регулируемого сектора в систему регулируемых двусторонних договоров между потребителями и производителями, а конкурентного - в рынок на сутки вперед или спотовый сектор. Отклонениями от почасового прогноза производства/потребления участники энергобиржи торгуют в рамках балансирующего рынка. Возможности свободного перехода из регулируемого сегмента в спотовый энерготрейдеры лишились, а сроки поэтапного расширения доли либерализации рынка были утверждены решением правительства РФ в апреле. Пока по свободным ценам продается и покупается 15% от планового годового энергобаланса, составляемого ФСТ, но с 1 июля эта доля вырастет уже до 25%. Полностью российский энергорынок для промышленных потребителей должен быть либерализован в 2011 году.

Либерализация рынка пока не коснется населения, которое будет, как минимум до 2011 г., покупать электричество по тарифам. По оценке РАО "ЕЭС", на население приходится около 20-30% всей потребляемой в стране электроэнергии. За продажу электроэнергии населению будут отвечать так называемые "гарантирующие поставщики". С 1 января 2007 г. этот статус был присвоен в обязательном порядке сбытовым компаниям, созданным в процессе реорганизации АО-энерго, а также еще нереорганизованным АО-энерго. А с 2011 г., как предполагается, в каждом регионе будут проводиться открытые конкурсы на получение такого статуса.

Критики реформы считают, что по мере либерализации рынка цены на электроэнергию рискуют подняться в разы, учитывая сложившийся дефицит мощностей в стране и существующие сетевые ограничения. С эффектом стремительного роста цен участникам энергобиржи, кстати, пришлось столкнуться уже минувшим летом, в августе, когда из-за ремонтной кампании у энергетиков в отдельные дни был зафиксирован абсолютный максимум средней цены - выше, чем в самые холодные дни зимы.

Однако в начале 2008 г. РАО "ЕЭС" предложило рынку механизм, позволяющий сглаживать резкие ценовые колебания. Его суть - в корректировке объема спроса на электроэнергию по заявкам участников в меньшую сторону за счет использования поправочного коэффициента, что и приводит к искусственному снижению конкурентных цен.

Этот механизм, объясняют в РАО, позволит исключить факторы, влияющие на цену "случайным образом". Например, резкие изменения погоды могут привести к ошибкам участников рынка при прогнозировании спроса, что вызывает появление избыточной волатильности. За намеренным манипулированием ценами, в свою очередь, будет следить Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Правила выявления случаев манипуляции на энергорынке были приняты в конце 2007 года. В настоящее время готовятся конкретные механизмы их реализации.

В целом модель энергорынка на сегодняшний день практически сложилась, но участники биржи ждут также запуска дополнительных сегментов. Так, в августе заработает так называемый рынок мощности, который позволит инвесторам окупить вложения в создание новых электростанций. Ожидается также рынок системных услуг - он позволит электростанциям дополнительно зарабатывать за счет участия в регулировании нагрузки, а также рынок производных финансовых инструментов на электроэнергию и прав на передачу.

Кому война, а кому - мать родна

Май 2005 г. запомнится не только энергетикам, но и простым жителям столицы и соседних с ней областей масштабной аварией в энергосистеме, началась которая на подстанции "Чагино". Авария стоила погибших кур Петелинской птицефабрике, поста главе "Мосэнерго" Аркадию Евстафьеву, которого А.Чубайс несколькими годами ранее посадил в это кресло, выдержав жесточайшее противостояние с мэром столицы, а самому главе РАО - пятичасового визита в прокуратору Москвы, где его допрашивали в качестве свидетеля.

В 2008 г. Чубайс назвал "Чагино" "мистическим местом": через три года, почти день в день, подстанция загорелась снова. На этот раз обошлось без отключений потребителей.

"Не было бы счастья, да несчастье помогло". Эта народная пословица как нельзя лучше подходит к ситуации, в которой оказалась реформа электроэнергетики в тот период. Одно дело - убеждать критически настроенных чиновников с самыми что ни на есть выверенными расчетами на руках, и совсем другое - когда есть возможность наглядно продемонстрировать "врага у ворот". Не менее уместен другой экземпляр народного творчества - "кому война, а кому мать родна". Чубайс, который много лет работал в ситуации "на грани", как никто другой умеет разворачивать кризисы "под себя".

Блэкаут, а вслед за ним - ограничения в подаче электроэнергии в Москве зимой 2006 года, вводимые из-за роста спроса на фоне сильнейших холодов, а также замаячивший дефицит в энергосистеме нефтедобывающей Тюмени, убедили правительство в необходимости привлечения частных инвесторов в генерацию и реализации масштабной инвестпрограммы в отрасли. В середине 2006 года правительство РФ дало принципиальное согласие на продажу акций тепло-ОГК и ТГК на фондовом рынке - к этому времени РАО "ЕЭС" уже подготовило свое видение того, как это должно происходить. Инвесторам было предложено выкупить допэмиссии акций генкомпаний - таким образом, деньги поступали бы непосредственно к ним, а доля РАО снижалась, что означает и уменьшение доли государства.

Таким образом, на решение вопроса о приватизации потребовалось более трех лет.

Александр Бранис: "Именно благодаря открытой дискуссии, которая стоила реструктуризации нескольких лет, когда ничего не происходило, в результате все важные вопросы были сняты, и уже в дальнейшем получались провести реформу относительно быстро. Если бы бюрократическая машина работала быстрее, то это было бы сделано еще скорее. Но в любом случае там серьезных сутевых разногласий уже не было. Были какие-то сомнения некоторых людей или боязнь чиновников принимать определенные важные решения, но это уже были технические моменты, а не серьезные возражения, которые грозили остановить все".

Параллельно РАО вело обычную деятельность крупной энергокомпании: совершались сделки, строились новые энергомощности и запускались советские "долгосрои", совершенствовалось корпоративное управление.

Помидорами не торгуем

Распродажа активов РАО "ЕЭС" началась в 2007 году. Механизм публичного размещения допэмиссии акций для привлечения инвестиций был опробован чуть ранее - в ноябре 2006 г., на ОГК-5. IPO генкомпании вызвало бурный интерес у инвесторов, книга заявок на акции была переподписана в 8 раз. Компания разместилась по $311 за 1 кВт установленной мощности, что на том этапе РАО сочло крайне позитивным результатом. Потом аппетиты энергохолдинга выросли. Продавая свою долю в ОГК-5 в июне, холдинг смог выручить уже $670 за 1 кВт и отрапортовать об успешном привлечении иностранного "стратега" в российскую энергетику - итальянской компании Enel.

Иностранцы и в дальнейшем оказались способны платить РАО больше, чем российские компании. ОГК-4 досталась немецкому E.ON за $750 за 1 кВт, а ТГК-10 финскому Fortum - за $770 за 1 кВт. Практически всем покупкам иностранцев предшествовали встречи В.Путина с главами соответствующих государств.

Первым из российских инвесторов не побоялся вложить деньги в энергетику "Норникель", купивший контроль в ОГК-3 в марте 2006 года. Решительность "Норникеля" сыграла ему на руку: компания вместе с контролем в ОГК не получила обязательного договора на поставку новой мощности на оптовый энергорынок, что позволило впоследствии торговаться с РАО о параметрах договора.

Остальные стратегические инвесторы попали под "дамоклов меч" договора. Его придумали летом 2007 года в Минэкономразвития, когда чиновники осознали, что только экономических стимулов у "стратегов" для строительства новых электростанций может не хватить. В договоре, подписание которого стало обязательным для всех новых собственников при покупке акций ОГК и ТГК, прописываются сроки, в которые определенные объем мощности должен пополнить энергосистему.

Анатолий Чубайс: "Договор на предоставление мощности, это такая колючая конструкция: если к сроку нет синхронизированного с энергосистемой блока - денежки платишь. Причем денежки очень даже ощутимые".

В первоначальный план по продаже генерирующих активов внесли изменения крупнейшие миноритарные акционеры холдинга - "Газпром", "Норникель" и "СУЭК". Каждому из них на свою долю в РАО причитался набор активов - акции всех компаний, выделяемых из энергохолдинга. Тогда как у каждого из миноритариев был свой интерес: например, "СУЭКу" были интересны кузбасские станции РАО. В апреле совет директоров РАО "ЕЭС" разрешил миноритариям совершить обмен пока виртуальными активами, сосредоточив нужные в специально созданных компаниях. В результате этого "Газпром" получил весомые пакеты в ОГК-2 и ОГК-6, а также немного акций ТГК-11, ТГК-12 и ТГК-13 (последние две компании предполагалось включить в СП с "СУЭКом"). "СУЭК" "наменял" ТГК-12 и ТГК-13, а "Норникель" - ОГК-3.

К слову, только "Газпрому" удалось отдать причитающиеся ему акции "ГидроОГК": газовая монополия была крайне настойчива на многочисленных совещаниях в Минэкономразвития и правительстве.

"Газпром" стал крупнейшим покупателем российской генерации, если судить по объемам контролируемой мощности: ОГК-2, ОГК-6, "Мосэнерго", ТГК-1 дают вместе 35,5 ГВт - это почти пятая часть генерации РАО. Вторым крупнейшим игроком стал "КЭС-Холдинг" Виктора Вексельберга. Приобретя ТГК-5, ТГК-6, "Волжскую ТГК" (ТГК-7), ТГК-9 КЭС контролируют 15,9 ГВт. Замыкает тройку "СУЭК" с 6,9 ГВт мощностей в виде "Кузбассэнерго" (ТГК-12) и "Енисейской ТГК (ТГК-13)".

Михаил Слободин (президент "Комплексных энергетических систем"): "Дорого ли РАО продало генерацию? Посмотрите на сегодняшний рынок и сравните с ценой продаж: разница процентов 30. Вот вам и ответ. Но мы достаточно хорошо представляли все активы, которые покупали. Например, приобретая ТГК-9, мы понимали все риски в Березниках, к сожалению, там ситуация развивается по худшему сценарию, чем предполагалось первоначально. Разочарованием в определенной степени явилось то, что в момент обсуждения инвестпрограмм компаний не было такой темы как плата за подключение к сетям. Она потом появилась, и это серьезнейшая нагрузка на инвестиционные проекты. Но это такая российская ситуация".

Пришли в энергетику "ЛУКОЙЛ" (ТГК-8), "Онэксим" Михаила Прохорова (ТГК-14), группа "Синтез" (ТГК-2), РЖД совместно с ЕСН Григория Березкина (ТГК-14). Не остались в стороне и активные миноритарии РАО: управляемый Бранисом Prosperity Capital Management партнерствует с КЭС в ТГК-6. Кое-что досталось и экс топ-менеджеру РАО Михаилу Абызову, который на заре правления А.Чубайса в энергохолдинге был главным "выбивателем долгов" и "расшивателем неплатежей": ТГК-11 и "Новосибирскэнерго". Независимые от РАО энергосистемы - "Иркутскэнерго" и "Башкирэнерго" - живут своей жизнью: первые - под крылом Олега Дерипаски, вторые - местных властей.

Анатолий Чубайс: "Мне нравится состав новых собственников. Он солидный. Там нет ни одного лица и ни одной компании, которые были бы из ряда "что это? кто это? чем они, помидорами торгуют? или электроэнергией?". Таких нет. Состав хорошо диверсифицирован, причем в нескольких срезах. Есть российские и есть зарубежные инвесторы, в пропорции 80% на 20%. Инвесторы разного происхождения: есть те, кто пришел из отраслей потребителей электроэнергии, есть - из отраслей поставщиков сырья. Это хорошо, когда собственники чуть-чуть с разной базовой ориентацией. Есть собственники, появление которых обусловлено просто внутренней логикой. Есть и крупные акционеры, которые выросли из миноритарных акционеров, консолидировали пакеты по 20-30%. Это серьезные миноритарии, которые посередине между "стратегом" и спекулянтом, в хорошей середине. Все это меня очень радует. Потому что эта диверсификация - это залог адаптации к жизни. Залог адаптации к тем требованиям, которые есть сейчас и будут возникать дальше. Поэтому повторю еще раз - мне нравится состав новых собственников в энергетике. Хотя, каждый со своими тараканами и у каждого свои сложности, но это неизбежно".

Параллельно РАО "ЕЭС" распродало почти все сопутствующие активы, как профильные, так и нет, выручив только от продажи энергосбытовых компаний почти 40 млрд рублей.

Михаил Слободин: "Заниматься покупкой активов у РАО было интересно, но крайне непросто. РАО "ЕЭС" всегда находилось в достаточно жестком переговорном процессе".

План Чубайса по приходу 1 трлн частных инвестиций в отрасль практически полностью выполнен: в последний день жизни компании он отрапортовал о привлечении 945 млрд рублей.

Рано потирать руки

И вот РАО "ЕЭС" прекращает свое существование. Но новые игроки рынка, являющиеся лучшими экспертами в отрасли, говорят, что путь пройден лишь наполовину. Впереди - самостоятельная жизнь компаний на рынке, сопровождающаяся реализацией масштабного плана по строительству новых генерирующих и электросетевых мощностей.

Михаил Слободин: "Еще рано потирать руки и хлопать в ладоши по поводу того, что все состоялось. Отрасль переходит в стадию работы в целевой модели. Начинается работа по строительству новых мощностей, новой электроэнергетики страны. В общем-то, результаты реформы как таковой мы будем наблюдать лет через пять. Ну а реально говорить об итогах можно будет лет через 10".

Александр Бранис: "Миноритарии РАО уже сильно заработали на росте стоимости энергетических компаний, от того, что они приблизились к своей справедливой стоимости. Но мы думаем, что в перспективе все будет и дальше развиваться очень положительно, потому что отрасль все равно остается не очень прибыльной в данный момент, и операционная реструктуризация еще не началась. Она начинается сейчас, когда генерация перешла в основном в частные руки. Можно сказать, что то, что мы видели до сих пор - это лишь создание основы для будущего роста и будущих улучшений, а эти будущие улучшения, я думаю, мы увидим в течение ближайших 3-5 лет, когда частные инвесторы, которые приобрели контроль в этих компаниях, покажут, как эти активы на самом деле могут работать с точки зрения прибыльности, прозрачности, эффективности".

Идти дальше энергетике придется с новыми кураторами, главными из которых в мае 2008 г. стали вице-премьер Игорь Сечин и экс-глава "Атомстройэкспорта" Сергей Шматко, назначенный на пост главы министерства энергетики. Пока нет ясности с вопросом, насколько правительство готово продолжать идти по пути А.Чубайса.

Анатолий Чубайс: "В некотором смысле инвесторы, которые пришли, купили график либерализации энергорынка, утвержденный постановлением правительства. Они заплатили деньги, потому что поверили правительству. Теперь вопрос - что мешает государству передумать? Поскольку конструкцию либерализованной энергетики нужно защищать от любого пользователя, как квалифицированного, так и не очень квалифицированного, мы постарались внутрь нее заложить три механизма, которые предотвратят такого рода ошибки со стороны государства. Первый из этих трех механизмов чисто юридический, это постановление правительства и закон об электроэнергетике, в котором черным по белому написано: с 1 января 2011 года установление государством цен на оптовом рынке запрещено. Второе: поскольку мы хорошо знаем, что у нас законы действуют, но не всегда, ограничиться только юридическими мерами было бы недостаточно. Сделан второй шаг, его суть - в договорах на мощность, которые обязывают инвестора построить энергоблоки. Но в договорах есть обратная сторона - перечень обстоятельств, при наступлении которых договор перестает действовать. Один из таких форс-мажоров - пересмотр государством своих обязательств о либерализации рынка. Пересмотрели, молодцы, ребята, распрощайтесь с инвестпрограммой. Получите удар такой мощи, которого хватит, чтобы вся страна вздрогнула. Наконец, третья группа механизмов, это репутация правительства и президента. Может быть наивно, но я верю в такие вещи. Тем более что среди собственников российской генерации есть не только российские компании, но и самая крупная энергетическая компания Германии, самая крупная компания Италии, самая крупная компании Финляндии".

Михаил Слободин: "Я думаю, что общий курс будет сохранен, но детали в определенной степени будут, наверное, меняться. Если рынок не заработает, государство встанет перед необходимостью вкладывать собственные деньги в энергетику, ведь частные инвесторы вкладывать деньги непонятно куда не будут. Они сейчас сделают те инвестиции, которые должны, но эти деньги кончатся через полтора-два года, а для того, чтобы в 2013-2014 году удовлетворить спрос на электроэнергию, нужно закладывать станции в 2009-2010 году. Новые, абсолютно новые станции, которые пока не предусмотрены"

Андрей Шаронов: "Крупные компании, в том числе иностранные, которые потратили большие деньги на приобретение генерации, они будут самыми последовательными сторонниками тех принципов, которые заложены в реформу, под которыми подписались правительство и президент. Они все-таки не позволят просто так отмахнуться от первоначальных идей".

Александр Бранис: "Еще один важный момент: в последние годы мы не видели больших приватизаций в России кроме того, что произошло в электроэнергетике. Поэтому, конечно, эта реформа должна была преодолеть определенное сопротивление, связанное с тем, что в эти годы в других отраслях происходили совершенно иные процессы. Например в нефтяной отрасли и в машиностроении: то, что произошло с "ЮКОСом", то что "Газпром" купил "Сибнефть", ситуация с "АвтоВАЗом". Реформу электроэнергетики спасла необходимость в инвестициях. То есть если бы спрос на электроэнергию не начал расти в эти годы, если бы не было такого сильного экономического роста, я думаю, что вряд ли бы все это состоялось. Но Чубайс просто воспользовался необходимостью в инвестициях для того, чтобы обосновать свою реформу. Понятно, что он, как человек, который просто верит в рыночную экономику, он был таким же убежденным сторонником приватизации, даже если бы не было необходимости в инвестициях и спрос на электроэнергию в этот период не рос. Но ему было бы гораздо сложнее обосновать свои идеи перед людьми, которые принимали решения".

Чубайс, увольняющий Чубайса

Анатолий Чубайс проработал в РАО "ЕЭС" 10 лет. За эти годы его неоднократно пытались отправить в отставку и депутаты, и миноритарные акционеры, и вообще противники проведения преобразований. Отношение Чубайса к нападкам на него хорошо иллюстрирует фраза, сказанная после того, как Госдума в очередной раз собиралась рассматривать обращение в правительство РФ с требованием отставки главы РАО. Он сказал: "По моим данным, уже 62-й раз Госдума пытается убрать меня с должности, ну 63-й раз они проголосуют на этот счет, может быть, им станет легче".

Противники Чубайса с нетерпением ждали весной 2003 г. истечения его первого 5-летнего контракта. 29 апреля "Яблоко" устроило шуточное прощание с главным энергетиком страны, запустив его чучело, сделанное из шариков, в небо, под музыку и со словами "до свиданья, наш ласковый Толик, возвращайся в родной СПС". Партия опоздала как минимум на месяц: контракт был продлен в марте еще на 5 лет, о чем радостно сообщила пресс-служба РАО в день митинга. "В РАО "ЕЭС России" с пониманием восприняли желание членов партии "Яблоко" отметить сегодня пятилетие работы Анатолия Чубайса на посту председателя правления энергохолдинга. В РАО не планировали торжеств по этому поводу, в связи с чем выразили сожаление, что не знали заранее о планируемой партией акции", - иронизировала пресс-служба энергохолдинга, которая совсем незадолго до этого в первоапрельском сообщении для СМИ "назначила" заклятого оппонента Чубайса, лидера "Яблока" Григория Явлинского зампредом правления РАО "по работе с проблемными потребителями".

Миноритарные акционеры пытались созвать внеочередное собрание акционеров РАО для отставки Чубайса осенью 2002 года.

Александр Бранис: "Подача требования о смене председателя правления РАО стала катализатором переговоров с государством по смене измене устава холдинга в части передачи более серьезных полномочий на уровень совета директоров. Это позволило контролировать весь процесс реформы и не дать менеджменту самостоятельно распределить активы. Это было очень важно".

Помимо требований об отставке в биографии Чубайса были и куда более серьезные события: в марте 2005 г. на главу РАО было совершено покушение. Суд присяжных в июне 2008 г. оправдал обвиняемых по этому делу - полковника в отставке Владимира Квачкова и двух бывших десантников. Но точка еще не поставлена: Генпрокуратура обжаловала оправдательный приговор.

Несмотря на недовольство Чубайсом крупнейших политиков и бизнесменов, дополняемое народной нелюбовью, корни которой растут из ваучерной приватизации, глава РАО "ЕЭС России" смог довести начатое дело до конца.

И получается, что единственным человеком, который смог лишить работы Анатолия Чубайса, стал сам Анатолий Чубайс.

Пенсионер федерального значения?

Стоило судьбе РАО окончательно проясниться, как одной из основных тем для обсуждения в бизнес-общественности стало будущее место работы Чубайса. Сам знаменитый менеджер ясность в этот вопрос вносить отказывался и отказывается до сих пор. В его комментариях упорно доминируют мотивы заслуженного отдыха и длительного сна после долгих лет работы "на военном положении" и бесконечных перелетов. Но здесь А.Чубайсу, несмотря на его дар убеждения, мало кто верит.

После того, как не сбылись предсказания о том, что Чубайс может возглавить Минэнерго или какой-либо другой орган по госрегулированию электроэнергетики, наиболее обсуждаемым вариантом стала госкорпорация "Роснанотех". Эта версия возникла еще в сентябре прошлого года, когда главой "Роснанотеха" неожиданно для большинства экспертов был назначен известный финансист Леонид Меламед, в прошлом - заместитель Чубайса в РАО "ЕЭС" и один из самых ярких членов его команды.

Около месяца назад это предположение в беседе с "Интерфаксом" косвенно подтвердил и член совета директоров РАО. "Для своего бэкграунда Чубайс подозрительно хорошо разбирается в вопросах нанотехнологий", - сказал он. При этом собеседник агентства напомнил и о других слухах по поводу нового места работы главы РАО - госкорпорация "Олимпстрой" и Пенсионный фонд России.

Фамилия главы РАО фигурировала и в предварительном списке кандидатов в совет директоров РЖД, утверждает источник, знакомый с ситуацией, однако в итоговом перечне А.Чубайса не оказалось.

Как бы то ни было, пока ясно лишь одно - "главным энергетиком" Чубайс уже не будет. Завершив единственный за последние годы в российской экономике крупный либеральный бизнес-проект, глава РАО оставляет сцену новым игрокам. Он разделил, но властвовать предстоит другим. Именно к ним обращался глава РАО "ЕЭС" в выступлении на прощальном приеме энергохолдинга 28 июня: "Берегите энергетику. Берегите частную собственность. Берегите рынок". Услышан ли этот призыв, нам только предстоит узнать.

Жизнь продолжается.

Обозреватели Анна Мартынова, Родион Ромов, Юлия Гилева

Агентство "Интерфакс" благодарит Андрея Шаронова, Александра Браниса, Михаила Слободина и аналитика "Совлинка" Екатерину Трипотень за помощь в подготовке этого материала.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });