ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 07:55

2011: Рынок топлива - качество против количества

Топливная тема в 2011-м не сходила с первых полос российских средств массовой информации. Популярность ей обеспечили два витка кризиса: бензиновый весной и керосиновый осенью

2011: Рынок топлива - качество против количества
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 1 января. INTERFAX.RU - Топливная тема в 2011 году не сходила с первых полос российских СМИ. Популярность ей обеспечили два витка кризиса: бензиновый весной и керосиновый осенью. Все это происходило на фоне заданного правительством курса на модернизацию нефтепереработки.

В ручном режиме

Зима на рынке топлива, как правило, сезон затишья - на фоне снижения спроса стабилизируются и цены на заправках. Но в 2011 году после новогодних праздников бензин и дизтопливо дорожали и в опте, и в рознице в связи с повышением ставок акцизов с 1 января и высокой эффективностью экспорта.

Реакция правительства не заставила себя долго ждать. Премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании в начале февраля 2011 года отметил негативную тенденцию роста цен на нефтепродукты. Сразу после этого Федеральная антимонопольная служба инициировала "третью волну" антимонопольных дел в отношении нефтяных компаний. НК не нужно было повторять дважды: одна за другой они стали снижать цены на дизтопливо, а затем и на бензины в опте и рознице.

Более того, после снижения цен производители не стали их повышать на фоне сезонного роста спроса и мировых котировок нефти и нефтепродуктов. Весь март и апрель вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) продавали топливо на внутреннем рынке со скидкой к экспортному эквиваленту, то есть с потенциальным убытком для себя. В результате на российском топливном рынке сложилась критическая ситуация: рост спроса на моторные топлива сопровождался вымыванием объемов с внутреннего рынка, вызванным выгодной экспортной альтернативой.

Дефицит. Первая волна

Перебои с бензином на автозаправочных станциях Алтайского края возникли 23 апреля 2011 года, а затем дефицит топлива был отмечен на АЗС Белгородской, Томской, Воронежской, Кемеровской областей, Сахалина, Бурятии и ряда других регионов.

Минэнерго пришло к выводу, что топливный кризис был спровоцирован, в частности, запретом на реализацию в России топлива ниже класса 3 (Евро-3) с начала 2011 года в соответствии с Техрегламентом. Выяснилось, что ряд НК не успели модернизировать свои НПЗ для производства достаточных объемов качественного топлива. Топливо, не соответствующее требованиям Техрегламента, нефтяники с начала года направляли на экспорт. Сложившуюся весной ситуацию усугубил плановый ремонт на четырех НПЗ.

Чтобы снять напряженность, НК увеличили поставки бензинов в проблемные регионы - в основном за счет сокращения продаж на свободном рынке. Большинство ВИНК прекратили реализацию бензина на бирже, и это еще сильнее ухудшило положение независимых операторов: бензины стали пропадать с их заправок, многие мелкие игроки были вынуждены останавливать работу своих АЗС или вовсе выходить из этого бизнеса.

Бензиновый кризис стал для ВИНК возможностью скупать разорившиеся сети АЗС, о приобретениях в рознице в этом году объявляли "Башнефть" (РТС: BANE), "Газпром нефть" (РТС: SIBN), ТНК-BP (РТС: TNBP). В то же время весенний кризис НК смогли использовать для того, чтобы немного повысить розничные цены, которые они сдерживали с февраля.

Шаг назад

Между тем, правительство РФ вновь прибегло к регулированию топливного рынка в ручном режиме. В мае была введена заградительная пошлина на вывоз высокооктанового бензина, что снизило рентабельность его экспорта перед поставками на внутренний рынок.

Впрочем, за кнутом последовала поблажка: нефтяникам дали отсрочку для завершения модернизации заводов. За срыв модернизации НК пожурили, но не наказали. На совещании в начале июля в Киришах с участием премьер-министра РФ Владимира Путина было принято решение о переносе сроков техрегламента. Нефтяники в обмен взяли на себя обязательства модернизировать свои производства и перейти на выпуск более качественного топлива до 2015 года.

В сентябре 2011 года правительство РФ внесло изменения в Техрегламент по топливу. Теперь оборот бензинов и дизельного топлива класса 2 (евро 2) разрешен до 31 декабря 2012 года, в тексте Техрегламента остался только запрет на оборот дизельного топлива с содержанием серы выше 500 ppm с сентября этого года. Увеличены были и сроки обращения топлива класса 3 и 4, также из техрегламента был исключен такой показатель как "октановое число автомобильного бензина". Ранее оборот бензина с октановым числом Аи-92 был разрешен только до 6 сентября 2011 года.

Впрочем, перенос сроков техрегламента был обусловлен и наличием на внутреннем рынке РФ спроса на низкокачественное топливо. "Более половины автопарка России потребляет топливо класса евро-2 и ниже", - признал министр энергетики Сергей Шматко.

Дефицит. Вторая волна

Бензиновый кризис стих, но в конце августа 2011 года появилась информация о новом дефиците, на этот раз - авиакеросина. Его нехватка наблюдалась в аэропортах Московского авиаузла и некоторых других городов России. О дефиците авиатоплива первыми вновь заявили независимые заправщики.

По словам участников рынка, одной из причин нехватки авиакеросина могло стать создание резерва зимнего дизельного топлива, ведь авиакеросин технологически применяется как добавка к нему. Напомним, после перебоев с бензином весной правительство поручило сформировать резерв зимнего дизтоплива до начала сезона. В конце августа Минэнерго сообщало, что договорилось с нефтяными компаниями о создании до ноября резерва дизтоплива в объеме 515 тыс. тонн. Таким образом, государство изъяло с рынка значительный объем зимнего дизтоплива в преддверии роста спроса.

Ряд экспертов отмечали, что ситуация с авиакеросином почти полностью повторяет бензиновый кризис: все аэропорты топливом обеспечены, но продукт пропал с биржи, что создало проблемы с его закупкой для независимых операторов. По их мнению, ситуация могла привести консолидации независимых операторов на рынке авиакеросина.

Росавиация, тем временем, заявила о намерении обратиться в Росрезерв за поставкой 180 тыс. тонн топлива в аэропорты Москвы, а также к нефтяникам с просьбой восстановить поставки авиакеросина в полном объеме и увеличить их на 10%.

На этом фоне осенью 2011 года на рынке была отмечена нехватка дизтоплива. В соответствии с Техрегламентом в сентябре с рынка было изъято высокосернистое дизтопливо, а полностью заместить его дизтопливом более высокого качества нефтяники не успели. Пострадали сельхоз- и металлопроизводители, а на заправках были отмечены случаи продажи высокосернистого дизтоплива под видом печного топлива.

Транспорт подвел

Позже дефицит топлива локализовался на востоке страны. Причиной стала, во-первых, проблема с транспортировкой нефти на НПЗ Дальнего Востока (РЖД не успели вовремя завершить ремонт). Кроме того, недостающие объемы топлива на Дальний Восток исторически завозились с "западных" НПЗ, включая Ангарский завод "Роснефти" (РТС: ROSN), Омский "Газпром нефти" и уфимские заводы. Но с ростом железнодорожных тарифов поставки топлива с этих заводов стали нерентабельными.

Один из основных поставщиков Дальнего Востока - Alliance Oil - вынужден был приостановить оптовые продажи топлива. Компания в декабре подняла цены на своих АЗС, так как ей пришлось закупать бензин на рынке для обеспечения розничной сети. Трейдеры отмечали, что в Приморском крае дизтоплива нет на более чем 50 независимых АЗС. На Сахалине топливо также пропало с независимых автозаправок.

Минэнерго призвало независимых заправщиков региона к диверсификации поставок: по данным ведомства, они стремятся все необходимые им объемы дизельного топлива приобрести у "Роснефти" - по наиболее привлекательной цене.

Не хватает дизтоплива и оптовым потребителям Дальнего Востока и Сибири. По их данным, оптовые продажи дизтоплива осуществляют только НПЗ "Сургутнефтегаза" (РТС: SNGS), ТНК-ВР и "Башнефти". Компаниям, работающим в тех регионах, приходится везти топливо из европейской части. В результате цена тонны зимнего дизтоплива может доходить до 40 тысяч рублей.

Дешев бензин к выборам

Ситуация с ценами на топливо в рознице резко нормализовалась перед выборами в Госдуму 4 декабря 2011 года. Цены на самый популярный в РФ бензин Аи-92 за неделю до выборов в Госдуму перестали расти, а в ряде регионов пошли вниз. Больше всего повезло москвичам: "ЛУКОЙЛ" (РТС: LKOH) и ТНК-BP соревновались в снижении цен на московских АЗС.

Но в целом за год ценники на АЗС выросли очень существенно. По данным ИАЦ "Кортес", самый популярный бензин Аи-92 в среднем по стране подорожал на 2,79 руб./л, или на 11,7%, Аи-95 - на 2,93 руб./л, или 11,4%, дизельное топливо - на 3,82 руб./л, или 15,8% - до 27,94 руб./л.

К новогодним каникулам розничные цены на бензин стабилизировались по всей России, дизтопливо также дорожало меньшими темпами. Эксперты считают, что после новогодних праздников цены на АЗС расти не будут.

Дальше все будет зависеть от того, как долго сохранится заградительная пошлина на экспорт бензина - после ее отмены логично ожидать роста цен. Тем более, что акцизы с 1 января 2012 года вновь будут проиндексированы. Автомобилисты, будьте готовы.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });