Повышать налоги на "Газпром" не велят правила ВТО

Минэнерго и газовая монополия придумали новый аргумент в споре о повышении НДПИ на газ. Резкое увеличение налога снизит рентабельность внутренних продаж "Газпрома", а продавать ниже рентабельности теперь нельзя - это запрещено обязательствами, которые взяла на себя Россия при вступлении в ВТО

Повышать налоги на "Газпром" не велят правила ВТО
Фото: Reuters

Москва. 20 августа. FINMARKET.RU - Минэнерго и "Газпром" придумали, почему последний не должен платить высокий налог на добычу газа (НДПИ). По их мнению, запланированное Минфином резкое повышение налога противоречит правилам ВТО, к которой только что присоединилась Россия. Вопрос о повышении НДПИ будет окончательно решен осенью, и, возможно, новый аргумент станет одним из решающих.

На прошлой неделе Минэнерго написало письмо в правительство с изложением последствий вступления в ВТО для "Газпрома" (документ есть в распоряжении "Финмаркета"). Правила организации, под которыми подписалась Россия, требуют, чтобы тарифы на газ для внутренних промышленных потребителей рассчитывались исходя из обоснованных расходов и нормы прибыли. Цены на внутреннем и внешнем рынке будут постепенно повышаться и сравняются в 2017-2018 годах. Одновременно будет повышен НДПИ, вся дополнительная прибыль от повышения тарифов будет изъята у "Газпрома". Это - основной источник повышения доходной базы бюджета на ближайшие годы.

Итоги анализа, проделанного Минэнерго и "Газпромом", таковы:

  • Монополист может лишиться своей монополии на газопроводы и прочей господдержки - она была "платой" за поддержание низких тарифов для внутренних потребителей .
  • Продавать газ придется "на основе нормальных коммерческих соображений, т.е. на базе возмещения затрат и получения прибыли".
  • В России фактически функционируют два сектора на рынке газа - регулируемый и нерегулируемый. "Газпром", который "несет ответственность за бесперебойной и безопасное снабжение газом российский потребителей", доминирует на первом рынке. "НОВАТЭК", "ТНК-BP", "Лукойл", "Роснефть" и другие имеют возможность применять рыночные цены на газ. При этом тариф на транспортировку по трубопроводам, которыми владеет "Газпром", регулируется.
  • Тарифы на поставку газа на внутренний рынок устанавливаются ниже экономически обоснованного. В итоге, доходность собственного капитала, который необходим для поставок газа на внутренний рынок, составляет всего 4%. Этот уровень рентабельности "в 3 раза ниже действующей нормы доходности инвестиционного капитала" для сетевых организаций по передаче электроэнергии.
  • В итоге, "Газпром" "не может полностью формировать за счет продаж газа на внутреннем рынке необходимые средства для инвестиций" в добычу и транспортировку газа для российских потребителей. В 2011 году от продажи газа на внутреннем рынки удалось собрать лишь 63% средств, необходимых для таких инвестиций.
  • Увеличение НДПИ в 2,1 раза еще больше ухудшит положение "Газпрома": от продаж на внутреннем рынки монополист сможет выручить лишь 41,3% необходимой суммы, а рентабельность по чистой прибыли (включая экспортные поставки) упадет с 22% до 11%.
  • Если предложения Минфина будут приняты, и к 2015 году НДПИ вырастет еще в 2 раза, рентабельность продаж снизится до 7% в 2015 году. А это явно противоречит правилу ВТО продавать газ внутри страны по обоснованной цене.

При этом в апреле прежнее руководство Минэкономразвития в аналогичном докладе писало, что вступление в ВТО отразится на "Газпроме" исключительно положительно. Россия, согласно докладу, не принимает на себя обязательств, которые заставили изменить систему принципов ценообразования на газ и нефть.

Теперь министерство просит коллег из Минэкономразвития рассмотреть последствия повышения тарифов для газоемких отраслей - энергетиков, металлургов и химиков, а также для самого "Газпрома" - и учесть это при рассмотрении плана по повышению НДПИ.

Денис Борисов, аналитик "Номос-банка":

"Окончательное решение по НДПИ еще не принято - окончательно решение будет в октябре. Если повышение НДП будет происходить, исходя из концепции, которая проводится сейчас, то это не приведет к отрицательной рентабельности. Если же НДПИ будет повышено более существенно, то тогда возможен и такой исход. Это письмо, скорее всего, связано со спором вокруг НДПИ: "Газпром" добивается, чтобы ставки повышались не так сильно.

В этом споре чиновники, скорее всего, предпочтут более медленное повышение НДПИ. Ведь рост цен на газ ударит по нашим энергетическим компаниям. Они, а также производители металлов и удобрений, являются крупными потребителями газа. Многие энергетические компании уже сейчас работают на грани рентабельности. Для них будет оправданно постепенное повышение тарифов, а значит и более плавный рост НДПИ".

/Финмаркет/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Путин назвал никчемным тезис о зависимости Европы от российского газаПутин назвал никчемным тезис о зависимости Европы от российского газа
Глава государства также высказал уверенность в перспективах реализации проекта "Северный поток 2"Подробнее
Медведев расширил перечень требований при проведении тендеровМедведев расширил перечень требований при проведении тендеров
В том числе, теперь запрещено приобретать автомобили мощностью более 200 л.с.Подробнее
Порог беспошлинной интернет-торговли в ЕАЭС снизят до 500 евро в 2018 годуПорог беспошлинной интернет-торговли в ЕАЭС снизят до 500 евро в 2018 году
Соответствующее поручение Евразийский межправительственный совет дал совету Евразийской экономической комиссииПодробнее
Суд Киева удовлетворил иск к "Газпрому" о взыскании штрафа на $6,6 млрдСуд Киева удовлетворил иск к "Газпрому" о взыскании штрафа на $6,6 млрд
Хозяйственный суд Киева полностью удовлетворил требования Антимонопольного комитета УкраиныПодробнее
Нефть подорожала до максимума за 16 месяцевНефть подорожала до максимума за 16 месяцев
Котировки февральских фьючерсов на нефть Brent увеличились до $54,92 за баррельПодробнее
Apple признала планы разработки беспилотных автомобилейApple признала планы разработки беспилотных автомобилей
Компания говорит, что занимается созданием автономных систем, которые смогут изменить "будущее транспорта"Подробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи