Россия вместе с Китаем возглавит потребительскую революцию

HSBC предсказывают миру новую потребительскую революцию, двигателями которой должны стать шесть стран - Китай, Индия, Филиппины, Перу, Малайзия и Россия. Обеспечит новый потребительский бум средний класс, к которому к 2050 году присоединится еще 3 млрд человек, или 40% всего нынешнего населения планеты.

Россия вместе с Китаем возглавит потребительскую революцию
Фото: Reuters

Москва. 16 октября. FINMARKET.RU - Аналитики HSBC Карен Уорд и Фредерик Нойман на основе прежнего прогноза банка о том, какие страны станут экономическими лидерами к 2050 году, попытались описать новую потребительскую революцию.

Вряд ли ее смогут возглавить нынешние развитые страны, темпы роста потребления в которых не превысят 2% в год в ближайшие 40 лет. Зато к 2050 году 17 развивающихся стран войдут в тридцатку самых крупных экономик мира. Список возглавит Китай, который сместит США с первого места на второе. Третьей экономикой мира станет Индия. России достанется пятнадцатое место.

С изменением национального состава потребителей будут связаны и новые тенденции потребления:

  • К 2050 году средний доход китайского рабочего вырастет в 7 раз - с $2500 до $18 000. Население Китая к тому времени превысит 1,4 млрд человек. В совокупности эти два фактора будут способствовать росту численности обеспеченных людей в мире.
  • К 2050 году население Индии, которое вырастет до 1,6 млрд человек, будет иметь доход в шесть раз выше нынешнего.
  • Но самый впечатляющий рост покажут Филиппины. К 2050 году население страны будет вдвое больше населения Германии или Великобритании, а его доходы - в 9 раз выше тех, что есть сегодня.


Филиппины и Китай станут лидерами по темпам роста доходов


В результате многие развивающиеся экономики, считающиеся странами со средними доходами, превратятся в богатые государства. Как следствие, их жители начнут менять свои потребительские привычки.


Развивающиеся страны имеют все шансы серьезно разбогатеть


Чем человек богаче, тем он больше развлекается

Чем больше наличных ежемесячно появляется в кошельках людей, тем сильнее меняются их потребительские привычки. В HSBC решили определить закономерность этих изменений:

  • Эффект порога. Если доходы человек вырастут с $1000 год до $3000-5000, то есть он перейдет из категории людей с низкими доходами в категорию людей со средними доходами, его потребление резко увеличивается. Далее привычки меняются уже не так быстро, даже если доход растет.
  • Через это до 2050 года должны пройти Китай, Россия, Филиппины, Египет, Колумбия, Перу и другие развивающиеся страны. Всего примерно 3 млрд человек.


3 млрд человек смогут позволить себе потреблять больше


  • Структура потребления. Сейчас в развивающемся мире в среднем на еду тратят 40% дохода. С ростом доходов доля расходов на продукты снижается до 10%, а вместо хлеба и круп люди начинают покупать больше мяса, алкоголя и сигарет.

  • Жители богатых стран предпочитают мясо, алкоголь и сигареты


    • Становясь средним классом, люди, как правило, начинают больше тратить на свои дома: они покупают мебель и различную бытовую технику.
    • По мере роста доходов увеличивается и продолжительность жизни. Люди начинают строить долгосрочные планы: они вкладывают деньги в собственное здоровье, социальную защиту, страховку, а также финансовые услуги - ведь они хотят спокойно жить на пенсии.
    • Чем больше доход, тем больше люди готовы тратить и на собственные развлечения - доля этих трат всегда растет вместе с суммой наличных денег, которыми располагает человек. Так что, к 2050 году мир ждет существенный рост трат на отели и рестораны.

    Потребительская революция вот-вот начнется

    Лидерами потребительского бума станут Индия и Китай - здесь быстрыми темпами будет расти спрос на все товары, не относящиеся к предметам первой необходимости. Еще одним драйвером роста станут Филиппины, население которых к 2050 году вырастет до 155 млн человек. Филиппинцы будут активно тратиться на рестораны, разные виды отдыха и предметы личной гигиены.

  • В Восточной Европе боьше всех увеличит спрос на всевозможные товары Турция.
  • Хорошие возможности для роста потребления есть и у россиян - вырастут расходы на рестораны и отдых.
  • В Латинской Америке среди явных лидеров окажется Перу - спрос на "неосновные" товары для жизни подскочит в 20 раз.

Одежда и обувь. В Китае, Индии и на Филиппинах расходы на одежду и обувь будут ежегодно расти примерно на 5% в год вплоть до 2050 года. В Филиппинах расходы на эту группу товаров вырастут к 2050 году больше, чем в 10 раз. В России расходы будут расти на 3,3% в год.


Развивающиеся страны станут главными покупателями одежды и обуви в мире


Недвижимость и мебель. Экономическое развитие и рост доходов будут сопровождаться урбанизацией. На Филиппинах расходы на недвижимость будут ежегодно расти на 8,2%, а на мебель - на 7%, в Китае - на 7,3% и 5,8% соответственно, в России - на 5,9% и 4,5%.

Развлечения. Жители развивающихся стран все чаще будут ходить по ресторанам и другим развлекательным местам. Расходы на рестораны и гостиницы на Филиппинах в среднем будут расти на 7,9% в год, а в Китае, Перу и Индии - чуть больше чем на 7%. В России, как и в Малайзии, они будут увеличиваться на 6% ежегодно. Китай, Индия, Россия, Филиппины также станут лидерами по росту спроса на другие виды проведения досуга.

Туризм. Когда доход на душу населения достигает $20 000, жители этой страны начинают активно путешествовать. Рекордсменом здесь станет Китай: в 2011 году из Китая выехало 60 млн туристов, в 2012 году их количество вырастет до 130 млн, а к 2020 году - до 200 млн человек.


Те, у кого есть деньги, предпочитают путешествовать


Финансовые услуги. Чем больше люди зарабатывают, тем больше интересуются финансовыми услугами.

Например, сегодня 40% населения Индии не имеют доступа к официальным способам сбережения денег - они просто хранят их под матрасом. Позволить себе банковские услуги могут лишь самые богатые индийцы. Чем богаче будет население, тем более развитой будет финансовая система страны.

В HSBC относят к среднему классу тех, кто зарабатывает $3000-15 000 в год (в постоянных долларах 2000 года).

  • Сейчас самый большой по численности средний класс в Китае - к нему относятся 400 млн чел. Но это всего 30% населения.
  • В России доля среднего класса такая же как в Китае - 30%. Однако уже к 2030 году доля среднего класса значительно вырастет и превысит 70% населения.
  • В Индии и на Филиппинах к среднему классу относятся лишь 10% населения, зато в Бразилии - 40%.

Ситуация кардинально изменится к 2050 году. В Китае, Египте, Аргентине, Польше и России практически все население можно будет отнести либо к среднему классу, либо к людям с доходами чуть выше среднего.


Глобальный средний класс станет массовым


/Финмаркет/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
"Ъ" узнал о компенсации поставок электроэнергии в ЛНР за счет российских потребителей"Ъ" узнал о компенсации поставок электроэнергии в ЛНР за счет российских потребителей
Нагрузка, связанная с повышением тарифа ФСК, ляжет на всех потребителей, кроме непосредственно населения РоссииПодробнее
Белый дом представил проект налоговой реформыБелый дом представил проект налоговой реформы
Самые серьезные послабления предусмотрены для крупных корпорацийПодробнее
Начало продаж гособлигаций для населения. ОбобщениеНачало продаж гособлигаций для населения. Обобщение
В первый день продаж дебютного выпуска трехлетних облигаций федерального займа россияне приобрели бумаги на 697 млн рублейПодробнее
Курс доллара впервые за две недели превысил 57 рублейКурс доллара впервые за две недели превысил 57 рублей
Рост евро и доллара к рублю объясняется продолжающей дешеветь нефтью и уменьшением спроса на рублевую ликвидностьПодробнее
Ткачев заявил о сокращении импорта продовольствия вдвое за три годаТкачев заявил о сокращении импорта продовольствия вдвое за три года
При этом министр предупредил о вероятном сокращении объема экспорта из-за укрепления рубляПодробнее
"Аэрофлот" получил предложение продать авиакомпанию "Россия" за 1 рубль"Аэрофлот" получил предложение продать авиакомпанию "Россия" за 1 рубль
У рассказавшего об этом главы компании Виталия Савельева предложение вызвало смех и улыбкуПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи