ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

В МВФ придумали, как вылечить Россию

Никакого "ресурсного проклятия" на самом деле не существует, считают в МВФ - все дело в правилах и качестве управления. Если соблюдать "технику безопасности", не нарушать бюджетные правила и мудро инвестировать доходы от экспорта, то даже Россия пойдет на поправку, как, например, Монголия, Перу или Конго

В МВФ придумали, как вылечить Россию
Фото: ИТАР-ТАСС

Нью-Йорк. 18 октября. FINMARKET.RU - Богатые сырьевыми ресурсами развивающиеся страны не выглядят успешными: их граждан обычно разделяет пропасть неравенства, капитала внутри страны не хватает, а зависимость от цен на сырье крайне высока. Превратить средства от продажи сырья в активы, которые обеспечили бы стабильный рост национальной экономике, у них явно не получается.

В МВФ решили разработать для этих стран основные принципы стабильной макроэкономической политики, которая должна избавить их от "ресурсного проклятья".

Главный совет МВФ банален - перестраховаться на случай падения цен в будущем. Для этого нужно вводить бюджетные правила, не позволяющие тратить сверхдоходы от продажи сырья, и создавать резервы. Этот совет Россия сейчас пытается выполнять и сама, но со вторым пунктом плана у нее сложности - сырьевые страны должны инвестировать в основном в том, что позволит им жить без зависимости от сырья - например, в человеческий капитал.

Потерянное десятилетие

Несмотря на десятилетие стремительного роста цен на сырье, сырьевые развивающиеся страны так и не смогли решить свои проблемы с инфраструктурой и до сих пор отстают от развитых экономик, несмотря на то, что с деньгами у них вроде все в порядке.

  • Сырьевые бумы как правило приводили к росту потребления, но при этом не приводили к значительному увеличению инвестиций.
  • Если страны инвестировали, то в основном это делали частные компании. Правительства сырьевых стран инвестировали куда меньше средств, чем власти в других странах.
  • Нормой для таких стран стал резкий рост госрасходов после роста цен на сырье, правда, эти расходы обычно были неэффективны. Как только цены на сырье падали, расходы резко сокращались.

Показатели ресурсных экономик становились все более волатильными. Нестабильный экономический рост в сочетание с плохими институтами - это есть ресурсное проклятие. Избавиться от него можно, отвязав госрасходы и частное потребление от доходов, получаемых за счет экспорта сырья.

Рост экономики ресурсных стран в целом чуть ниже, чем рост других развивающихся стран

Лучше инвестировать в собственную экономику

Для развивающихся стран, богатых природными ресурсами, самый важный вопрос: какую долю доходов тратить на потребление, а какую - сберегать. Важно также понимать, во что вкладывать резервы - во внутреннюю экономику или во внешние активы.

  • Многие страны во время ресурсных бумов сталкиваются с вопросом: потреблять сейчас или оставить деньги будущим поколениям. В этом случае стоит выбрать потребление сейчас, ведь оно поможет сделать нынешние поколения богаче и решить проблему бедности. В итоге, будущие поколения также будут жить лучше.

В МВФ советуют часть ресурсов тратить на потребление

Важно инвестировать доходы от продажи сырья внутри страны

  • Инвестиции должны расти постепенно: государство должно увеличивать их по мере роста возможностей экономики их принять. Это снизит волатильность экономики и поможет избежать "голландской болезни".

Однако проводить подобную политику невозможно, если страна коррумпирована, а ее элита живет на ренту с природных ресурсов. Значит, необходимо улучшать качество институтов и бороться с коррупцией.

Если этого не делать, доходы от ресурсов могут быть захвачены отдельными группами. Еще одна ошибка - это инвестирование их в регион, в котором добываются ресурсы. Кроме того, государственные добывающие компании стремятся инвестировать доходы в непрозрачные инфраструктурные проекты в сырьевой сфере. Если не будут созданы механизмы сбережения и инвестирования, доходы осядут в руках этих "плохих инвесторов".

Самое главное - продуманная бюджетная политика

От волатильности рынков и колебаний цен на экспортируемое сырье страны может защитить только жесткая бюджетная политика и бюджетные правила. Для стран, ресурсы которых вот-вот закончатся, и стран, чьи недра еще полны природными богатствами, эти правила должны быть разными.

  • Страны с истощающимися ресурсами. В основе бюджетной политики таких стран должен лежать не обычный бюджет, а бюджет, в котором вообще не учтены доходы от экспорта сырья. В этом случае бюджетная политика не будет зависеть от иссякающих сырьевых доходов. Особенно это важно для стран с ограниченными резервами. Они должны избежать резкого сокращения расходов, когда их ресурсы будут полностью исчерпаны.
  • Богатые ресурсами страны. У этих стран другая задача - справиться с волатильностью доходов и зависимостью бюджетной политики от конъюнктуры экономических циклов. Кроме того, для них важно не слишком много инвестировать в экономику в периоды роста.
  • Для этих стран важно правильное прогнозирование цен на сырье, ведь именно оно поможет им сохранить стабильность бюджетов. Здесь есть два подхода. Цена может рассчитываться, согласно определенной формуле, или ее прогнозированием будет заниматься независимая комиссия. В Чили, например, используется второй вариант: эксперты определяют цены на медь в долго- и среднесрочной перспективе.
  • Ценовые формулы могут выступать не только как способ прогнозирования цен, но и как бюджетное правило, ограничивающее расходы. В последнем виде формулу расчета цены на нефть для бюджетных целей хотят ввести в России.
  • В Монголии это было сделано давно: там при формирование бюджета используют скользящую среднюю цену на медь за 16 лет, причем из них три года - это прогнозные значения. В Мексике используют композитную формулу: десятилетняя средняя цену на нефть имеет в формуле вес в 0,25, краткосрочные прогнозы - вес 0,5, а среднесрочные прогнозы - вес 0,25.

Также возможно и использование различных бюджетных правил:

  • Рост расходов может быть привязан к их доле к ВВП без учета сырьевого сектора. Подобные правила даже более эффективны, чем правила по ограничению дефицита бюджета. Они более надежно снижают циклическую зависимость расходов государства от внешней конъюнктуры. В Перу подобное правило помогает сохранить надежную финансовую политику.
  • МВФ советует всем сырьевым странам делить бюджет на две части. Можно рассчитывать потенциальный эффект от инвестиций из сырьевых сверхдоходов, а прочий бюджет строить без учета доходов от сырьевого сектора. Если эта система будет поддерживаться, то со временем доходы и расходы стабилизируются и станут сбалансированными. Такая схема успешно используется в Конго.
 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });