Создание мегарегулятора объяснили реформой

Банк России и чиновники доложили Открытому правительству о преимуществах нового мегарегулятора финансового рынка

Создание мегарегулятора объяснили реформой
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 7 ноября. FINMARKET.RU - "Открытое правительство" - совещательный орган, состоящий из экспертов - заслушало уже решенный обычным правительством вопрос - создание единого мегарегулятора всего финансового рынка. Проще всего, и главное, дешевле, сделать это на базе Центрального банка. Министры и сотрудники ЦБ объяснили, зачем понадобилась такая реорганизация.

Игорь Шувалов, первый вице-премьер

«Задачи создать какой-то единый мегарегулятор финансового рынка у нас нет.

Прошлогоднее объединение страхового и финансового надзора было плодом компромисса. Но новый глава ФСФР Дмитрий Панкин сразу стал поднимать вопрос, что эта структура так работать не будет. Нужно другое материально-техническое обеспечение, другие кадры.

Тут подоспела пенсионная реформа, которая обнажила болячку – отсутствие у нас развитого финансового рынка. У нас его просто нет. Поэтому и никаких длинных денег не было. Нам сказали: разберитесь сначала с финансовым рынком, а потом приходите к нам за пенсионными накоплениями.

Ставилась задача с имеющимися ресурсами и в короткое время (в текущий политический цикл до 2018 года) создать цивилизованные правила сохранен капиталов людей и компаний.

Все международные эксперты оценивают Центральный банк как наиболее удачный институт. Это еще раз подтвердил кризис: реакция Центрального банка и Минфина были несопоставимы с ФСФР. При нынешних бюджетных ограничениях мы не сможем обеспечить финансовые вливания в одну службу. Все остальные – и правоохранительные органы и оборона тоже потребуют.

В наших условиях разделение нормотворческих, регуляторных и надзорных функций не работает. Принимать управленческие решения и проводить их в жизнь в таких условиях невозможно. Это доказал наш опыт административной реформы 2004 года, сторонником которой был в том числе и я.

Крайне важно определиться, какие полномочия будут после предстоящей смены у нового руководителя Центрального банка (контракт председателя ЦБ Сергея Игнатьева истекает в июне 2013 года – «Финмаркет»).

Мое представление, что достаточно два года для отладки новой системы регулирования финансовых рынков. Было бы замечательно, если бы мегарегулятор заработал с 1 января 2016 года».

Алексей Моисеев, замминистра финансов

«Главный риск - ничего не делать. Риск потери наших финансовых рынков. У нас их и так фактически нет. Осталась мелочь, которая не ушла в Лондон.

Нет культуры инвестирования в небанковские финансовые инструменты. Поэтому и нет длинных денег. После создание системы страхования вкладов у нас выросли депозиты в банках на 10 трлн руб., а в накопительном страховании жизни – даже сократились.

Причина в том, что под руководством Центрального банка создана индустрия, которой население доверяет.

Созданием агентства по финансовым рынкам при Центробанке проблемы бюрократических барьеров, координации в принятии решений, увеличения финансирования не решить. Хуже того, размывается ответственность: вроде как ЦБ, но решение принимает не ЦБ. Это более масштабный конфликт интересов, чем сейчас. Нужно полное слияние».

Дмитрий Панкин, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР)

«Координация, взаимодействие и применение единых подходов к регулированию всех сегментов финансовых рынков - все это надо.

Но центральный аргумент за создание мегарегулятора на базе Центрального банка – вопросы материально-технического обеспечения, численности персонала, вопросы индивидуальных контрактов с ценными специалистами, автоматизации надзора решать легче.

Наши 1200 сотрудников завалены рутинной работой. Часть отчетности до сих пор собирается в бумажном виде. Деньги на информационные технологии были потрачены - эффекта нет. Есть всего 5-6 человек которые могут писать нормативные акты.

Количество поднадзорных организаций:

  • 978 действующих банков,
  • 9000 микрофинансовых организаций, инвестфондов,
  • 206 000 АО, которые регистрируют у нас проспект эмиссии.
  • Выдано за год 609 лицензий (у ЦБ – 20).
  • У нас 5000 требований по устранению нарушений; 500 у Центробанка. 5000 штрафов у нас, 300 - у ЦБ. ФСФР - это конвейер по производству административных действий.

Как все эти решения проводить через центральный аппарат ЦБ, у меня представления нет. Может возникнуть организационный коллапс.

Особенно опасно, если за этим ЦБ не углядит за каким-то из своих подопечных.

Ряд функций ФСФР качественно отличаются от того, чем сейчас занимается ЦБ. Например, выявление манипулированием рынка, инсайд, регистрация микрофинансовых организаций, депозитарии.

Оптимальный вариант – агентство при Центральном банке, который утверждает смету и руководство. Говорить о более глубокой интеграции можно будет года через три-четыре только после революционного изменения законодательной базы, качественного повышения уровня информатизации, укрепления кадрового состава».

Сергей Швецов, заместитель председателя Центрального банка

«Пассивный регулятор стал тормозом для изменения бизнес-парадигмы российского финансового рынка.

Регулятор должен быть один. В последние десятилетия финансовый рынок сильно изменился: потерял грани между своими сегментами и географически стал един. 2008 год показал, что проблемы на маленьком американском рынке ипотечных облигаций вылился в глобальный кризис, потерялось доверие, перестали работать рынки государственных ценных бумаг Центральной и Западной Европы.

Финансовая стабильность требует наличия единой базы данных об открытых позициях и действиях всех участников рынка.

Мы не можем позволить себе медленные изменения. У ЦБ есть большой бюджет, который мы можем перераспределять для решения возникающих проблем. Если ФСФР будет отдельным подразделением, экономического эффекта от этого скорее всего не будет: все равно сохранится двойное регулирование, двойная отчетность.

Риски для ЦБ от присоединения ФСФР:

  • У нас сложный 2013-2014 годы, когда мы завершаем переход к инфляционному таргетированию. Стержнем этой системы является доверие населения к действиям ЦБ. В случае каких-то сбоев, присоединение ФСФР будет компрометировать Центральный банк. Но такой риск все равно есть, так как мы регулируем банковскую деятельность.
  • Второй риск – конфликт интересов. Мы владеем инфраструктурой российского рынка. Но у нас есть согласованный с правительством план выхода из состава участников ММВБ. В ближайшее время мы можем выйти из ее руководства. Снижать уровень участия ЦБ будет и в руководстве Сбербанка.

Объединение возможно осуществить в течение полугода. Для этого в структуре ЦБ создается пятый дивизион, в точности повторяющий структуру ФСФР. В итоге юридическая служба, инспектирование, хозяйственные службы, бухгалтерский департамент будут едиными.

Создается комитет финансового надзора, который по аналогии с комитетом банковского надзора вершит свое правосудие. Нормативные акты будет принимать единый совет директоров и серьезные решения в области регулирования.

За Минфином должна остаться законотворческая деятельность, принятие различных стратегий. Кроме того, при нем сейчас создается комитет финансовой стабильности, который будет координировать действия государства и Банка России в области предотвращения кризисных ситуаций».

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Белоруссия купила 600 тыс. баррелей иранской нефтиБелоруссия купила 600 тыс. баррелей иранской нефти
Ранее Александр Лукашенко заявлял, что для замещения российской нефти страна ищет новых поставщиковПодробнее
Moody's изменило прогноз рейтингов РоссииMoody’s изменило прогноз рейтингов России
До сегодняшнего дня суверенные рейтинги России были "негативными"Подробнее
Дворкович попросил операторов ограничить рост тарифов из-за "закона Яровой"Дворкович попросил операторов ограничить рост тарифов из-за "закона Яровой"
Вице-премьер обратился к участникам рынка с просьбой не допустить повышения цен на услуги связи более чем на 5%Подробнее
Kraft Heinz сообщила о переговорах по слиянию с UnileverKraft Heinz сообщила о переговорах по слиянию с Unilever
Unilever отклонила первичное предложение, но Kraft Heinz надеется достичь соглашения по поводу условий сделкиПодробнее
Глава Минэкономразвития анонсировал ослабление и дальнейшую стабилизацию рубляГлава Минэкономразвития анонсировал ослабление и дальнейшую стабилизацию рубля
Тенденцию к укреплению курса рубля министр объяснил сезонным факторомПодробнее
"Роснефть" подтвердила досудебное урегулирование конфликта с "Транснефтью""Роснефть" подтвердила досудебное урегулирование конфликта с "Транснефтью"
Компаниям удалось согласовать условия транспортировки нефтиПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи