2012: ритейлеры закручивают интригу

Уходящий год продолжил традиционные для российской розничной торговли сюжеты: ритейлеры искали новые рынки, осваивали интернет-пространство, ускоряли темпы экспансии, планировали сделки M&A

2012: ритейлеры закручивают интригу
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 28 декабря. INTERFAX.RU - К уже привычным в 2012 году добавились новые яркие истории, развязки которых можно ждать в следующем году: чем закончится борьба ФСФР и миноритариев с владельцем "Седьмого Континента"вокруг принудительного выкупа акций, воплотятся ли в жизнь выгодные для ритейлеров предложения в сфере регулирования отрасли.

Кроме того, в 2012 г. двухполярный мир российской розничной торговли начал разваливаться: схема, при которой два лидера рынка соревнуются друг с другом и опережают остальных игроков с большим разрывом, похоже, больше не работает. Х5 Retail Group в этом году ощутимо сбавила темпы роста - и участники рынка делают ставки, когда "Магнит" обгонит ее по объему продаж.

Лидер замедляется

Выручка Х5 в 2012 году, по собственному прогнозу компании, увеличится на 7-9% - это при том, что в "далеком" 2011 году Х5 еще ждала роста на 40% (правда, прошлой осенью ритейлер снизил прогноз до 35%, объяснив это стремительным ухудшением макроэкономических условий; но и до этой отметки компания не дотянула, увеличив выручку менее чем на 33%). В этом году Х5 тоже пришлось корректировать прогноз (изначально она ждала повышения выручки на 15-20%), однако на этот раз обошлось без "страшилок" о плохой ситуации в экономике и падении покупательской способности.

Х5 начала процесс реорганизации, она будет укреплять роль форматов и усиливать команду топ-менеджеров, чтобы выйти на "качественно новый уровень развития", говорил теперь уже прежний гендиректор компании Андрей Гусев в начале года. Похоже, что к концу года Х5 осталась все с теми же старыми проблемами.

Больное место Х5 - падающий покупательский трафик. На протяжении года он снижался во всех основных форматах - и в гипермаркетах "Карусель", и в супермаркетах "Перекресток", и в дискаунтерах "Пятерочка", на которые приходится основная выручка Х5. По итогам 9 месяцев падение в целом по компании составило 2,8%, сильнее всего "просели" гипермаркеты - минус 7,9%.

Чтобы остановить падение выручки в гипермаркетах, Х5 затеяла программу обновления и унификации формата. Первый магазин "Карусель" нового формата - с обновленным ассортиментом, интерьером, торговыми технологиями - должен был открыться в 2013 году, а в будущем компания хотела бы расширить сеть до 120 магазинов, говорил Андрей Гусев в феврале. Над концепцией гипермаркетов Х5 работала команда Яна Фукса, назначенного директором формата в ноябре 2011 года. В конце лета компания показала журналистам первый обновленный магазин, однако о прежних масштабных планах тотального обновления формата менеджмент Х5 говорил неохотно. А буквально через несколько дней стало известно, что Ян Фукс покидает компанию.

Сам Андрей Гусев ушел из Х5 еще раньше - компания объявила о его "немедленной" отставке в июле. Он занимал пост главного исполнительного директора Х5 чуть больше года, в этой должности сменил Льва Хасиса, бессменно руководившего компанией с момента ее основания, а теперь занимающего пост старшего вице-президента Wal-Mart. Х5 все еще остается без гендиректора, его обязанности временно исполняет член набсовета Стефан Дюшарм. Судя по тому, что на рынке было мало слухов о том, кого "Альфа-групп" (основной акционер Х5) видит в должности нового гендиректора, поиски затянулись надолго. А один из источников "Интерфакса" в финансовых кругах говорил, что "Альфа" дала Дюшарму время, чтобы "проявить себя". "Нет ничего более постоянного, чем временное", - шутил другой собеседник агентства. Эта истина знакома и владельцу "Альфы" Михаилу Фридману, который сам несколько лет был "временным" СЕО ТНК-ВР.

Впервые приняв участие в телефонной конференции Х5 в октябре, Дюшарм заявил, что его главной задачей является стабилизация ситуации в компании и, в том числе, в управленческой команде. По его словам, ритейлер не собирается менять стратегию развития, а на адаптацию к работе в новых условиях ему требуется еще год. Таким образом, Х5 по-прежнему будет делать ставку на органическое развитие и на мультиформатность. "Работа над ошибками" уже идет: кроме обновления гипермаркетов, компания начала "приводить в порядок" свои "Пятерочки", занявшись оптимизацией ассортимента.

С другой стороны, проблемы Х5 отчасти носят объективный характер. Одна из причин этих проблем кроется в самой специфике формата "дискаунтер", отмечали некоторые аналитики. В кризис этот формат "выстрелил", но сейчас волна всеобщей погони за экономией схлынула, покупатели хотят "качества за разумные деньги", большее значение приобрели сервис и ассортимент в магазинах (не зря "Дикси" в прошлом году взялась за обновление своих дискаунтеров и начала позиционировать их как магазины "у дома"). Кроме того, с падением покупательского трафика столкнулась не одна Х5. Об этой тенденции заговорили еще в прошлом году, а причиной оттока покупателей называли растущую конкуренцию и, как следствие, каннибализацию (эффект, когда расположенные рядом магазины "отъедают" трафик друг у друга).

Круто отработали

Другое дело, что разные компании справляются с общими проблемами по-разному. "Магнит" в 2012 году продолжил радовать инвесторов ростом выручки и капитализации. По прогнозу компании, ее продажи в уходящем году увеличатся на 30-32% (за январь-сентябрь этот показатель вырос на 33% против 8,2% у Х5). Правда, и "Магниту" не удалось избежать падения трафика (на 0,4% за 9 месяцев), однако в III квартале ритейлер смог переломить негативную тенденцию, добившись роста показателя на 0,7%.

"Мы круто отработали!" - таким комментарием владельца и гендиректора "Магнита" Сергея Галицкого сопровождался пресс-релиз компании о финансовых результатах первого полугодия, которые в очередной раз превзошли консенсус-прогноз. "Чтобы не разочаровываться, сильно не очаровывайтесь", - предупредил Галицкий, комментируя показатели третьего квартала, снова превзошедшие ожидания рынка. Он призвал инвесторов и аналитиков быть консервативнее, указав, что компания не сможет вечно поддерживать рекордные темпы роста. В частности, рентабельность EBITDA выше 10%, которую ритейлер продемонстрировал по итогам 9 месяцев, - "не очень традиционная" для сектора розничной торговли.

Рост выручки "Магнита", по предварительному прогнозу компании, в 2013 году затормозится до 25-27%. Замедление лидеров - ожидаемое событие в отрасли. Легко расти на "пустом" рынке, по мере его насыщения это становится делать все сложнее и сложнее, не устают повторять ритейлеры.

Однако даже с учетом этого замедления у "Магнита" есть шансы в самом ближайшем будущем стать самой большой розничной компанией в России не только по количеству магазинов, но и по объему продаж. Так, если выручка Х5 в 2012 году вырастет в рамках ее прогноза, на 7-9%, то по итогам года составит 484-493 млрд рублей, выручка "Магнита" по его прогнозу (достаточно консервативному, по мнению ряда аналитиков) увеличится до 436-443 млрд рублей. Учитывая, что по итогам 9 месяцев выручка оператора "Пятерочек" составила 356 млрд рублей, перед Х5 в четвертом квартале стоит нелегкая задача. Если компания не ускорится, "Магнит" неминуемо обгонит ее по объему продаж, который в 2013 году приблизится к 550 млрд рублей (исходя из предварительной оценки роста выручки в 2013 году по нижней границе диапазона).

Растут показатели - растет капитализация. Летом биржевая стоимость "Магнита" превысила стоимость одного из крупнейших ритейлеров в Европе - французской Carrefour. "У нас сегодня был рекорд по капитализации - $18 млрд", - написал Сергей Галицкий в Твиттере 12 декабря ("было бы неплохо, если бы Путин чаще обращался к Федеральному собранию", - пошутил Галицкий: именно в тот день президент выступил с ежегодным посланием). К концу декабря капитализация "Магнита" уже превышала $18,5 млрд, а за год котировки компании на Лондонской фондовой бирже выросли на 75% - с чуть более $22 до $39 за расписку.

Squeeze out по-русски

Инвесторам "Седьмого Континента" повезло меньше. В 2012 году 100% компании консолидировал ее основной владелец - бизнесмен Александр Занадворов, торги акциями были прекращены. Причем выкуп акций у миноритарных акционеров был проведен, несмотря на сопротивление Федеральной службы по финансовым рынкам и самих миноритариев.

История началась в конце 2010 года, когда Занадворов выкупил около 21% "Семерки" у фонда семьи тогда еще депутата Госдумы Владимира Груздева, собрав около 95% акций. Считается, что купленный пакет был переведен на баланс кипрской Bubinga Management (об этом говорили и представители ФСФР на судебном процессе, который последовал за попыткой провести squeeze out в "Седьмом Континенте"). Добровольной оферты, которой ждали от Занадворова, в течение следующего года так и не случилось. Так долго не выставлять оферту могла позволить сложная структура собственности в компании, предполагали аналитики.

Уже в начале 2012 года стало известно, что кипрская компания Pakwa Investments, принадлежащая Александру Занадворову, 30 декабря 2011 года все-таки направила предложение о выкупе 18,9 млн акций у миноритариев по цене всего 100 рублей за акцию, хотя рынок ожидал, что цена будет почти в два раза выше. Оферту приняла та самая Bubinga Management (по данным ФСФР, у нее было выкуплено почти 20% акций "Семерки"). Обязательное предложение о выкупе оставшихся акций было направлено в мае от лица Pakva Investments, еще одной структуры Занадворова, на балансе которой на тот момент находилось более 96% акций "Седьмого Континента". Цена в рамках обязательной оферты составила все те же 100 рублей за акцию.

В "Седьмом Континенте" подчеркивали, что установленная цена не ниже рыночной стоимости бумаг, которую независимый оценщик ООО "КрасКонсалт" определило на уровне 99,81 рубля и не ниже цены, по которой выкупались акции в рамках добровольной оферты.

Тем не менее, в тот же день Ассоциация по защите прав инвесторов выступила с заявлением, в котором потребовала от мажоритарного акционера "Седьмого Континента" остановить нарушающий права миноритариев принудительный выкуп, провести справедливую оценку акций и объявить их выкуп по справедливой цене. Ассоциация посчитала, что за счет перераспределения акций "Семерки" между подконтрольными Занадворову компаниями одна из них пыталась принудительно выкупить акции у миноритариев по убыточной для них цене, равной цене передачи акций между аффилированными компаниями. Исходя из этой логики, Занадворову следовало провести squeeze out после покупки доли Владимира Груздева, а тогда стоимость акций ритейлера на бирже была существенно выше.

Сразу же после объявления о принудительном выкупе среагировала и ФСФР. Она приостановила оферту, возвратив без рассмотрения требование о выкупе акций в связи с отсутствием у Pakva Investments права требовать выкуп. Pakva обратилась в суд, чтобы отменить решение ФСФР. Не дожидаясь итогов судебного разбирательства, структуры Занадворова в июле все-таки провели принудительную оферту, консолидировав 100% "Седьмого Континента" (доля Pakva Investments 25 июля выросла с 21,4% до 25,2%, у Pakwa Investments - 74,8%).

В ноябре Pakva выиграла в суде у ФСФР: суд удовлетворил иск компании о недействительности решения службы. В свою очередь, и ФСФР, и Ассоциация по защите прав инвесторов обратились в суд с требованием признать принудительный выкуп акций "Седьмого Континента" недействительным. Ответчиками по искам выступают сам ритейлер, его акционер и регистратор. Судебные слушания назначены на январь 2013 года.

Ассоциация по защите прав инвесторов сама является миноритарным акционером "Семерки" и через суд хочет добиться возвращения акций на свой счет. Кроме того, важно создать прецедент, чтобы принудительный выкуп акций, проведенный с "грубейшими нарушениями", не был признан законным, говорил заместитель исполнительного директора ассоциации Игорь Репин. Он не исключает, что в случае успеха в суде примеру Ассоциации по защите прав инвесторов последуют другие миноритарные акционеры "Седьмого Континента" - и в суде появятся новые иски к компании. Будет ли создан такой "прецедент" - может стать ясно уже в следующем году.

Бонусы для ритейлеров

Под конец года на российском рынке розничной торговли закрутились еще несколько историй, развязка которых, вероятно, случится в 2013 году. Ритейлеры, последовательно критиковавшие "вредный" для отрасли закон о торговле и на стадии законопроекта, и уже после его вступления в силу, похоже, получат от государства "утешительный приз" в виде ряда привилегий, которые способны повысить инвестиционную привлекательность российской розницы.

Во-первых - это уже дело решенное, - государство наконец разрешило ритейлерам нанимать на работу трудовых мигрантов: квота на иностранных работников в розничных компаниях, которые занимаются продажей алкоголя (а это все крупные сети в России), была увеличена с 0% до 25%. Это прежде всего касается линейного персонала - грузчиков, кассиров, продавцов. Конечно, на этих должностях и раньше работали выходцы из стран ближнего зарубежья, однако их ритейлеры "брали в аренду" у сторонних компаний. Теперь государство упростило жизнь сетям. "При той демографии, которая сложилась в России, и при тех темпах роста национальной экономики, которые имеют место быть, без использования трудовых мигрантов представить себе современную розничную торговлю невозможно", - говорил президент группы "Дикси" и председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Якубсон.

Еще одно новшество, которое пока существует только в виде идеи, - разрешить ритейлерам продавать в своих магазинах ограниченный список лекарственных препаратов. В декабре Минпромторг подготовил перечень лекарственных средств, предлагаемых к свободной продаже, который включает 30 групп лекарств, в том числе препараты от насморка, кашля, головной боли, жаропонижающие, гормональные препараты. Предложенную Минпромторгом идею поддержала Федеральная антимонопольная служба. Минздрав же отметил, что продажа безрецептурных лекарственных средств в магазинах возможна только через лицензированные аптечные киоски.

Аптечные сети выступили против этого предложения. По их мнению, оно даст дополнительную материальную выгоду только неспециализированным магазинам и ставит аптеки в неравные условия с ритейлерами. Сами ритейлеры, конечно, выступают "за". Продажа некоторых лекарств в обычных магазинах будет выгодна потребителям, поскольку рост конкуренции в сфере торговли безрецептурными лекарственными препаратами приведет к снижению цен на них, говорил Илья Якубсон. С другой стороны, это выгодно и розничным сетям, поскольку позволит им расти и развивать свой бизнес еще в одном направлении, признал он.

Победой ритейлеров можно признать и согласие правительства изменить принцип налогообложения товарных потерь, которого, похоже, удалось добиться розничным компаниям. Ритейлеры не один год воюют с Минфином, отстаивая свое право не платить налог на прибыль с украденного, испорченного или съеденного в магазине товара. Осенью ритейлерам вроде бы удалось согласовать изменения в Налоговый кодекс, которые позволят им списывать потери в размере 1% от товарооборота. Однако процент потерь, который розничным компаниям разрешат не включать в налогооблагаемую базу, все еще остается предметом обсуждения.

Еще одна история с продолжением - согласие правительства и ФАС на повышение предельно допустимого рыночного порога ритейлеров. Действующий закон о торговле предусматривает, что розничные компании не могут приобретать конкурентов, строить или арендовать новые торговые площади, если их доля на локальном рынке достигла 25% от розничного оборота. Эта норма подвергалась особенно яростной критикой со стороны ритейлеров, а владелец "Магнита" Сергей Галицкий называл ее "запретом на профессию". В декабре первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что ритейлерам могут разрешить превышать 25%-ный порог, если они строят, приобретают или арендуют торговые помещения. ФАС, которая раньше неизменно оппонировала Минпромторгу, предлагавшему увеличить порог до 35%, не возражает. Однако речь должна идти только об однократном превышении допустимой рыночной доли и только путем органического роста, подчеркивали в антимонопольной службе.

Региональные сети, защищая свои рынки, хотят пожаловаться в правительство на эту инициативу. "За ней мы видим уши АКОРТ, если точнее - трех крупнейших компаний: Х5, "Магнита" и "Дикси", - говорил председатель координационного совета Союза независимых сетей, владелец калининградской розничной компании "Семья" Олег Пономарев. По его мнению, если норма о пороге доминирования будет либерализована, закон о торговле будет "выхолощен", а крупные сети смогут "рывком" увеличить свою долю с уже фактически достигнутых 25-30% до 50%.

Есть где развернуться

Битва за новые рынки набирает оборот. В 2012 году наметились несколько направлений, по которым движутся розничные сети в поисках покупателей. Для кого-то новым рынком становится Москва. Так, ритейлер "О`Кей", значительное количество магазинов которого расположены в Санкт-Петербурге, в конце лета заявил о намерении открыть 100 магазинов малого формата в Москве к 2016 году. Инвестиции в московскую сеть "О`Кей" оценил в $500 млн, первый магазин планируется открыть в 2014 году.

"Магнит", который первым из российских компаний начал активно осваивать небольшие города, сторонясь Москвы и Санкт-Петербурга, построит первый в Московской области распределительный центр и в следующем году удвоит количество магазинов в столичном регионе (сейчас их уже более ста). Кроме того, ритейлер ищет возможности для роста в Сибири, о чем свидетельствует открытие распределительного центра в Омске, состоявшееся в сентябре.

Попытку прорваться на рынок Сибири предприняла и Х5 Retail. Компания, считавшаяся когда-то главным консолидатором в отрасли, вела переговоры о покупке сибирской группы "Холидей", объединяющей сети "Кора", "Холидей классик", "Холидей дискаунтер", "Сибириада", "Палата" в Новосибирской, Томской, Омской, Кемеровской областях и Алтайском крае. ФАС одобрила сделку, однако она так и не состоялась. Опыт "неудачного шопинга" был и у "О`Кей", который отказался от приобретения сети "Миндаль" в Тольятти, не сумев договориться с ее владельцами. Зато нашелся покупатель на сеть гипермаркетов Real в нескольких странах, включая Россию. Немецкая Metro Group продает часть магазинов Real французской Auchan за 1,1 млрд евро.

Сделки M&A были и в секторе непродовольственной розницы: в начале года компания "Эльдорадо", принадлежащая чешской группе PPF и управляющая магазинами электроники и бытовой техники в России, приобрела сеть "Берингов" за $33 млн. Конкурент "Эльдорадо" ритейлер "М.Видео", напротив, делает ставку на органический рост и развитие мультиканальной системы продаж. Во второй половине года "М.Видео" запустил интернет-продажи за пределами Москвы, открыв онлайн-магазины в 16 городах. В 2013 году ритейлер планирует добавить в этот список еще как минимум 20 городов.

Не обошли Россию вниманием иностранные игроки. Финская группа Kesko, которая до недавнего времени была представлена на российском рынке только DIY-гипермаркетами "К-раута" и магазинами спортивных товаров Intersport, в 2012 году открыла свой первый в РФ продовольственный магазин. К 2017 году компания рассчитывает увеличить оборот сети до 500 млн евро. Немецкая Tengelmann Group, развивающая сеть DIY-гипермаркетов OBI, создала в России совместное предприятие, в рамках которого планирует открыть около 150 гипермаркетов к 2020 году. Однако достаточно скромные планы зарубежных компаний вряд ли изменят расстановку сил в российской рознице, считают аналитики.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Россия в декабре 2016 года вышла на первое место в мире по добыче нефтиРоссия в декабре 2016 года вышла на первое место в мире по добыче нефти
Саудовская Аравия опустилась на второе местоПодробнее
Билл Гейтс призвал обложить роботов подоходным налогомБилл Гейтс призвал обложить роботов подоходным налогом
Миллиардер уверен, что это послужит целям социальной справедливости и развития технологийПодробнее
Донбасс оказался крупнейшим экспортным рынком для российского пива и мясаДонбасс оказался крупнейшим экспортным рынком для российского пива и мяса
При этом в ДНР говорят, что ввозить российское мясо невыгодно, потому что контрабанда с остальной территории Украины обходится дешевлеПодробнее
Белоруссия купила 600 тыс. баррелей иранской нефтиБелоруссия купила 600 тыс. баррелей иранской нефти
Ранее Александр Лукашенко заявлял, что для замещения российской нефти страна ищет новых поставщиковПодробнее
Moody's изменило прогноз рейтингов РоссииMoody’s изменило прогноз рейтингов России
До сегодняшнего дня суверенные рейтинги России были "негативными"Подробнее
Дворкович попросил операторов ограничить рост тарифов из-за "закона Яровой"Дворкович попросил операторов ограничить рост тарифов из-за "закона Яровой"
Вице-премьер обратился к участникам рынка с просьбой не допустить повышения цен на услуги связи более чем на 5%Подробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи