2012: труба зовет

Есть обновление от 00:26

Расширение в уходящем году двух трубопроводных проектов привело к возникновению значительного профицита мощностей системы АК "Транснефть"

2012: труба зовет
Фото: Reuters

Москва. 29 декабря. INTERFAX.RU - Нефтяные компании и раньше могли выбирать, куда им выгоднее поставлять нефть - на запад или на восток, теперь же из-за увеличения пропускных возможностей магистральных нефтепроводов приоритет одного направления может привести к существенному росту цен на нефть из РФ на другом.

Проблемный терминал

Вторая очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), связывающая нефтепровод "Дружба" с российским морским портом на Балтийском море и позволяющая снизить транзитные риски, должна была заработать еще в конце прошлого года. В рамках проекта "Транснефть" построила магистральный трубопровод длиной 1 тыс. км и мощностью до 30 млн тонн нефти в год, две нефтеперекачивающие станции (НПС), а также нефтебазу Усть-Луга, реконструировала действующие НПС Унеча и Андреаполь.

Однако к назначенному сроку система не заработала, так как в порту Усть-Луга на причалах "Роснефтьбункера" (дочерняя структура нефтетрейдера Gunvor) N4 и N5 было обнаружено расхождение шпунтовой стенки, из-за чего начал вымываться песок и на объекте образовались провалы. Кроме того, были обнаружены проблемы с проведением дноуглубительных работ.

Работы по устранению проблем заняли почти четыре месяца, что обернулось для "Транснефти" соответствующими потерями из-за простоя уже готовой системы. В марте был осуществлен тестовый запуск БТС-2, и только в августе Ростехнадзор выдал официальное заключение "Роснефтьбункеру", согласно которому процесс мониторинга в порту Усть-Луга можно заканчивать и переводить терминал в рабочий режим.

Чтобы избежать появления возможных "подводных камней", в процессе дноуглубительных работ было принято решение о проведении еще и дноукрепительных. Пока терминал работает без проблем.

Несмотря на то, что в результате непредвиденной задержки объемы экспорта по БТС-2 в 2012 году составят менее 15 млн тонн вместо 20 млн тонн, западные соседи и европейские потребители уже высказали опасения в связи с возможным сокращением поставок нефти в Европу по "Дружбе".

Восток - дело тонкое

За несколько дней до нового года "Транснефть" запустила вторую очередь нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО-2), что позволит увеличить мощность системы и поставки российской нефти на азиатский и американский рынки.

Смесь "ВСТО" (ESPO) представляет собой малосернистую смесь нефти Восточной и Центральной Сибири с содержанием серы не более 0,75%. Этот сорт и экспортное направление в порт Козьмино являются премиальными для нефтяных компаний. Разница в цене с Приморском достигает $20 за тонну. Кроме того, нефть ВСТО торгуется с премией к сорту Дубаи. В перспективе этому сорту прочат большое будущее - он может стать бенч маркером и заменить, например, Brent или WTI. Однако, это возможно только после того, как объем перевалки нефти ВСТО в Козьмино будут достигать 30 млн тонн.

Пока же после ввода ВСТО-2 перевалка в Козьмино в 2013 году планируется на уровне чуть более 25 млн тонн На уровень 30 млн тонн планируется выйти в 2015 году. При этом Китай, который является вторым после Японии крупнейшим покупателем нефти в Козьмино, постоянно говорит о заинтересованности в увеличении поставок нефти из России.

В настоящее время по отводу от ВСТО на Китай в рамках 20-летнего контракта ежегодно поставляется 15 млн тонн нефти. Китайская сторона постоянно ставит вопрос об увеличении прокачки по этому направлению до 30 млн тонн. Несмотря на то, что "Транснефть" говорит о возможности увеличения поставок нефти в Китай только через порт Козьмино, соседи пытаются изыскать дополнительные каналы получения сырья из РФ.

Так, Китай хотел бы получать российскую нефть через казахскую трубопроводную системы Атасу-Алашанькоу. Казахстан даже установил для российских грузоотправителей льготный тариф на транспортировку сырья по этому маршруту. Однако ни одна из НК не возобновила отгрузки в этом направлении, хотя постоянно появляется информация о существующем интересе со стороны компаний из России.

Очевидно, что после запуска второй очереди дорогостоящего проекта - ВСТО-2 - России необходимо обеспечить окупаемость этого проекта путем его максимальной загрузки сырьем. Поэтому отвлечение нефти на альтернативные проекты, которые, к тому же связаны с транзитными рисками представляется нецелесообразным для "Транснефти", выручка которой в данном случае уменьшится, и для желающих использовать Атасу-Алашанькоу, видимо, придется использовать тяжелую артиллерию, привлекая административные ресурсы.

Когда в товарищах согласья нет

Неожиданный спор в этом году возник вокруг маршрута нефтепродуктопровода "Юг", проект строительства которого уже несколько лет лежит в ожидании утверждения правительством.

Проект "Юг" предусматривал строительство магистрального нефтепродуктопровода Сызрань-Саратов-Волгоград-Новороссийск для экспорта дизельного топлива Евро-5 в объеме до 8,1 млн тонн и поставки на внутренний рынок в объеме до 0,6 млн тонн. Протяженность трассы должна была составить 1,465 тыс. км. Конечным пунктом предполагались объекты "Транснефти" - перекачивающая база Грушовая с обеспечением отгрузки на причалах Шесхарис в Новороссийске.

Первоначально к этому проекту проявляли интерес "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", ТНК-BP, "Башнефть" и НПЗ в Краснодарском крае. Однако в этом году "Роснефть" обратилась к президенту РФ с просьбой включить в генеральный план развития "Транснефти" строительство продуктопровода от самарских заводов на туапсинский терминал, принадлежащий нефтяной компании.

По данным "Транснефти", для варианта с конечным пунктом в Туапсе протяженность маршрута составляет 1525 км, с двумя конечными пунктами в Новороссийске и Туапсе - 1681 км. Инвестиционные затраты в ценах 2012 года (с учетом затрат на внешнее электроснабжение) по варианту с завершением в Новороссийске составляют 111 млрд рублей, в Туапсе - 135,5 млрд рублей, с двумя конечными пунктами - 148 млрд рублей.

Пока гарантии по загрузке данного нефтепродуктопровода смог предоставить только "ЛУКОЙЛ". С "Роснефтью" возникли разногласия по источникам финансирования строительства. "Роснефть" хотела бы, чтобы "Транснефть" построила за свой счет. Но мы считаем это абсурдным, потому что строить нефтепродуктопровод только для одной компании, а там полторы тысячи километров, за счет "Транснефти" было бы не совсем эффективно", - пояснял президент трубопроводной монополии Николай Токарев.

Рабочая группа из чиновников и представителей нефтяных компаний при Минэнерго, созданная для выработки решений по данному проекту, пришла к выводу о преждевременности действий, пока компании не определятся с источниками финансирования проекта и гарантиями загрузки. В связи с этим вопрос о реализации "Юга" снят с проработки и, видимо, вновь отложен в долгий ящик.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Сбербанк уйдет из ряда европейских странСбербанк уйдет из ряда европейских стран
Это решение связано с оптимизацией бизнесаПодробнее
Отток средств клиентов из Бинбанка за месяц составил 56 млрд рублейОтток средств клиентов из Бинбанка за месяц составил 56 млрд рублей
Потребность в доформировании резервов у группы Бинбанка составляет 250-350 млрд рублейПодробнее
S&P понизило рейтинги Китая впервые с 1999 годаS&P понизило рейтинги Китая впервые с 1999 года
Рейтинговое агентство отмечает увеличение экономических и финансовых рисков в КНРПодробнее
"Онэксим" Прохорова продал "Сноб" его гендиректору"Онэксим" Прохорова продал "Сноб" его гендиректору
Это был последний российский медиа-актив группы, которая ранее продала РБК группе ЕСН Григория БерезкинаПодробнее
ЦБ вслед за "Открытием" санирует БинбанкЦБ вслед за "Открытием" санирует Бинбанк
Финансовое оздоровление будет проводиться через Фонд консолидации банковского сектораПодробнее
Бинбанк попросил помощи у государства. ОбобщениеБинбанк попросил помощи у государства. Обобщение
Специалисты говорят о перспективе увеличения государственной доли в банковском сектореПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи
Конференции