Коррупция ускоряет экономический рост

Экономисты изучили связь качества политических институтов с экономическим ростом и пришли к выводу, коррупция выгодна в краткосрочной перспективе, но зараженная ей экономика в случае любой неурядицы упадет сильнее

Коррупция ускоряет экономический рост
Фото: ИТАР-ТАСС

Кембридж, Массачусетс. 9 апреля. FINMARKET.RU - Одна из главных проблем изучения политики - вопрос о том, как пресловутые "институты" (упорядоченная система взаимодействия общества, бизнеса и государства) влияют на экономику. На этот счет среди экономистов мейнстрима есть консенсус - без институтов ничего хорошего с экономикой не будет.

Однако Работа Ланта Притчетта и Эрика Веркера доказывает, что скорость роста экономики действительно зависит от качества институтов, но совсем не так, как принято считать. Экономики с хорошими институатми растут медленнее, а пораженные коррупцией - быстрее.

Секрет богатства Европы и США заключается в том, что их институты обеспечили им стабильный, но медленный рост. Коррупция может, наоборот, ускорять рост, причем значительно, но они же делают экономику более уязвимой к изменениям конъюнктуры. Такие страны попадают в нечто вроде спирали: спады в них сменяются бурным ростом, бурный рост - спадами, но богатство в стране не появляется.

Это прежде всего касается стран, богатых природными ресурсами, но не имеющих надежных институтов, таких, как Россия. Элита, государство и бизнес в таких странах могут как бы вручную разогнать экономический рост, в том числе за счет коррупции, упрощающей, например, бюрократические процедуры, но потом заплатят за это. Любой внешний шок собьет такую страну с ног, рост в ней всегда будет оставаться волатильным.

Новейшая история России полностью подтверждает этот тезис. Кризис 2008 года чуть не убил российскую экономику - она упала на 9%, поставив печальный рекорд по глубине падения и среди стран "большой восьмерки", и среди стран "большой двадцатки".

Как институты связаны с ростом

  • В стране, где существует демократия и главенство закона, позитивный шок роста в долгосрочной перспективе приводит к тому, что эффективные и хорошо работающие институты становятся только лучше. В них в долгосрочной перспективе наблюдается благоприятная связь между развитием институтов, ростом и благосостоянием.
  • В странах с плохими институтами позитивный экономический шок не приводит к их улучшению. У стран есть выбор: улучшать институты в долгосрочной перспективе, либо оказаться в ловушке бедности.
  • В мире есть несколько стран, которые все-таки смогли улучшить свои институты, однако почти никто из них не смог сохранить сравнительно высокие темпы роста и при этом улучшить институты. Всего таких стран в мире девять: пять из них - это страны Европы, которым пришлось ускорить развитие после Второй мировой войны, остальные - Япония, Корея, Израиль и Чили.
  • Коррупция может значительно ускорить рост экономики, но она означает, что в стране отсутствуют единые правила игры для всех. Регулирование, в основе которого лежат не правила, а "сделки", подрывает создание правильных институтов, которые способствовали бы развитию. Итогом становится волатильный рост.
  • В таких странах элитам выгодно блокировать любые решения, направленные на улучшения качества институтов, например, снижение налогов. Такие системы в долгосрочной перспективе менее устойчивы.

Высокие темпы роста экономики не сделают страну богатой

Бизнесмены и политики волнуются лишь о том, что происходит в краткосрочной перспективе - рост за квартал, рост за год, рост в ближайшие 5-10 лет. Это искажает перспективу и не позволяет увидеть рост на длинной дистанции.

  • Важно не то, как быстро растут страны, а как долго они вообще могут расти. Большинство развитых стран стали богатыми, потому что в течение века их экономики показывали спокойный устойчивый рост. С 1870 года ВВП на душу населения в странах ОЭСР рос примерно на 2% в год. Сомали часто показывала темпы роста выше, чем Дания, но Дания, в отличие от Сомали, росла стабильно.
  • Уже 100 лет назад можно было довольно точно предсказать нынешний уровень доходов стран ОЭСР. Например, зная динамику роста ВВП Дании за 1890-1901 год можно с погрешностью в несколько процентных пунктов прогнозировать ее ВВП на душу населения в 2003 году. Средний рост с 1870 года по 2003 год был 1,94% против 1,93% в 1890-1915 годах.


Развитые страны растут медленно, но стабильно


  • Часть очень бедных стран тоже отличает стабильный долгосрочный рост экономики, просто это настолько маленький рост, что он не помог странам справиться с бедностью.
  • В 1960-м году ВВП на душу населения Южной Кореи был равен этому же показателю в Уганде, а в 2005 ВВП на душу населения Южной Кореи сравнялось с португальским. В этом случае сбалансированный рост выглядит так: бедная страна несколько десятилетий растет очень быстро.
  • В среднесрочной перспективе, то есть в течение 5-15 лет, важным являются не темпы роста, а их волатильность. Сегодня страна может расти очень быстро, а через 10 лет существенно замедлиться. Предсказать по нынешним темпам роста, как будет такая расти страна в десятилетней перспективе невозможно.

Чем Германия отличается от Камбоджи

Экономисты попытались найти модель, которая бы объясняла устойчивый рост. Причем их интересовали не просто темпы роста, а переход с одной модели роста на другую со всеми вытекающими последствиями.

  • Проиллюстрировать их идею можно на бытовых примерах. Если мы перевернем ведро с водой, эффект будет разным в зависимости от того состояния, в котором находится вода - пар, жидкость или лед.
  • Еще более нагляден пример с автомобилем: если вы включите передачу и нажмете на газ, то автомобиль поедет, а вот на "нейтралке" давить на газ бессмысленно. В каждый определенный период страна подобно автомобилю находится на какой-то "передаче", то есть на каком-то этапе развития. Средние темпы роста показывают, как долго страна оставалась на той или иной передаче.
  • Экономисты подсчитали для большинства стран мира темпы роста за пять лет, а затем распредели их по разным сегментам - высокие, низкие и средние темпы роста.
  • Долгосрочные темпы роста у Ганы или Великобритании, Германии или Камбоджи похожи. Отличие в другом: Великобритания росла постепенно, а Гана пережила бум в 1962-1970-х годах, затем в середине 1970-х годов случились коллапс и стагнация, рост возобновилсялишь 20 лет спустя.


Рост Великобритании был средним, но постоянным



Гана постоянно "переключала передачи"


  • Германия в 100% случаев росла со скоростью 0-4%, а вот у Камбожди динамика была разнообразнее: в 30% эпизодов в стране была рецессия, в 40% случаев рост был выше 4%, а в 30% - рост был средним.


Средние темпы роста Германии и Камбоджи равны


Почему страны 100 лет топчутся на одном месте

Все страны мира можно разделить на несколько групп:

  • Стабильные, умеренно растущие страны. В эту категорию попали почти все страны ОЭСР, а также несколько развивающихся стран, например, Колумбия или Турция.
  • Страны больше половины временных периодов, проведшие в состоянии рецессии или стагнации. Из 120 стран мира в эту категорию попало 21 государство: страны Африки, нефтяные державы вроде Саудовской Аравии или Кувейта, страны, пострадавшие от войн и конфликтов, например, Ирак и Афганистан.
  • Страны, которые больше половины временных промежутков росли на 4% и более. Это всего 8 стран, все они находятся в Азии, кроме африканской Ботсваны.
  • Есть группа стран, которую постоянно кидает то в жар, то в холод: больше 10% эпизодов - в состоянии или бума, или стагнации. Таких стран в мире 30.
  • Остальные страны просто плывут по течению: Бразилия с 1966 года по 1980 год была одной из самых быстрорастущих стран мира, но в 1980-2000 годах ее рост резко замедлился; Кот-Д'Ивуар рос в 1960-1978 годы на 3,2% в год, а затем в течении 18 лет экономика страны сокращалась примерно на 7% в год; в 1950-1974 годы Венесуэла росла на 2,8%, а затем в течение 29 лет падала примерно на 1,5% в год.

Институты не ускоряют экономику, они помогают ей стабильно расти

Темпы роста связаны не с фундаментальными экономическими факторами, а с "режимами" - то есть политикой, социальными факторами, структурой организации производства и рынка труда. Институты не гарантируют, что экономика будет полвека расти со скоростью 10% в год. Они гарантируют, что она будет расти, а если что-то случится, не упадет слишком сильно.

  • Ключевое различие между развитыми и развивающимися странами - устойчивость первых к экономическим шокам, которые могут привести к спаду.
  • Обычно развивающиеся страны растут в среднем на 1,5 п.п. в год быстрее, чем развитые. Но и периоды спада в них куда глубже (в среднем на 2,23 п.п. в год), чем у развитых стран.
  • Именно это и нужно объяснять слабостью институтов: бурный рост без институтов приводит к образованию пузырей и разрывов.
  • Четко прослеживается взаимосвязь между качеством институтов и уровнем благосостояния общества, а не между качеством институтов и ростом. Обычно страны со слабыми институтами испытывают значительное разнообразие темпов роста экономики.
  • Интересно, что и быстрорастущие страны вроде Китая и Индии, и страны, находящиеся в стагнации, вроде Бразилии, имеют очень средние оценки по показателю качества институтов.


Чем лучше институты, тем стабильнее рост


  • Это же касается демократий и автократий. Демократии чаще растут стабильно, а темпы роста автократий резко меняются.
  • Если посмотреть на темпы роста стран с 1980 по 2008 годы, разделив их на демократии, автократии и страны, застрявшие между двумя формами правления, то можно увидеть заметную разницу. Разницы в средних темпах роста почти нет, но отклонение от средней составляет 3,5 для автократий против 1,4 для демократий. У автократий больше шансов пройти через стадию быстрого роста, но и больше шансов оказаться в глубоком кризисе.


Средние темпы роста в демократиях и автократиях похожи



Но в автократиях рост значительно волатильней



Коррупция повышает волатильность роста экономики


При этом качество институтов влияет на рост лишь в долгосрочной перспективе, в кратко- и среднесрочной перспективе по ним определить динамику роста невозможно. Прямой корреляции между ними и ростом нет.


Улучшение качества институтов не ускоряет рост



Но все богатые страны имеют хорошие институты


/Финмаркет/

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
"Аэрофлот" назвал низкую загрузку бортов дополнительным фактором массовой отмены рейсов"Аэрофлот" назвал низкую загрузку бортов дополнительным фактором массовой отмены рейсов
В авиакомпании подчеркнули, что определяющим этот фактор не являетсяПодробнее
"Газпром" подписал контракт на строительство первой морской нитки "Турецкого потока""Газпром" подписал контракт на строительство первой морской нитки "Турецкого потока"
Компания Allseas должна будет уложить по морскому дну более 900 км газопровода, используя крупнейшее в мире строительное судноПодробнее
Консорциум Glencore и Катарского суверенного фонда купил 19,5% акций "Роснефти"Консорциум Glencore и Катарского суверенного фонда купил 19,5% акций "Роснефти"
О завершении сделки по приватизации глава "Роснефти" Игорь Сечин доложил Владимиру ПутинуПодробнее
"Роснефть" разместила бонды на 600 млрд рублей"Роснефть" разместила бонды на 600 млрд рублей
Состоявшееся размещение участники рынка называли нерыночной, клубной сделкойПодробнее
Путин согласовал с российскими НК решение о сокращении нефтедобычиПутин согласовал с российскими НК решение о сокращении нефтедобычи
По словам пресс-секретаря президента, это решение принесет доходы и стране, и самим нефтяным компаниямПодробнее
"Нафтогаз" снова потребовал от "Газпрома" отменить правило "бери или плати""Нафтогаз" снова потребовал от "Газпрома" отменить правило "бери или плати"
Украинская сторона также настаивает на выгодной цене и гарантиях отсутствия поставок на территорию самопровозглашенных ДНР и ЛНРПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи