ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 11:30

Самые богатые получают все

Экономика США и американская поп-индустрия похожи: 1% избранных - наследственные миллионеры и самые популярные артисты - получают львиную долю доходов, тогда как большинство становится все бедней. 1% избранных тормозит экономику, возводя вокруг гетто для большинства

Самые богатые получают все
Фото: Reuters

Вашингтон.17 июня. FINMARKET.RU - Американская поп-индустрия - это экономика США в миниатюре, считает председатель Совета экономических консультантов при президенте США Алан Крюгер.

  • Последние полтора десятилетия музыкальный мир живет по принципу "победитель получает все". Самым известным исполнителям достается большая часть прибыли всей индустрии

Самые популярные артисты забирают львиную долю доходов

  • Доля доходов за концерты, которые получает 1% суперзвезд, за последние 30 лет удвоилась.
  • При этом сами доходы значительно выросли

Доходы 1% артистов растут значительно быстрее инфляции

С начала 1980-х общий уровень инфляции в США составил около 150%, а стоимость концертных билетов увеличилась почти на 400%.

Что произошло?

Технологические изменения превратили поп-индустрию в конвейер по производству суперзвезд. Запись компакт-дисков и массовое производство музыкальных плееров позволили самым успешным исполнителям работать на все более широкую аудиторию.

  • Свою роль сыграла и глобализация экономики. Услышать новый хит популярной группы можно практически в любой точке мира.
  • Но достижения в области технологий также произвели неожиданный эффект. Музыкальные записи стало легко и дешево распространять, и это привело к появлению новой индустрии музыкальных пиратов. Нелегальное копирование отрицательно сказалось на доходах лучших исполнителей и заставило их поднять цены на живые выступления.
  • Особенность поп-экономики состоит в том, что большую роль в достижении успеха играет удача. А когда группа или певец получают известность, удерживаться наверху им помогает стадное чувство.
  • Эксперимент, проведенный социологами Мэттом Салгаником и Дунканом Уоттсом, показывает, что чем более знаменит исполнитель, тем больше потребителей готово платить за его музыку.
  • Ученные разместили 48 композиций в музыкальной онлайн-библиотеке и предложили участникам эксперимента скачать по одной песне. Напротив каждой композиции была информация о количестве скачиваний. Таким образом, испытуемые могли судить о ее популярности. Первой группе участников показывали реальные результаты. Вторая группа стала жертвой обмана ученых: самую популярную песню поставили в конец списка, а наименее скачиваемую - в начало. В результате в группе с перевернутой реальностью у непопулярных, но помещенных вверх песен счетчик загрузок рос быстрее, чем у популярных песен, оказавшихся внизу рейтинга.

По таким же законам живет и вся экономика США.

  • Самые обеспеченные семьи увеличивают свои доходы быстрее всех

1% богачей за 30 лет удвоил долю в национальном доходе

  • За последние 30 лет 1% самых богатых семей удвоил долю доходов. Если в 1979 году им доставалось 10% национального дохода, то в 2011 году - уже 20%.
  • Похожие тенденции прослеживаются в других развитых странах.

США и Великобритания - рай для 1% богачей

  • Благосостояние богатых так же растет в Великобритании, Франции и Швеции. Но не во всех странах неравенство увеличивается так стремительно. Например, в Швеции доля самого состоятельного класса в национальном доходе увеличилась всего на 3% - с 4% в 1980 г. до 7% в 2011 году.
  • И так же, как и в музыкальной индустрии, в глобальной экономике есть фактор успеха. Он тоже сильно зависит от обстоятельств, в которые человек попал при рождении. Например, от образования. Чем оно качественней и дороже, тем большим будет доход.
  • Исследование однояйцевых близнецов показывает, что близнец, получивший высшее образование, как правило, зарабатывает больше, чем его брат с низким уровнем образования.

Возможность дать ребенку высшее образование - главное оружие 1% богачей

  • В среднем, 4 дополнительных года обучения дают 60-процентную прибавку к зарплате.
  • В глобальной экономике так же действует правило "победитель получает все".

Доходы топ-менеджеров ушли в отрыв

  • В 1965 г. генеральный директор в среднем зарабатывал в 18 раз больше, чем средний работник. Сейчас доходы топ-менеджеров превышают доходы их подчиненных более чем в 200 раз.
  • Такой разрыв в доходах и зависимость успеха от стартовых условий замедляет экономическое развитие.
  • Лауреат Нобелевской премии по экономике и профессор Колумбийского университета Джозеф Стиглиц в своей книге "Цена неравенства" утверждает, что Америка из страны возможностей превратилась в классовое общество, похожее на Европу 19 века.
  • Алан Крюгер сравнивает современное положение классов в США с двадцатыми годами прошлого века.
  • Взгляд список 400 самых богатых американцев а подтверждает этот вывод: в нем все больше богатых наследников.

Впрочем, в США находятся и защитники 1% самых богатых семей.

Грег Мэнкью, профессор Гарварда, председатель Совета экономических советников президента Джорджа Буша-младшего:

"Представьте себе совершенно равноправное общество, где экономика является абсолютно эффективной, и у каждого есть одинаковое количество денег. Что произойдет, когда появится кто-то умнее, чем все остальные? Он попросту не сможет ничего сделать в мире равных возможностей. Экономическое равенство приведет к тому, что экономика не будет работать.

И хотя разрыв в доходах - это печально, он является результатом того, что 1% населения изначально умнее и талантливее остальных."

Понятно, что сам Мэнкью происходит из состоятельной семьи, которая отправила его учиться в элитную школу.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });