Страх и авторитаризм российских учителей

Российские учителя никогда не чувствуют себя в безопасности и не получают удовольствия от жизни. Они не желают ни свобод, ни успеха и карьерных достижений, выяснили ученые из ВШЭ

Страх и авторитаризм российских учителей
Фото: РИА Новости / Артем Житенев

Москва. 28 июня. FINMARKET.RU - Учителя являются не только носителями предметных знаний, но и агентами воспитания и моральным образцом для детей. Раньше на формирование ценностей школьников влияли их религиозная принадлежность и социальный статус родителей, но в современном мире школа в вопросе воспитания подростков гораздо важнее семьи и церковной кафедры.

Учителя и их настроение, ценности, личные установки, таким образом, влияют не только на учеников, но и на общество, частью которого они должны стать, получив аттестат.

Ольга Грязнова из Лаборатории сравнительных исследований массового сознания Высшей школы экономики сравнила базовые ценности российских учителей и их коллег из 54 стран мира. Цель исследования - получить достоверный портрет российского учителя и понять, чем он отличается от своего бразильского или китайского коллеги. Были проведены опросы учителей из Европы (от Франции до Словакии и Македонии), стран Ближнего Востока, Азии (Индия, Тайвань, Китай, Япония), Африки (Намибия, Гана, Зимбабве). Всего изучены анекеты десяти тысяч респондентов из 55 стран мира.

В исследовании сравниваются значения десяти ценностных индексов (в том числе благожелательность, традиция, гедонизм, самоутверждение, забота о людях и природе) для российских учителей и проанализировано их положение на "ценностной карте" мира.

Страшно, аж жуть

Беспрецедентную важность для россиян имеет безопасность - личная, семейная, национальная. При этом у российских учителей напрочь отсутствует позитивное отношения к жизни и стремление к чему-то большему. Это же можно отнести и ко всем россиянам, но учителя, согласно данным исследования, ярче всего демонстрируют эти черты личности, считают в ВШЭ.



  • Безопасность - индекс, включающий в себя стремление к социальному порядку, национальной безопасности, безопасности семьи, к чистоте. Он оказался для российских учителей более значимым, чем для их зарубежных коллег. Россия делит с Египтом второе место по величине этого показателя после Эстонии.
  • Индекс "конформность" объединяет такие ценности, как вежливость, сдержанность, уважение старших, исполнительность и следование долгу. Большие значения показателейу учителей из африканских и азиатских стран, меньшие - у западноевропейских, а также у Японии, Китая и Мексики. Россия в этом списке занимает центральное положение.
  • В индекс "традиция" входят уважение обычаев, скромность, умеренность, принятие жизни такой, какая она есть, религиозность. В странах Африки, Азии и Латинской Америки эти качества у учителей наиболее развиты, а в западноевропейских странах - почти не развиты. Россия находится в нижней трети списка, ближе к европейским странам. Меньше россиян традиции ценят педагоги из Дании и Китая.
  • На основании ценностей свободы, творчества, независимости, самостоятельности при постановке жизненных целей и любознательности конструируется индекс "самостоятельность". По его величине Россия, как и в большинстве случаев, находится посередине списка. В западноевропейских, некоторых средиземноморских странах и Японии значения этого индекса оказались выше, а у большинства азиатских и ближневосточных стран - ниже, чем в России.
  • По значимости индекса "риск-новизна", отвечающего за захватывающую и разнообразную жизнь, Россия тоже середнячок. К разнообразию в жизни больше, чем россияне, стремятся учителя из Дании, Швейцарии, Франции, Финляндии и Южной Кореи, а меньше - из Чили, Венесуэлы, Ганы, Египта, Словакии, Македонии, Кипра и Турции.
  • Гедонизм - индекс удовлетворения желаний, наслаждения жизнью и делания приятных вещей. Россия оказалась в самом низу (на 46-м месте), преимущественно среди азиатских стран. Ниже только Гана и Боливия.
  • Благожелательность аккумулирует в себе ценности верности, честности, деятельности на благо других, ответственности и способности прощать. Более высокие показатели по сравнению с Россией имеют Норвегия, Германия, Дания, Италия и Чили, а более низкие - преимущественно азиатские страны, а также Иордания, Турция, Македония и Болгария.
  • Равенство, мир на земле, гармония с природой, мудрость, мир прекрасного, социальная справедливость, терпимость к различиям в идеях и убеждениях, защита природы включены в индекс "универсализм". По нему Россия занимает 35 место, такие ценности характерны для учителей из скандинавских, западноевропейских, некоторых средиземноморских, латиноамериканских стран и Канады.
  • Ориентация на успех, усердную работу, стремление к влиятельности, эффективности и достижению целей преобразуются в индекс "достижения". По величине этого индекса российские учителя находятся на 51-м месте.
  • Стремление к власти, богатству, авторитету и репутации составляют индекс "Власть-Богатство". Здесь российские учителя ближе к лидерам - на 13-м месте. Этот комплекс ценностей сильно важнее только для учителей из Китая и Македонии.
  • Россия находится в середине шкалы по уровню заботы о людях и природе. Чаще ее склонны проявлять учителя во всех скандинавских странах, большинстве западноевропейских, некоторых средиземноморских странах.
  • Самоутверждение на работе в большей мере присуще учителям из Африки, большинства стран Азии и Ближнего Востока, а также из Болгарии и Македонии.


  • Россия больше среднего смещена в сторону сохранения старых укладов. Еще консервативней учителя Кипра, Боливии, Египта, Индонезии, Сингапура и Ганы.
  • Более открыты к изменениям все западноевропейские и скандинавские, некоторые средиземноморские и англосаксонские страны, а также Аргентина, Китай и Япония. С 30 другими странами у России нет различий- это Африка, Латинская Америка, Ближний Восток.
  • Внутри БРИК российские учителя больше всего похожи на бразильских. Учителям из Индии в большей степени важно самоутверждение, а педагогам из Китая - и самоутверждение, и открытость.

Николай Волгин, заведующий кафедрой труда и социальной политики Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, академик (действительный член) РАЕН

"Пирамида Маслоу говорит нам о том, что человек имеет первичные потребности в жизни, питании и воде. Следующей ступенью является безопасность, а самая высшая ступень - самореализация. И в различных странах не только учителя, но и представители других профессий находятся на разных уровнях: где-то до сих пор потребности в жизни и еде остаются главенствующими - это страны с низким уровнем жизни, а где-то в развитых странах приоритеты граждан заключаются в самореализации.

Нет ничего удивительно, что Россия находится именно на таком уровне. Мы преодолели потребность первого уровня - в еде и жизни, но потребность в безопасности - личности, семьи, труда - остается самой важной. Успех - удел стран с высокоразвитой экономикой, с развитым обществом.

Естественно, такие учителя выдают продукт, адекватный уровню своего развития и своей степени значимости. Мы не можем готовить учеников, когда отсутствует потребность в самореализации, нет стремления к успеху.

Понятно, что надо повышать зарплаты учителям, повышать престиж профессии, но самое главное - нужно развивать экономику. Только это сможет подвинуть нас с потребностей безопасности до потребностей более высокого уровня, до самореализации".

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Президент увидел небольшой экономической рост в РоссииПрезидент увидел небольшой экономической рост в России
Президент поставил задачу к 2020 году вывести экономику РФ к темпам роста выше мировыхПодробнее
Шувалов пообещал не сливать Минэкономразвития с МинфиномШувалов пообещал не сливать Минэкономразвития с Минфином
Первый вице-премьер представил нового главу министерства экономического развития коллективуПодробнее
Индекс ММВБ обновил исторический максимумИндекс ММВБ обновил исторический максимум
Индикатор превысил отметку в 2108 пунктов на фоне выросшей нефти и укрепления рубляПодробнее
Страны ОПЕК договорились о сокращении добычи на 1,2 млн баррелей в суткиСтраны ОПЕК договорились о сокращении добычи на 1,2 млн баррелей в сутки
Входящие в картель страны снизят добычу до 32,5 млн баррелейПодробнее
Путин назначил нового министра экономического развитияПутин назначил нового министра экономического развития
Им стал Максим Орешкин. Ранее он занимал должность замминистра финансовПодробнее
Министр нефти Ирака заявил о договоренности стран ОПЕК о снижении уровня добычиМинистр нефти Ирака заявил о договоренности стран ОПЕК о снижении уровня добычи
В Саудовской Аравии утверждают, что от России картель также ждет сокращения добычи, а не заморозки ее на текущем уровнеПодробнее
Новости в разделах
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи