ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 15:38

Железная дорога: рынок бьется за металл

Российский рынок железнодорожных перевозок с началом лета вырос. Рост произошел, в том числе, за счет подъема перевозок черных металлов. Эксперты ждут сохранения этого тренда

Железная дорога: рынок бьется за металл
Фото: РИА Новости, Сергей Венявский

Москва. 1 августа. INTERFAX.RU - С началом лета российский рынок железнодорожных перевозок наконец преодолел "психологический" рубеж в 3%, на которые отставал от уровня 2012 года. В числе новых драйверов, в частности, оказался сегмент черных металлов и отрасли, ориентированные на эту сферу, - причем увеличение перевозок отмечалось внутри страны. Эксперты ждут сохранения этого тренда, а на его фоне - расширения поставок руды на внутренний и внешний рынки.

Экспортный поток

За июнь российский рынок грузовых железнодорожных перевозок отвоевал целый процентный пункт по сравнению с майскими показателями, сократив отставание "месяц к месяцу" с 3,9% до 2,8%. Полноценным восстановлением это пока назвать нельзя, но ситуация с грузовой базой однозначно несколько улучшилась, считают эксперты. "Можно говорить о росте грузовых перевозок, в основном, за счет экспорта угля, развития нефтехимической отрасли и начавшегося подъема перевозок черных металлов", - отметил в беседе с корреспондентом "Интерфакса" аналитик ООО "Объединенная вагонная компания" (ОВК, актив группы "ИСТ") Григорий Иванов. При этом сезонное сокращение перевозок угля компенсировалось сезонным же увеличением транспортировки строительных материалов.

Впрочем, если взглянуть на структуру перевозок, то можно увидеть, что в основе роста - увеличение экспорта грузов. Объемы транспортировки на этих направлениях по итогам июня лишь на 0,5% не дотягивали до уровня того же месяца 2012 г., тогда как еще в мае разрыв составлял 3,1%. Именно экспортные перевозки угля за рубеж на фоне роста спроса в КНР и Великобритании, а также развитие нефтехимического производства в России стали основными драйверами роста показателей, отмечает Иванов.

"Восстановлению рынка внутренних перевозок мешала конкуренция российских производителей строительных материалов с импортом, а также сезонное снижение потребления угля", - считает представитель ОВК. В свою очередь, начальник управления маркетинга ООО "Трансгарант" (актив группы FESCO) Александр Метелкин полагает, что снижение темпов роста внутренних перевозок вызвано общим замедлением роста российской экономики. "Например, промышленное производство в РФ в июне выросло лишь на 0,1% по сравнению с тем же месяцем 2012 г., а если сравнивать с маем этого года, то на 0,9%. Это не может не влиять на внутренние перевозки, которые и показывают слабую динамику", - отмечает он.

Ростки роста

На этом фоне российская металлургическая отрасль в июне обеспечила устойчивый спрос на внутренние перевозки. "Наблюдается рост как в секторе изделий для (инфраструктурного - ИФ) строительства (рельсы), так и в промышленном секторе", - уточняет Иванов. Объем транспортировки черных металлов внутри страны по итогам последнего месяца I полугодия уже на 3,8% выше (для сравнения: в мае 2013 г. на 2,7% превышала показатели мая 2012 г.). Рост производства черных металлов для внутреннего потребления подстегивает и перевозки железной руды, указывает эксперт.

В то же время перевозки черных металлов за рубеж восстанавливаться не спешат. В абсолютном выражении их объем уже второй месяц подряд остается на 12,5% ниже уровня того же месяца прошлого года. "По всем крупным экспортерам происходит снижение перевозок: цена на сталь в течение первого полугодия снизилась до уровня $500 за тонну, потеряв $80, что является минимумом за посткризисный период", - поясняет глава департамента маркетинга и аналитических исследований Brunswick Rail Андрей Цыганов.

Падение экспорта происходит на фоне роста производства черных металлов у основного потребителя - КНР, также указывает Иванов. В то же время именно это является драйвером для увеличения транспортировки руды в эту страну. Рост обеспечен увеличением экспорта в Китай, соглашается Цыганов, добавляя, что цены на руду в I полугодии были постоянны в диапазоне $105-115 за тонну. При этом перевозки смещаются на сухопутные маршруты. "ОАО "Российские железные дороги" не делает тарифных скидок на перевозку руды в порты Дальнего Востока, поэтому руду выгоднее везти по суше", - отмечает Иванов.

Спрос на энергоносители

Что же касается перевозок энергоносителей, в первую очередь определяющих общую динамику рынка, то они существенного изменения не претерпели. В сегменте транспортировки угля произошла лишь небольшая коррекция после нескольких месяцев опережающего роста. Свою роль, по мнению Цыганова, сыграла ценовая конъюнктура. "В течение первого полугодия цены на уголь опустились до уровня $74 за тонну, в то время как в январе-июне прошлого года находились в диапазоне $90-120", - отмечает он.

Цыганов подчеркивает, что общее увеличение перевозок было обеспечено исключительно благодаря экспортному потоку в Китай, Японию и страны Евросоюза. "Внутренние перевозки стагнируют из-за системного перехода электроэнергетики на газ", - полагает Иванов. "У российских производителей угля большие планы по развитию месторождений, поэтому производители могут увеличивать поставки, только продав уголь на внешнем рынке, несмотря на то, что его стоимость снижается", - считает Метелкин. В итоге по сравнению с июнем 2012 г. в июне 2013 г. внутренние перевозки угля упали на 8,5%.

Устойчивый спрос со стороны КНР и Великобритании обеспечивает рост перевалки в портах, также отмечает Иванов: в июне 2013 г. она была на четверть выше, чем в том же месяце 2012 г. По мнению эксперта, ориентация угольных грузопотоков на порты может сохраниться в связи с активной приватизацией стивидорных компаний. "Ключевые угледобывающие компании уже запасаются такими активами: "Мечел" купил долю в "Ванино", "Сибирская угольная энергетическая компания" - в ОАО "Мурманский морской торговый порт" , - напоминает Иванов.

Точечный рост отмечается и в некоторых сегментах перевозок нефтепродуктов. В частности, в первом полугодии увеличился экспортный грузооборот мазута и бензина, отмечает Цыганов. Росли в январе-июне и перевозки сжиженного углеводородного газа - как во внутреннем, так и в экспортном направлениях. В то же время сократилась отправка сырой нефти по железной дороге в Китай (в связи с запуском трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан"). Хотя развитие нефтедобычи в Казахстане заметно подстегивает транзит нефтепродуктов, отмечает Иванов.

Тенденции

Небольшой подъем вновь наметился и в сегменте перевозок строительных грузов: сезонный рост поддерживается увеличением темпов строительства в России (особенно в центральном регионе), считает представитель ОВК. Однако объем транспортировки внутри страны, напротив, сокращается. Иванов в числе причин видит усиление конкуренции российских производителей нерудных материалов (в основном, с Северо-Запада РФ) с украинскими за центральные регионы России: стоимость доставки у них практически одинаковая. Завершились стройки в Татарстане, подходит к концу строительство Олимпийских объектов в Краснодарском крае, что, несомненно, сокращает спрос на внутрироссийские перевозки строительных грузов, считает Метелкин.

Начало замедляться и падение транспортировки зерновых, в том числе - в России. "Лето - сезонный минимум внутренних перевозок (собранное в прошлом году зерно, как правило, уже развезли по потребителям), поэтому влияние неурожая 2012 года ослабевает", - отмечает Иванов. Кроме того, Метелкин указывает и на ценовой фактор. "На фоне благоприятных прогнозов сбора в 2013-2014 гг., в конце июня в России экспортные цены на зерно нового урожая снизились из-за падения котировок пшеницы и ячменя на мировых рынках", - считает он. Из-за дефицита зерна в конце 2012 - начале 2013 гг. цены на пшеницу выросли до $350 за тонну, а в июне упали до $280, что в среднем выше уровня 2012 г. на $30, напоминает Цыганов.

В сегменте удобрений сокращаются экспортные перевозки. Иванов связывает это с "коррекцией поставок в КНР из-за роста запасов в стране". "В июне цена на нитрат аммония снизилась до $250 за тонну, в то время как в марте была на уровне $350 за тонну", - также отмечает Цыганов.

Прогнозы

Говоря о динамике перевозок в будущем, РЖД все же не теряют оптимизма, а июльские показатели поддерживают эти надежды. Месяц назад глава центра фирменного транспортного обслуживания монополии Елена Кунаева говорила "Интерфаксу", что в июле ожидает объем погрузки на 2,8% меньший, чем в том же месяце 2012 года. Однако по факту показатель снизился лишь на 2,2%. А президент РЖД Владимир Якунин в среду выразил надежду, что в августе это отставание сократится до 1,5% (в июне оно составляло 2,9%). "Что получится по концу года, прогнозировать сложно. Мы хотели бы подтянуть погрузку, чтобы выйти если не вровень с прошлым годом, то хотя бы чтобы это отставание было меньше, чем сейчас", - также отмечал в этой связи топ-менеджер.

По мнению экспертов, сохранятся и наметившиеся точки внутреннего роста. "Мы ожидаем дальнейшего роста перевозок строительных материалов, поставок черных металлов на внутренний рынок и руды на внутренний и внешний рынки", - говорит, в частности, Иванов. Также продолжит увеличиваться экспорта угля, наметился рост потребления цемента. "Как правило, летом растут перевозки строительных грузов, а перевозки угля снижаются. Поэтому увеличение перевозок будет определяться тем, скомпенсирует ли спрос со стороны строительной отрасли снижение перевозок угля", - добавляет Цыганов.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });