Победе Меркель мешают пираты и враги еврозоны

Сторонники выхода Германии из зоны евро - партия "Альтернатива для Германии" и враги интеллектуальной собственности из "Партии пиратов" могут смешать все карты Ангеле Меркель на выборах, которые пройдут в Германии через 10 дней

Победе Меркель мешают пираты и враги еврозоны
Фото: Reuters

Берлин. 11 сентября. FINMARKET.RU - Через несколько лет 22 сентября 2013 года будут называть днем, когда немецкая политическая система, наконец, перестанет быть биполярной. Согласно опросам, Свободная демократическая партия, поддерживающая канцлера Ангелу Меркель и ее партию "Христианско-демократический союз", может не набрать 5%, требуемых для прохождения в парламент. Это означает, что у ХДС больше не будет верного союзника в парламенте, а это затруднит принятие единых решений в общеевропейских делах. Теперь достижение консенсуса потребует политических трюков и уловок от сторон.

Жесткая немецкая конкуренция

Традиционно популярности Меркель, ее рекордного опыта и традиционного консерватизма немецких избирателей хватало для того, чтобы сохранить место консервативного канцлера у власти.

Недавний опрос, проведенный Алленсбахским институтом демоскопии показал, что немцы даже не задумывались о том, что эти выборы могут имеет какое-то значение. Большинство уверено в безоговорочной победе Меркель (63%), и только одна треть респондентов выступает за изменения в правительстве.

Тогда почему экономисты Deutsche Bank утверждают, что исход выборов не предрешен? Почему вообще стоит беспокоиться о том, что даже сами избиратели событием не считают?

  • Изменить перевес сил на политической арене могут поправки в законодательство о выборах. Немецкая избирательная система называется "персонализированной пропорциональной": все 598 депутатов Бундестага избираются на пропорциональной основе по партийным спискам, но личный состав половины из них определяют сами избиратели.
  • Для этого каждый избиратель на выборах отдает два голоса: "второй" (Zweitstimme) за партийный список и "первый" (Erststimme) за депутата в своем одномандатном округе.
  • Может получиться так, что партия получит больше "прямых" мандатов, чем ей положено по пропорциональному распределению. В таких случаях партии позволяют сохранить все выигранные кресла - "дополнительные" мандаты (?berhangmandate).
  • Выборы 2013 года будут отличаться от предыдущих. С сентября 2012 года правительство и оппозиция договорились ввести "компенсационные" мандаты (Ausgleichsmandaten), чтобы уравновесить "дополнительные".
  • Ключевым фактором на этих выборах будет количество "вторых" голосов - за партийные списки, а не за конкретных депутатов.
  • Количество их голосов оставалось на уровне 50% с 1953 по 1990 годы, а к 1998 году снизилось до 41%. Позже к 2002 году оно восстановилось до 45-46% и до 48,4% в 2009 году.
  • Последние опросы свидетельствуют о том, что 7-9% голосов может быть отдано за те партии, которые могут не преодолеть барьер и не быть представленными в парламенте.
  • Это означает, что 45,5 - 46,5% голосов может на этот раз хватить для того, чтобы получить большинство в парламенте.
  • Очевидно, что всё идет к многопартийной системе с пятью или шестью основными партиями. Если считать "Христианско-демократический союз Германии" и "Христианско-социальный союз" как отдельные партии, то их будет уже шесть.
  • Кроме них в выборах будут участвовать и две небольшие новые партии: "Партия пиратов Германии" и "Альтернатива для Германии".


  • Такого многообразия не наблюдалось давно: до 1982 года в Германии было только три партии, к 1998 году четвертой стали "Зеленые", в 1998 году также появилась "Левая партия".
  • Если "Альтернатива для Германии" войдет в парламент, то вероятно, заберет часть избирателей у правоцентристской коалиции ХДС/ХСС при голосовании по партийным спискам. Из-за этого правоцентристы могут не получить большинство.
  • Если по результатам выборов правоцентристская коалиция получит меньше мандатов, чем сейчас, то варианты формирования нового правительства резко сузятся - ХДС/ХСС придется пойти на союз с социал-демократами или "зелеными".



Эксперимент или затишье

Если нынешняя коалиция не сможет получить большинство мест в парламенте, то создание нового правительства будет далеко не простым делом. В целом существуют лишь две основные политические схемы, как правительство Германии может работать после выборов - создать коалицию ХДС/ХСС с "Зелеными" или ХДС/ХСС с "Социал-демократической партией", которая потерпела поражение на прошлых выборах.

1. Союз с "СДПГ": без резких движений

  • Германия должна оставаться экономически сильной, чтобы и дальше служить якорем еврозоны.
  • Для этого требуется больше государственных инвестиций и некоторые дополнительные целевые трансфертные платежи из бюджета.
  • Коалиция будет стремиться к сбалансированному бюджету и сконцентрируется на создании новой финансовой структуры на федеральном уровне, которая должна быть представлена в 2020 году.
  • Политический климат для глубоких реформ в системе социального обеспечения, на рынке труда и образования еще не создан. Этот вопрос встанет только к следующим выборам.
  • Стороны вряд ли смогут договориться о новых налогах и могут допустить ошибки на рынке труда .
  • Союз ХДС/ХСС и "СДПГ" вернет в кабинет бывалых политиков. Решение по-настоящему спорных вопросов будет отложено.
  • Реальные политические альтернативы появляться только в 2017 году. "СДПГ" еще раз попытается доказать, что она готова управлять и выдвинет нового кандидата в канцлеры.
  • ХДС достигнет своей целей, но с большим количеством компромиссов.
  • Другая возможная коалиция - в Бундесрате, где "СДПГ" получат 30 голосов из 69, а ХДС - еще 18 голосов. Сейчас ХДС и "СДПГ" вместе имеют 21 голос в Бундесрате. Если никаких изменений в консервативных правительствах Баварии и Тюрингии не произойдет, то расклад сил таким и останется.


  • Важным недостатком такого сценарийяэкономисты называют недостаточное политическое различие этих главных партий, и потенциально следующие выборы для "СДПГ" будут не слишком удачными, учитывая большую известность канцлера Ангелы Меркель, которая возглавляет ХДС.

2. Союз с "Зелеными": дорогой проб и ошибок

  • Этот сценарий возможен хотя бы потому, что все политически простые решения сейчас не работают, поэтому нужно попробовать что-то новое.
  • Допустим ХДС/ХСС и "Зеленые" согласны преодолеть разрыв между их лагерями и позволят провести некую экологизацию экономики в рамках жестких ограничений бюджета, отказа от новых налогов и существенного регулирования или дерегулирования экономики в целом.
  • По европейским вопросам "Зеленые" попытаются двигаться в направлении реформы федерализма, но принимать решения наверняка будут консерваторы.
  • Реальная трудность заключается в том, что "Зеленые" в своей партийной программе предлагает отличные от мнения ХДС/ХСС решения. И участие их в этом союзе будет выглядеть странным.
  • Если эта коалиция не начнет сразу хорошо работать, то эксперимент может быть прекращен по желанию сторон еще на ранних стадиях.
  • Тем не менее по важным вопросам "Зеленым" надо искать с социал-демократами консенсус, хотя бы для достижения большинства в Бундесрате.
  • Каким образом такая двублочная система будет работать, невозможно предсказать. Она могла бы быть удобной в узко ограниченных случаях - денежная политика, энергетика или увеличение инвестиций в образование и транспорт.
  • Но у нее будет серьезный недостаток - недостаточная прозрачность и политическая ответственность из-за ее многослойности.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Набиуллина пообещала банкам помощь в случае кибератакНабиуллина пообещала банкам помощь в случае кибератак
Ранее ФСБ сообщила о готовящихся иностранными спецслужбами кибератаках, направленных на дестабилизацию финансовой системы РФПодробнее
Послание Путина Федеральному собранию. ГлавноеПослание Путина Федеральному собранию. Главное
Президент затронул экономическую, социальную, экологическую проблематику и поставил перед правительством соответствующие задачи Подробнее
Путин поручил провести налоговую реформуПутин поручил провести налоговую реформу
Предложения по "новой настройке налоговой системы" предполагается обсудить в 2017 году и ввести в действие с 2019 годаПодробнее
Президент увидел небольшой экономической рост в РоссииПрезидент увидел небольшой экономической рост в России
Президент поставил задачу к 2020 году вывести экономику РФ к темпам роста выше мировыхПодробнее
Шувалов пообещал не сливать Минэкономразвития с МинфиномШувалов пообещал не сливать Минэкономразвития с Минфином
Первый вице-премьер представил нового главу министерства экономического развития коллективуПодробнее
Индекс ММВБ обновил исторический максимумИндекс ММВБ обновил исторический максимум
Индикатор превысил отметку в 2108 пунктов на фоне выросшей нефти и укрепления рубляПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи