ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 13:58

Риторика "нулевого тарифа"

Реакция монополий на идею правительства заморозить тарифы в 2014 г. оказалась полярной: сетевики, которым президент публично пенял за недостаточную эффективность расходов, благодарят государство за стимул, а железнодорожники рисуют мрачную картину недалекого будущего отрасли

Риторика "нулевого тарифа"
Фото: РИА Новости, Алексей Мальгавко

Москва. 12 сентября. INTERFAX.RU - "Российские сети" с воодушевлением отнеслись к "году нулевого тарифа" как времени для наведения порядка в своей сфере, заявляя о планах оптимизации расходов с сокращения руководящего аппарата "дочек". ОАО "Российские железные дороги", в свою очередь, пока предупреждает о возможности сокращений рядовых сотрудников и выделении меньшего объема средств на ремонт путей. Энергогенерирующие компании не исключают корректировки планов по строительству новых и модернизации имеющихся мощностей.

Энергичная "заморозка"

"Заморозка" тарифов создает дополнительные стимулы для повышения эффективности и развития электросетевого комплекса", - заявило ОАО "Россети" со ссылкой на слова генерального директора Олега Бударгина на совещании с топ-менеджментом. По его словам, "решение руководства страны позволит максимально сосредоточить усилия компании на повышении эффективности и сокращении издержек".

"Безусловно, мы видим, где и какие трудности нас ожидают. Но в условиях становления компании ("Российским сетям" недавно передан госпакет ОАО "Федеральная сетевая компания" - ИФ) такое решение задает условия для развития на принципах повышения эффективности и качества работы, сокращения издержек и оптимизации производственных процессов. Это позволит нам сформировать новую вертикаль управления, новую программу надежности, новую программу развития электросетевого комплекса", - отметил Бударгин.

Глава "Россетей" призвал своих подчиненных к "командной работе, прежде всего - в части планирования". "Необходимо повышать не просто качество планирования, но и уровень ответственности за реализацию планов", - подчеркнул он.

Согласно сообщению, на прошлой неделе на расширенном заседании правления "Россетей" было принято решение проработать различные сценарии формирования инвестиционных программ "дочек" компании. В ближайшее время их инвестиционные программы будут дополнительно проанализированы, определена обоснованность вложений, их соответствие программе развития энергетики в регионах РФ, а также синхронизация с инвестпрограммами распределительных компаний и ФСК.

Приоритет в финансировании за счет тарифных источников предполагается отдавать программам, непосредственно связанным с электроснабжением потребителей, формированием "аварийно-восстановительного запаса", реконструкцией и техническим перевооружением. "Особое внимание также должно быть уделено ужесточению финансового контроля при реализации инвестиционных проектов", - отмечают "Россети".

На заседании правления "Россетей" в конце прошлой недели были рассмотрены пути снижения операционных затрат "дочек", в том числе за счет сокращения расходов на аппарат управления, сообщила компания. "Недопустимо, чтобы оптимизация проводилась за счет сокращения численности производственного персонала", - подчеркивается в сообщении.

В целом "год нулевого тарифа" Бударгин назвал "периодом для наведения порядка" в электросетевом комплексе, "устранения недостатков", выразив уверенность, что с этой задачей компания справится.

Ритмичные сокращения

РЖД в правительственном решении поводов для радости не видят. Компания заявила, что недополучит от заморозки тарифов 77 млрд руб. (ориентируясь на 6%-ную индексацию) и 15 млрд руб. - от изменения структуры грузооборота (он смещается в РФ к низкодоходным грузам). Примерно 92 млрд руб. придется возместить за счет сотрудников (40 млрд руб.) и ремонта железнодорожной инфраструктуры (52 млрд руб.), предупреждают РЖД. В частности, компания предлагает либо уволить более 62 тыс. человек (около 5% персонала), либо перевести на неполную рабочую неделю (с неоплачиваемым отпуском по 4 дня в месяц) 370 тыс. сотрудников (30%).

Представители компании предвидят трехкратное сокращение инвестиционной программы - с 389,4 до 129,1 млрд руб. и риск дефолта по еврооблигациям при ухудшении финансового положения РЖД (в этом случае компании придется погасить сразу 230 млрд руб.). При этом президент РЖД Владимир Якунин с официальной критикой планов правительства пока не выступал, а соответствующее письмо в министерство транспорта РФ направил статс-секретарь компании Анатолий Мещеряков.

Глава монополии предпочел не говорить напрямую о выделении РЖД субсидий на компенсацию от регулирования тарифов, как это было в предыдущие годы. Заморозка тарифов может привести к тяжелым последствиям, если выпадающие доходы "не будут заменены госсубсидиями", заметил Якунин, но тут же оговорился, что "денег в бюджете нет". Напрямую же о выделении субсидий в письме на имя главы правительства заявил лишь Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел). Согласно сообщению профсоюза, его глава Николай Никифоров попросил Дмитрия Медведева "предусмотреть индексацию ж/д тарифов на уровне инфляции в 2013 г. или механизм компенсации РЖД выпадающих доходов из федерального бюджета для осуществления инвестпрограмм".

Есть у компании, подчеркивающей тяжелые последствия возможной заморозки (ведь сокращения сотрудников или зарплат - это социальная напряженность, а урезание расходов на ремонт - и вовсе потенциальная угроза безопасности движения), и оппоненты, которые предлагают поискать резервы для снижения затрат по другим статьям. Так, руководитель департамента исследований ж/д транспорта Института проблем естественных монополий Александр Савчук заявил "Ведомостям", что РЖД могут ежегодно сокращать издержки на 15-20 млрд руб. без ущерба для безопасности перевозок. В 2013 г., например, монополия сократила расходы на 80 млрд руб. А глава агентства "Infioline-аналитика" Михаил Бурмистров видит потенциал в снижении затрат на менеджмент, маркетинг и рекламу, повышении эффективности закупок, а также отказе от покупки непрофильных активов, таких как порты в Греции.

Генераторы издержек

У энергогенерирующих компаний пока менее четкое представление о том, что делать при заморозке тарифов. В Совете производителей энергии, объединяющем значительную часть генераторов, "Интерфаксу" заявили, что лишь собираются взяться за "проработку различных сценарных условий развития в зависимости от темпов роста тарифов". В ближайшее время партнерство намерено проанализировать факторы, негативно влияющие на положение генерирующих компаний на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ), и принять решение о новом строительстве и модернизации мощностей.

При этом в Совете отмечают, что цены на газ напрямую влияют на уровень стоимости электроэнергии на оптовом рынке, и если рост газовых цен будет заморожен, то в центральном регионе РФ не произойдет повышения стоимости электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии и мощности, которые напрямую зависят от цен на топливо.

"Обычно при повышении стоимость газа на 10% стоимость электроэнергии вырастала на 6-7%", - отмечают в партнерстве. Однако эти изменения не повлияют на стоимость электроэнергии для населения, тарифы для которого устанавливаются Федеральной службой по тарифам РФ и РЭК. Сейчас для населения действует тариф, который существенно ниже рыночной цены. При этом промпредприятия покупают электроэнергию на оптовом рынке или имеют прямые договоры с генераторами. В Совете также считают, что ограничение роста тарифов может потребовать изменения нормативно правовой базы тарифного и инвестиционного регулирования.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });