Индекс интернет-инфляции от "Финмаркета"

В России появился индекс цен на товары, продаваемые в Интернете. Яндекс.Маркет свел данные по 13 000 интернет-магазинам, ВШЭ разработало методологию, а "Финмаркет" создал сервис, с помощью которого с индексом интернет-инфляции может ознакомиться любой желающий

Индекс интернет-инфляции от "Финмаркета"

Москва. 15 сентября. INTERFAX.RU - Официальная российская статистика регулярно сообщает нам о росте цен. Что стоит за этими цифрами, мы обычно понятия не имеем. Заглянув в данные Росстата, можно узнать, что группа товаров "Электроприборы и другая бытовая техника" подорожала за год на 1,9%. Или что "телевизор цветного изображения" стоит 14867 рублей 57 копеек за штуку. Все эти данные настолько абстрактны, что хочется какой-то альтернативы - более близкой к реальности, более понятной и практичной.

Поэтому мы совместно с компанией "Яндекс" и институтом "Центр развития" Высшей школы экономики создали такую альтернативу - пока в узком товарном сегменте, но это только начало.

Яндекс.Маркет - уникальный сервис, который аккумулирует данные по примерно 13 тысячам онлайн-магазинов. Его месячная аудитория составляет более 14 миллионов пользователей. Все эти люди (а это 10% населения России) сообщают сервису о своих потребительских предпочтениях. А тысячи магазинов предоставляют данные о сотнях тысяч товаров. Это грандиозный объем информации — настолько точной и оперативной, что никакому Росстату такое и не снилось.

Естественно, данные Яндекс.Маркета особенно хороши для товаров, популярных в интернете - таких как мобильные телефоны, ноутбуки, стиральные машины и прочая бытовая техника и электроника. С продуктами дело обстоит сложнее.

Поэтому мы начали работу с небольшого количества категорий товаров, которые, однако, являются особо популярными в онлайн-магазинах.

Сейчас таких категорий в нашем индексе 10, по ним мы рассчитываем сводный индекс, который не претендует пока на то, чтобы быть всеобъемлющим, но тренд цен и популярности рассматриваемых товаров показывает очень хорошо.

Методологию, по которой мы считаем индекс цен, разработал "Центр развития" ВШЭ специально для нашего проекта. Это была большая работа, которая перетекла в не менее сложную и масштабную задачу, которую решали уже специалисты "Яндека" - автоматизировать подсчеты. В результате наш индекс является автоматизированным.

Нами аккумулируются реальные цены — те, по которым происходят покупки. Благодаря Яндекс.Маркету можно отслеживать множество отдельных моделей — и следить, как меняются цены именно на них, а не на абстрактный "телевизор цветного изображения". И, что не менее важно, мы точно знаем, насколько популярна та или иная модель, а значит, насколько велик должен быть ее вес в общем индексе.

Мы уверены, что в тех категориях товаров, для которых наш индекс рассчитан, он лучше отражает реальность, чем цифры Росстата. Прямо наши и их результаты сравнивать нельзя, по крайней мере в целом - слишком разные методологии. В частностях проще. "Наши" категории в статистике Росстата разбросаны по 4 большим группам товаров, но мы все же можем их сравнить.

Как можно видеть, часто наши данные по ценам "растут" тогда же, когда и росстатовские.

Статистическое ведомство лишь недавно "утрясло" свою методологию по электронике. До недавнего времени это была самая сложная, пожалуй, для Росстата тема: скачки цен у него оказывались очень большими, плохо коррелировали с обменным курсом (что нонсенс для товаров, поставляемых преимущественно из-за границы).

Специалисты Росстата долго бились за то, чтобы их показатели по электронике и бытовой технике не совершали необъяснимых скачков. Нам это удалось с самого начала, и сейчас мы можем констатировать, что по отдельным товарам наши показатели скорее корректируют данные Росстата, чем противоречат им.

Наш индекс может пригодиться предпринимателям, которые, сопоставляя популярность и цены товаров, могут сделать вывод о том на какие из них сделать ставку. Он не только любопытен, но и полезен и для простых покупателей. Мы собираем и планируем в еще большем объеме собирать данные о популярности и цене товаров. Вычленяя из этих данных самое интересное, мы составляем рейтинги и подмечаем тенденции — какие товары дорожают и приобретают популярность на волне моды, а какие дешевеют перед появлением более новой модели. Мы стараемся подавать это в гораздо более удобной форме, чем официальные ведомства.

Уже в ближайшее время количество категорий в нашем индексе увеличится более чем на порядок. Правда, и тогда он не будет в полном смысле слова показателем инфляции в России. Мы не ставим цели заменить собой Росстат - мы лишь более удобная и точная альтернатива в одном сегменте. Но бурное развитие интернет-торговли будет автоматически означать все большую значимость, масштабность и универсальность наших данных.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Россия в декабре 2016 года вышла на первое место в мире по добыче нефтиРоссия в декабре 2016 года вышла на первое место в мире по добыче нефти
Саудовская Аравия опустилась на второе местоПодробнее
Билл Гейтс призвал обложить роботов подоходным налогомБилл Гейтс призвал обложить роботов подоходным налогом
Миллиардер уверен, что это послужит целям социальной справедливости и развития технологийПодробнее
Донбасс оказался крупнейшим экспортным рынком для российского пива и мясаДонбасс оказался крупнейшим экспортным рынком для российского пива и мяса
При этом в ДНР говорят, что ввозить российское мясо невыгодно, потому что контрабанда с остальной территории Украины обходится дешевлеПодробнее
Белоруссия купила 600 тыс. баррелей иранской нефтиБелоруссия купила 600 тыс. баррелей иранской нефти
Ранее Александр Лукашенко заявлял, что для замещения российской нефти страна ищет новых поставщиковПодробнее
Moody's изменило прогноз рейтингов РоссииMoody’s изменило прогноз рейтингов России
До сегодняшнего дня суверенные рейтинги России были "негативными"Подробнее
Дворкович попросил операторов ограничить рост тарифов из-за "закона Яровой"Дворкович попросил операторов ограничить рост тарифов из-за "закона Яровой"
Вице-премьер обратился к участникам рынка с просьбой не допустить повышения цен на услуги связи более чем на 5%Подробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи