ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

Топовые заемщики России оказались в долговой яме

Санкции против России поставили крест на надеждах инвестбанкиров на нормализацию ситуации со сделками российских эмитентов, которых отрезало от долгового рынка

Топовые заемщики России оказались в долговой яме
Трейдер указывает на биржевой график.
Фото: Reuters

Москва. 11 августа. INTERFAX.RU - Международные рынки капитала закрываются для российских компаний и банков уже во второй раз с начала года. Резкое обострение геополитической ситуации и введение санкций со стороны США и ЕС против ряда компаний и банков из России поставили крест на появившихся в начале июня надеждах инвестбанкиров на нормализацию ситуации со сделками российских эмитентов.

Топовые заемщики из России, подпавшие под санкции, оказались отрезаны от своих традиционных баз инвесторов, а вместе с ними возможности занять деньги по привлекательным ставкам лишились и эмитенты, с которыми американским и европейским инвесторам и банкам формально работать не запрещено.

Как долго продлится блокада российских эмитентов, пока неизвестно. В самом лучшем случае рынок может начать приходить в себя в конце сентября - октябре, в худшем - размещений еврооблигаций из России может не быть до конца года, а объемы синдицированного кредитования упадут до минимумов.

Евробонды: опять закрыто

Из-за обострения кризиса на Украине российские заемщики с марта были лишены возможности привлекать средства через еврооблигации. Официальных запретов на работу с российскими евробондами для западных инвесторов не было, но российские эмитенты сами предпочитали не выходить на рынок, опасаясь, что потенциальные покупатели их долга запросят слишком высокую премию за риск.

Первым после долгого перерыва в начале июня протестировал рынок Альфа-банк. Его холдинговая структура разместила еврооблигации на 350 млн евро под 5,5% годовых. Затем евробонды в евро предложили инвесторам Сбербанк и Газпромбанк (ГПБ), обе сделки были закрыты с существенной переподпиской.

В июле первый раз за год на рынок вышел ВТБ, разместив субординированные евробонды на 350 млн швейцарских франков ($386 миллионов). Окончательно развеял сомнения относительно популярности российских бумаг у инвесторов Промсвязьбанк, сумевший следом за ВТБ разместить субординированные евробонды в долларах.

Но летнее "окно" на рынке для российских заемщиков закрылось так же внезапно, как и открылось, и на этот раз при гораздо более жестких условиях. Если первая порция санкций была то ли "стрельбой по воробьям" (банк "Россия" и здесь далеко не все знают и умеют отличать от Банка России, а уж за рубежом и подавно - он никогда не входил в когорту популярных на Западе заемщиков), то ли "психической атакой", то вторая точно ударила в самое больное место - отсутствие полноценного внутреннего рынка капитала.

В июле США и ЕС ввели санкции, ограничивающие доступ на международный долговой рынок ряда крупнейших российских заемщиков. В американский список, в частности, попали ВТБ, ГПБ, Россельхозбанк (РСХБ), ВЭБ, "Роснефть" и "НОВАТЭК" - им американские кредиторы не могут предоставлять финансирование в любой форме на срок свыше 90 дней.

В списке Евросоюза - Сбербанк России, ВТБ, РСХБ, ГПБ и ВЭБ. Перечисленные банки не могут размещать в ЕС инструменты денежного рынка со сроком погашения свыше 90 дней, а также новые акции и любые их производные.

Санкции лишили инвестбанкиров, работающих со сделками из России, надежд на быстрое восстановление рынка после весеннего "мертвого сезона". В текущих условиях разместить новые евробонды не смогут даже те, кто под санкции не подпали.

"Если мы говорим о рыночных сделках, то пока у рынка не будет ощущения начала процесса по деэскалации напряженности на Украине, вряд ли будут сделки по размещению евробондов из России", - говорит старший кредитный аналитик ING Егор Федоров. Сейчас, по его словам, рынок по сути закрыт для всех заемщиков, поскольку нет никаких гарантий, что под санкции не подпадут новые имена или сами санкции для уже объявленных компаний и банков не будут ужесточены.

Частные компании не пойдут занимать, пока не увидят определенности, потому что их риск во внешнем мире все равно рассматривается через призму риска России, отмечает старший портфельный управляющий GHP Group Федор Бизиков.

Кредиты: все меньше и меньше

Ужесточение санкций осложнило российским заемщикам работу не только с евробондами, но и с синдицированными кредитами. Несмотря на снижение объемов кредитования российских компаний в начале года иностранные банки все же продолжали охотно давать им деньги.

Исключением стали сделки "СИБУРа" и ВЭБа. Сделка "СИБУРа" была заморожена после выхода из переговоров ряда кредиторов, включая координатора - Royal Bank of Scotland, и компания в итоге предпочла взять кредит у Сбербанка. ВЭБ был вынужден погасить кредит на $2,45 млрд, так как участники синдиката на фоне политической напряженности предложили невыгодные условия рефинансирования, а некоторые и вовсе отказались в нем участвовать.

Новые санкции США, запрещающие американским банкам кредитовать банки и компании из санкционного списка, уже остановили оформление как минимум двух крупных сделок.

ВТБ в последние месяцы вел активные переговоры с международными банками о годовом синдицированном кредите на $1-1,5 млрд в рамках рефинансирования трехлетнего займа на $3,1 млрд, привлеченного в июле 2011 года. Предоставление средств - и даже с возможностью увеличения суммы до $2 млрд - согласовали все потенциальные участники синдиката, в том числе американские банки, однако из-за санкций подписание кредитного договора было отложено на неопределенный срок. Сам банк позднее сообщил, что кредит был погашен из собственных средств.

Похожая участь постигла и сделку по рефинансированию кредита ГПБ. В начале июля ГПБ направил пулу международных банков запрос на организацию синдицированного кредита на сумму до $1 миллиард. Однако после включения банка в список тех, кому американские банки длинные деньги предоставлять не смогут, переговоры по сделке были остановлены. В понедельник Газпромбанк сообщил, что трехлетний кредит на $1,2 млрд им полностью погашен.

Европейским банкам, в отличие от американских, кредитовать госбанки из России прямо не запрещено. "Но участвовать в такой сделке вряд ли кто-то рискнет, у всех на слуху пример BNP Paribas, сложно представить при каких условиях можно дать одобрение на участие в сделке с банком или компанией, находящимися под санкциями", - говорит риск-менеджер одного из европейских банков.

Регуляторы США оштрафовали французский BNP Paribas на рекордную сумму в $8,9 млрд за нарушение санкционного режима против Ирана и Судана. Американские власти также начали переговоры с немецким Commerzbank об урегулировании аналогичных претензий.

У компаний, под санкции не подпавших, шансы на получение денег от европейских банков все же сохраняются. Evraz plc в ближайшие дни может подписать соглашение о привлечении синдицированного кредита на $700-900 млн, сообщили "Интерфаксу" два источника в банковских кругах. Компания ведет переговоры о привлечении кредита с весны, и координаторам сделки - банкам ING и Deutsche Bank, по словам банкиров, удалось подвести переговорный процесс к успешному завершению.

"Снижение лимитов на кредитование российских компаний в текущих условиях неизбежно, это касается и американских, и европейских банков", - говорит банкир, работающий с синдикатами российских компаний. Осторожнее к участию в синдикатах, по его словам, стали относиться и японские банки, которые также стали отказываться от участия в сделках, связанных с российскими компаниями.

Надежды на осень

В 2013 году заемщикам из России удалось разместить евробонды на сумму более $52 млрд против $46 млрд в 2012 году. Еще около $60 млрд ими было привлечено в виде кредитов от западных банков. Традиционно крупнейшие заемщики на международных рынках капитала из России - госбанки, компании нефтегазового и металлургического секторов.

В ближайшие девять месяцев, по оценке Nomura, российским компаниям (без учета банковского сектора) нужно погасить или рефинансировать облигации и кредиты на $76 миллиардов.

По оценкам аналитиков Sberbank Investment Research, внешний долг банковского сектора РФ составляет около $207 млрд, или 12,7% совокупных пассивов, обязательства со сроками погашения до конца 2014 составляют $20,6 млрд, сумма погашений на 2015 год - $30 миллиардов.

Когда ситуация на рынке для российских заемщиков может нормализоваться, спрогнозировать сложно, говорят банкиры. "С одной стороны, если сегодня снять санкции со Сбербанка или Газпромбанка, они при желании могут выходить на рынок прямо завтра, накопленный опыт работы и надежность заемщиков сделают свое дело", - говорит руководитель долгового направления одного из европейских банков.

С другой стороны, если санкции не будут пересмотрены в скором времени (ограничения ЕС, например, могут быть пересмотрены через три месяца), а геополитическая напряженность будет оставаться высокой, не исключено, что крупных сделок из России на рынке не будет уже до конца года, отметил собеседник агентства.

Возможно, попытаться вернуть Россию на рынок евробондов осенью вновь попробует Альфа-банк. Банк уже выдал мандаты на организацию выпуска субординированных еврооблигаций в долларах инвестбанкам Goldman Sachs, JP Morgan и Bank of America Merrill Lynch.

Сроки размещения евробондов пока не определены, при благоприятных рыночных условиях сделка может состояться осенью, сказал один из собеседников агентства в банковских кругах, отметив, что банк уже провел встречи с инвесторами в США в формате non-deal road show. По словам другого банкира, банки-организаторы сделки также рассчитывают, что часть спроса в сделке может быть обеспечена азиатскими инвесторами, работающими с долларовой ликвидностью.

Еще одна крупная потенциальная сделка - размещение долларовых евробондов "ЛУКОЙЛа", его рынок ждет с марта. Глава компании Вагит Алекперов говорил "Интерфаксу" в июне, что у компании к сделке все готово, и не исключено, что она состоится осенью.

Возможны и сделки российских эмитентов на азиатских рынках. Но о полноценной замене ими традиционной базы инвесторов речи не идет. Главный недостаток азиатского рынка - его сравнительно небольшая емкость, особенно если речь идет о сделках по размещению евробондов. За один раз через размещение евробондов в юанях можно привлечь не более $300 миллионов. А долларовая ликвидность для банков и компаний, находящихся под санкциями, будет мало доступна и в Азии, полагают специалисты по долгам международных банков.

Российские заемщики также могут попытаться привлечь средства через размещение еврооблигаций в Швейцарии, которая пока к санкциям против России не присоединилась. Многие крупные российские эмитенты имеют постоянную базу швейцарских инвесторов и размещают долговые бумаги даже без предварительных встреч с ними. Правда, как и в ситуации с азиатскими валютами, объем ликвидности в швейцарских франках крайне ограничен.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });