ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

РЖД попросили признать неконституционными оборотные штрафы ФАС

Москва. 3 сентября. INTERFAX.RU - ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) обратилось в Конституционный суд РФ с просьбой признать не соответствующими Конституции оборотные штрафы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ, пишут в среду "Ведомости" со ссылкой на руководителя ФАС Игоря Артемьева.

Представитель РЖД сообщил газете, что жалобу компания подала в конце мая.

"До подачи запроса в Конституционный суд "Российские железные дороги" вели спор с ФАС 2,5 года. Та возбудила дело против РЖД в 2011 году - после обращения 42 грузоотправителей. Они жаловались на снижение доступности грузовых железнодорожных перевозок и рост транспортных затрат из-за того, что (ж/д компания - ИФ) отказывает компаниям в перевозке грузов в своих вагонах. ФАС посчитала, что РЖД ущемляла интересы контрагентов, обязав монополию устранить нарушения и выплатить 2,24 млрд руб. штрафа", - напоминает издание суть конфликта.

Параллельно с обжалованием решения в арбитражных судах РЖД решили оспорить подход ФАС к определению штрафов в Конституционном суде. Монополия считает, что порядок, закрепленный в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) РФ, не соответствует Конституции. Во-первых, решение об антимонопольном нарушении и штрафе (это отдельные дела) выносит одно и то же лицо, а это не соответствует конституционным требованиям независимости и беспристрастности, пересказывает позицию РЖД судья Конституционного суда Сергей Князев в письме Артемьеву.

Во-вторых, сами правила определения штрафа создают предпосылки для чрезмерного административного усмотрения, пишет Князев. По КоАП размер штрафа за злоупотребление доминирующим положением может составить от 0,3% до 15% годовой выручки нарушителя, полученной на рынке, где совершено нарушение.

Размер штрафа зависит от границ рынка, фактически его не определяет законодатель, а назначает антимонопольный орган, заявил газете представитель РЖД. Сумму устанавливает ФАС, так что прогнозировать ее невозможно, отметил собеседник газеты. Кроме того, по его словам, штраф определяется как доля от выручки, но нарушитель этими доходами реально не располагает: компания распоряжается лишь средствами, которые остаются после выплаты обоснованных расходов - зарплат, налогов, эксплуатационных затрат.

В ФАС с аргументами РЖД не согласны. Оборотные штрафы - общемировая практика, в большинстве стран они рассчитываются как процент от выручки, заявил изданию начальник управления ведомства Сергей Пузыревский. По его мнению, это самый справедливый подход: чем больше оборот, тем больше штраф. Если установить зависимость от прибыли, то возникнет неопределенность - компании смогут завышать расходы и снижать штраф, предупреждает Пузыревский.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });