Итоги 2014: пристегните ремни, нажмите кнопку вызова госпомощи

Есть обновление от 16:30

Крах туристической отрасли и обвал рубля существенно замедлили пассажиропоток в 2014 году, что стало шоком для отечественных авиаперевозчиков; несмотря на подоспевшую госпомощь следующий год не сулит российским авиакомпаниям ничего хорошего

Итоги 2014: пристегните ремни, нажмите кнопку вызова госпомощи
Фото: Reuters

Москва. 29 декабря. INTERFAX.RU – Масштабное обновление флота, которым так гордятся флагманы российской авиации, обернулось для них проблемами, как только поступательный рост перевозок сменился стагнацией.

Низкий спрос, явно не заложенный в финансовые модели авиакомпаний, и высокая долговая нагрузка плохо сочетаются друг с другом. Когда вполне просчитываемые, но не учтенные авиакомпаниями риски встретились с рисками субъективными и непредсказуемыми (санкции и девальвация), авиаторы стали жать на единственную работающую в такой ситуации кнопку приборной доски - "госпомощь".

Помощь правительства пришла, причем быстрее, чем в прошлый кризис, когда механизм госгарантий раскручивался крайне медленно. Но все равно некоторым авиакомпаниям нужно сильно постараться, чтобы выжить.

Прогноз на ближайшее будущее неутешительный: экономическая ситуация в стране сделала невыгодным отдых за рубежом, поэтому мобильность россиян начнет снижаться. Авиакомпании будут работать либо на грани рентабельности, либо и вовсе уйдут в убытки, уверяют эксперты.

Заграница нам не по карману

Главной неприятной неожиданностью 2014 года для отечественной авиации стало замедление темпов роста пассажиропотока к концу года.

Как следует из статистки Росавиации, с начала года пассажиропоток демонстрировал позитивную динамику, медленно, но верно нарастая. Пик пришелся на август, в этом месяце российские авиакомпании перевезли 11 млн человек, почти на 12% больше, чем годом ранее.

Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает, что главным драйвером роста пассажиропотока в летние месяцы стали граждане, отправляющиеся на отдых. В частности, огромной популярностью пользовался Крым (по данным Росавиации, начиная с марта, когда полуостров вошел в состав РФ, туда слетали 2,4 млн россиян). Аэропорт Симферополь летом поставил рекорды по пассажиропотоку, отмечает Пантелеев, как и аэропорт Сочи в дни зимней Олимпиады.

На этом позитив заканчивается. Начиная с сентября темпы роста стали заметно снижаться. Так, в ноябре авиакомпании перевезли 6,4 млн человек, что всего на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

"Доходы населения в евро сократились, отдыхать за рубежом стало невыгодно, многие туристические компании обанкротились, а спрос на международные перевозки упал", - констатирует Пантелеев. С ним соглашается и главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий, подчеркивая, что упала глубина продаж авиабилетов, и в будущем рынок ждет падения перевозок.

"Мы настолько привыкли к двузначной динамике, что резкое изменение экономической ситуации в стране вызвало своеобразный шок. В этом сошлись вместе как общеэкономическая ситуация в стране, так и отраслевые проблемы, которые долгое время старались не замечать", - отмечает замгендиректора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский.

Жаркое лето 2014-го

Лето 2014 года стало очень богатым на авиационные события. Самой нашумевшей и, пожалуй, самой нелепой, стала история низкобюджетного авиаперевозчика "Добролет". Пассажиры с нетерпением ожидали начала полетов "Добролета", радуясь, что в стране наконец-то появится собственный полноценный лоукостер. Интерес к "Добролету" активно подогревала и его материнская компания - "Аэрофлот".

И вот, широко разрекламированный лоукостер 10 июня с помпой отправился в первый полет на полуостров Крым, а уже 4 августа компания была вынуждена остановить свою деятельность. Причиной тому стали санкции Евросоюза против "Добролета". Европейские чиновники посчитали, что компания поспособствовала интеграции Крыма в состав России. Среди физлиц из санкционного списка было принято подобными аттестациями гордиться - в публичных комментариях, по крайней мере. "Аэрофлот" как госкомпания, возможно, и рад бы был присоединиться к волне гордости за себя, но на одной только гордости самолеты иностранного производства не летают.

Многие тогда задавались вопросом: "Продолжил бы свою деятельность "Добролет", если бы выбрал не Симферополь в качестве первого направления из маршрутной сети?". Ответа не нашли.

"Аэрофлот" горевал недолго. В конце сентября стало известно, что "Добролет" реинкарнируют, правда, под другим, подчеркнуто патриотичным названием - "Победа". "Победа" полетела в декабре, но не в Крым. Наученная горьким опытом, от полетов на полуостров компания отказалась.

Но не меньше россиян волновала судьба и других авиаперевозчиков. В августе о своем уходе с рынка из-за тяжелого финансового положения сообщили "Московия", "Былина" (тогда же обанкротились несколько крупнейших туроператоров).

В тройке авиационных лидеров тоже оказалось все неспокойно. Еще в июне "ЮТэйр", третий по пассажиропотоку авиаперевозчик в России, объявил о запуске программы повышения эффективности и структурной оптимизации издержек "Импульс" (неудивительно, ведь в 2013 г. авиаперевозчик получил чистый убыток по МСФО в размере 4,5 млрд руб. против прибыли годом ранее). Но, очевидно, это не помогло, и к осени долговые проблемы "ЮТэйр" всплыли на поверхность. В октябре авиаперевозчик получил первый крупный удар - аэропорт "Внуково" перевел систему взаиморасчетов с "ЮТэйр" на предоплатную. "Внуково" аккуратно предупредило "ЮТэйр", что "наливать в долг" не будет", - резюмирует Пантелеев.

Пытаясь выжить, компания "ЮТэйр" начала договариваться с банками о пролонгации кредитов и снижении ставок по ним, а с производителями самолетов Airbus и Boeing - о переносе поставок законтрактованных воздушных судов. В ноябре, тем временем, в суды стали поступать иски к авиакомпании. Но самым сложным спором для утопающего в финансовых трудностях авиаперевозчика стала тяжба с Альфа-банком. Известный своей строгой позицией по отношению к должникам, банк подал против авиакомпании более 10 исков и по двум из них добился ареста некоторого имущества "ЮТэйр". Также в ноябре-декабре прокатилась серия дефолтов по облигациям "дочки "ЮТэйр"- "ЮТэйр - финанс" на общую сумму около 3 млрд руб.

"Для нашей авиакомпании, как и для всей отечественной авиационной отрасли, 2014 год выдался непростым. Ухудшение экономической конъюнктуры вследствие введения международных санкций, резкой девальвации национальной валюты и краха отечественного туристического рынка серьезно сказалось на всех без исключения участниках авиационного рынка", - поясняет представитель "ЮТэйр". Он также отмечает, что, несмотря на эти трудности, авиакомпания в течение года демонстрировала высокие производственные результаты.

В начале осени пошли слухи, что и вторая крупнейшая авиакомпания России - "Трансаэро" обратилась за господдержкой в правительство. Впрочем, сам авиаперевозчик эту информацию до поры до времени опровергал, уверяя, что справится с трудностями собственными силами. А в октябре стало известно, что "Трансаэро" все-таки обратилась в Минэкономразвития с просьбой о выделении госгарантий. Ведомство посчитало это возможным.

Ну, и наконец, группа "Аэрофлот" впервые за несколько лет ушла в минус: в первом полугодии 2014 г. она получил чистый убыток в размере 1,9 млрд руб., а за 9 месяцев - уже 3,56 млрд руб.

"Убытки за I полугодие у "Аэрофлота" скорее были неожиданными, хотя и вероятными. Что касается итогов 9 месяцев, то отрицательный финансовый результат на общем экономическом фоне был вполне прогнозируемым", - отмечает Ходоровский.

С ним соглашается Пантелеев, который отмечает, что сейчас авиаотрасль в целом фиксирует убытки. "Те тарифы на билеты, которые сейчас есть у авиакомпаний, не покрывают издержки. Платежеспособный спрос сокращается, уже очевидно, он будет (в 2015 году - ИФ) ниже, чем в 2014 г. При этом величина падения на международных воздушных линиях будет двузначной, то есть больше 10%", - уверен эксперт.

Государство спешит на помощь

Начиная с августа многие авиакомпании аккуратно намекали российскому правительству, что доброе слово и госпомощь эффективнее, чем просто доброе слово. Правительство откликнулось не сразу. В октябре замглавы Минтранса Валерий Окулов сообщил, что обсуждается вопрос субсидирования процентной ставки по кредитам. Кроме того вице-премьер Аркадий Дворкович не раз отмечал, что форма помощи авиакомпаниям обсуждается. Перешли к активным действиям только тогда, когда в декабре распространилась информация о возможности приостановки полетов "Трансаэро" из-за сложного финансового положения, впрочем, опровергнутая компанией. Через несколько дней правительство приняло решение выдать авиакомпании госгарантии под кредит до 9 млрд руб. Позже Дворкович заявил, что первые в очереди на получение госгарантий - это именно авиакомпании. "Первый кандидат - это авиаперевозчики "Трансаэро" и "ЮТэйр". Им эти гарантии необходимы", - отмечал он.

Пантелеев считает, что помощь пришла поздно. "Сегодня стало очевидно, что меры, планируемые и рассматриваемые для поддержки отрасли, запоздали. Даже если банк выдаст кредит по ключевой ставке +0,5%, кому нужен кредит под 17,5%?", - недоумевает эксперт.

По его мнению, подвел отечественных авиаторов прежде всего рубль и, если бы не события, связанные с падением курса, в целом год для авиаотрасли был удачным в финансовом отношении. "Но вот незадача, рубль упал, расходы авиакомпаний по лизингу воздушных судов, отчасти по ремонту и обслуживанию, выросли. Все эти вещи номинированы в иностранной валюте, даже расходы на персонал отчасти включают в себя валютную составляющую, ведь когда речь идет о повышении квалификации на ежегодных тренажерных тренировках, на многие типы самолетов это возможно только за рубежом", - отмечает эксперт.

Вообще господдержка не может быть лекарем от всех болезней, предупреждают эксперты, компаниям нужно внимательнее подходить к собственным стратегиям.

"Авиакомпании на протяжении долгого времени демпинговали и воевали друг с другом из-за избыточной провозной емкости. Ряд авиаперевозчиков продолжают это делать. Некоторые регулярные компании предлагают билеты в Берлин на март в оба конца за 5 тыс. рублей. Ни один локуостер не полетит за такие деньги", - рассуждает Ходоровский.

Подводя черту, он отмечает, что о привычных за последние несколько лет двузначных темпах роста пассажиропотока авиаотрасли придется забыть. "А вероятно, что и вообще о его росте", - отмечает эксперт. По его словам, оптимизация деятельности, которой сейчас заняты многие авиакомпании, в том числе и сокращением маршрутной сети, откроет нишу для проекта "Победа". "Но речь, скорее всего, пойдет не о новых пассажирах, а о "перехвате" прежних. В самом пессимистичном сценарии кризисного падения доходов населения может и этого не случиться", - рассуждает Ходоровский, добавляя, что в целом концентрация отрасли будет только возрастать.

FacebookВ КонтактеTwitterGoogle PlusОдноклассникиWhatsAppViberTelegramE-Mail
Экономика
Путин внесет в Госдуму кандидатуру главы ЦБ Набиуллиной для продления полномочийПутин внесет в Госдуму кандидатуру главы ЦБ Набиуллиной для продления полномочий
Эльвира Набиуллина возглавляет Банк России с 2013 годаПодробнее
Дума приняла закон о праве граждан под санкциями отказаться от статуса налогового резидентаДума приняла закон о праве граждан под санкциями отказаться от статуса налогового резидента
Закон также придает этому положению обратную силу, распространив его на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 годаПодробнее
У российских импортеров алкоголя возникли проблемы с получением акцизных марокУ российских импортеров алкоголя возникли проблемы с получением акцизных марок
Как сообщают источники "Коммерсанта", для некоторых напитков, например вин и крепкого спиртного в полулитровых бутылках, марки и вовсе кончилисьПодробнее
Портфель заказов Рособоронэкспорта составил 45 млрд долларовПортфель заказов Рособоронэкспорта составил 45 млрд долларов
Контракт на поставку Индии четырех фрегатов проекта 11356 будет заключен в 2017 годуПодробнее
S&P улучшило прогнозы рейтингов 13 компаний из РоссииS&P улучшило прогнозы рейтингов 13 компаний из России
Рейтинг предприятий изменился на "позитивный" со "стабильного"Подробнее
Греф прокомментировал украинские санкции против СбербанкаГреф прокомментировал украинские санкции против Сбербанка
"Мы сегодня занимаемся поиском вариантов максимально быстрого выхода с украинского рынка", - сказал глава СбербанкаПодробнее
Недвижимость
Последние новости
Главная
В России В мире Экономика Спорт Культура Москва
Все новости Все сюжеты Все фотогалереи