ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 13:58

Итоги 2014: пристегните ремни, нажмите кнопку вызова госпомощи

Крах туристической отрасли и обвал рубля существенно замедлили пассажиропоток в 2014 году, что стало шоком для отечественных авиаперевозчиков; несмотря на подоспевшую госпомощь следующий год не сулит российским авиакомпаниям ничего хорошего

Итоги 2014: пристегните ремни, нажмите кнопку вызова госпомощи
Фото: Reuters

Москва. 29 декабря. INTERFAX.RU – Масштабное обновление флота, которым так гордятся флагманы российской авиации, обернулось для них проблемами, как только поступательный рост перевозок сменился стагнацией.

Низкий спрос, явно не заложенный в финансовые модели авиакомпаний, и высокая долговая нагрузка плохо сочетаются друг с другом. Когда вполне просчитываемые, но не учтенные авиакомпаниями риски встретились с рисками субъективными и непредсказуемыми (санкции и девальвация), авиаторы стали жать на единственную работающую в такой ситуации кнопку приборной доски - "госпомощь".

Помощь правительства пришла, причем быстрее, чем в прошлый кризис, когда механизм госгарантий раскручивался крайне медленно. Но все равно некоторым авиакомпаниям нужно сильно постараться, чтобы выжить.

Прогноз на ближайшее будущее неутешительный: экономическая ситуация в стране сделала невыгодным отдых за рубежом, поэтому мобильность россиян начнет снижаться. Авиакомпании будут работать либо на грани рентабельности, либо и вовсе уйдут в убытки, уверяют эксперты.

Заграница нам не по карману

Главной неприятной неожиданностью 2014 года для отечественной авиации стало замедление темпов роста пассажиропотока к концу года.

Как следует из статистки Росавиации, с начала года пассажиропоток демонстрировал позитивную динамику, медленно, но верно нарастая. Пик пришелся на август, в этом месяце российские авиакомпании перевезли 11 млн человек, почти на 12% больше, чем годом ранее.

Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает, что главным драйвером роста пассажиропотока в летние месяцы стали граждане, отправляющиеся на отдых. В частности, огромной популярностью пользовался Крым (по данным Росавиации, начиная с марта, когда полуостров вошел в состав РФ, туда слетали 2,4 млн россиян). Аэропорт Симферополь летом поставил рекорды по пассажиропотоку, отмечает Пантелеев, как и аэропорт Сочи в дни зимней Олимпиады.

На этом позитив заканчивается. Начиная с сентября темпы роста стали заметно снижаться. Так, в ноябре авиакомпании перевезли 6,4 млн человек, что всего на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

"Доходы населения в евро сократились, отдыхать за рубежом стало невыгодно, многие туристические компании обанкротились, а спрос на международные перевозки упал", - констатирует Пантелеев. С ним соглашается и главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий, подчеркивая, что упала глубина продаж авиабилетов, и в будущем рынок ждет падения перевозок.

"Мы настолько привыкли к двузначной динамике, что резкое изменение экономической ситуации в стране вызвало своеобразный шок. В этом сошлись вместе как общеэкономическая ситуация в стране, так и отраслевые проблемы, которые долгое время старались не замечать", - отмечает замгендиректора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский.

Жаркое лето 2014-го

Лето 2014 года стало очень богатым на авиационные события. Самой нашумевшей и, пожалуй, самой нелепой, стала история низкобюджетного авиаперевозчика "Добролет". Пассажиры с нетерпением ожидали начала полетов "Добролета", радуясь, что в стране наконец-то появится собственный полноценный лоукостер. Интерес к "Добролету" активно подогревала и его материнская компания - "Аэрофлот".

И вот, широко разрекламированный лоукостер 10 июня с помпой отправился в первый полет на полуостров Крым, а уже 4 августа компания была вынуждена остановить свою деятельность. Причиной тому стали санкции Евросоюза против "Добролета". Европейские чиновники посчитали, что компания поспособствовала интеграции Крыма в состав России. Среди физлиц из санкционного списка было принято подобными аттестациями гордиться - в публичных комментариях, по крайней мере. "Аэрофлот" как госкомпания, возможно, и рад бы был присоединиться к волне гордости за себя, но на одной только гордости самолеты иностранного производства не летают.

Многие тогда задавались вопросом: "Продолжил бы свою деятельность "Добролет", если бы выбрал не Симферополь в качестве первого направления из маршрутной сети?". Ответа не нашли.

"Аэрофлот" горевал недолго. В конце сентября стало известно, что "Добролет" реинкарнируют, правда, под другим, подчеркнуто патриотичным названием - "Победа". "Победа" полетела в декабре, но не в Крым. Наученная горьким опытом, от полетов на полуостров компания отказалась.

Но не меньше россиян волновала судьба и других авиаперевозчиков. В августе о своем уходе с рынка из-за тяжелого финансового положения сообщили "Московия", "Былина" (тогда же обанкротились несколько крупнейших туроператоров).

В тройке авиационных лидеров тоже оказалось все неспокойно. Еще в июне "ЮТэйр", третий по пассажиропотоку авиаперевозчик в России, объявил о запуске программы повышения эффективности и структурной оптимизации издержек "Импульс" (неудивительно, ведь в 2013 г. авиаперевозчик получил чистый убыток по МСФО в размере 4,5 млрд руб. против прибыли годом ранее). Но, очевидно, это не помогло, и к осени долговые проблемы "ЮТэйр" всплыли на поверхность. В октябре авиаперевозчик получил первый крупный удар - аэропорт "Внуково" перевел систему взаиморасчетов с "ЮТэйр" на предоплатную. "Внуково" аккуратно предупредило "ЮТэйр", что "наливать в долг" не будет", - резюмирует Пантелеев.

Пытаясь выжить, компания "ЮТэйр" начала договариваться с банками о пролонгации кредитов и снижении ставок по ним, а с производителями самолетов Airbus и Boeing - о переносе поставок законтрактованных воздушных судов. В ноябре, тем временем, в суды стали поступать иски к авиакомпании. Но самым сложным спором для утопающего в финансовых трудностях авиаперевозчика стала тяжба с Альфа-банком. Известный своей строгой позицией по отношению к должникам, банк подал против авиакомпании более 10 исков и по двум из них добился ареста некоторого имущества "ЮТэйр". Также в ноябре-декабре прокатилась серия дефолтов по облигациям "дочки "ЮТэйр"- "ЮТэйр - финанс" на общую сумму около 3 млрд руб.

"Для нашей авиакомпании, как и для всей отечественной авиационной отрасли, 2014 год выдался непростым. Ухудшение экономической конъюнктуры вследствие введения международных санкций, резкой девальвации национальной валюты и краха отечественного туристического рынка серьезно сказалось на всех без исключения участниках авиационного рынка", - поясняет представитель "ЮТэйр". Он также отмечает, что, несмотря на эти трудности, авиакомпания в течение года демонстрировала высокие производственные результаты.

В начале осени пошли слухи, что и вторая крупнейшая авиакомпания России - "Трансаэро" обратилась за господдержкой в правительство. Впрочем, сам авиаперевозчик эту информацию до поры до времени опровергал, уверяя, что справится с трудностями собственными силами. А в октябре стало известно, что "Трансаэро" все-таки обратилась в Минэкономразвития с просьбой о выделении госгарантий. Ведомство посчитало это возможным.

Ну, и наконец, группа "Аэрофлот" впервые за несколько лет ушла в минус: в первом полугодии 2014 г. она получил чистый убыток в размере 1,9 млрд руб., а за 9 месяцев - уже 3,56 млрд руб.

"Убытки за I полугодие у "Аэрофлота" скорее были неожиданными, хотя и вероятными. Что касается итогов 9 месяцев, то отрицательный финансовый результат на общем экономическом фоне был вполне прогнозируемым", - отмечает Ходоровский.

С ним соглашается Пантелеев, который отмечает, что сейчас авиаотрасль в целом фиксирует убытки. "Те тарифы на билеты, которые сейчас есть у авиакомпаний, не покрывают издержки. Платежеспособный спрос сокращается, уже очевидно, он будет (в 2015 году - ИФ) ниже, чем в 2014 г. При этом величина падения на международных воздушных линиях будет двузначной, то есть больше 10%", - уверен эксперт.

Государство спешит на помощь

Начиная с августа многие авиакомпании аккуратно намекали российскому правительству, что доброе слово и госпомощь эффективнее, чем просто доброе слово. Правительство откликнулось не сразу. В октябре замглавы Минтранса Валерий Окулов сообщил, что обсуждается вопрос субсидирования процентной ставки по кредитам. Кроме того вице-премьер Аркадий Дворкович не раз отмечал, что форма помощи авиакомпаниям обсуждается. Перешли к активным действиям только тогда, когда в декабре распространилась информация о возможности приостановки полетов "Трансаэро" из-за сложного финансового положения, впрочем, опровергнутая компанией. Через несколько дней правительство приняло решение выдать авиакомпании госгарантии под кредит до 9 млрд руб. Позже Дворкович заявил, что первые в очереди на получение госгарантий - это именно авиакомпании. "Первый кандидат - это авиаперевозчики "Трансаэро" и "ЮТэйр". Им эти гарантии необходимы", - отмечал он.

Пантелеев считает, что помощь пришла поздно. "Сегодня стало очевидно, что меры, планируемые и рассматриваемые для поддержки отрасли, запоздали. Даже если банк выдаст кредит по ключевой ставке +0,5%, кому нужен кредит под 17,5%?", - недоумевает эксперт.

По его мнению, подвел отечественных авиаторов прежде всего рубль и, если бы не события, связанные с падением курса, в целом год для авиаотрасли был удачным в финансовом отношении. "Но вот незадача, рубль упал, расходы авиакомпаний по лизингу воздушных судов, отчасти по ремонту и обслуживанию, выросли. Все эти вещи номинированы в иностранной валюте, даже расходы на персонал отчасти включают в себя валютную составляющую, ведь когда речь идет о повышении квалификации на ежегодных тренажерных тренировках, на многие типы самолетов это возможно только за рубежом", - отмечает эксперт.

Вообще господдержка не может быть лекарем от всех болезней, предупреждают эксперты, компаниям нужно внимательнее подходить к собственным стратегиям.

"Авиакомпании на протяжении долгого времени демпинговали и воевали друг с другом из-за избыточной провозной емкости. Ряд авиаперевозчиков продолжают это делать. Некоторые регулярные компании предлагают билеты в Берлин на март в оба конца за 5 тыс. рублей. Ни один локуостер не полетит за такие деньги", - рассуждает Ходоровский.

Подводя черту, он отмечает, что о привычных за последние несколько лет двузначных темпах роста пассажиропотока авиаотрасли придется забыть. "А вероятно, что и вообще о его росте", - отмечает эксперт. По его словам, оптимизация деятельности, которой сейчас заняты многие авиакомпании, в том числе и сокращением маршрутной сети, откроет нишу для проекта "Победа". "Но речь, скорее всего, пойдет не о новых пассажирах, а о "перехвате" прежних. В самом пессимистичном сценарии кризисного падения доходов населения может и этого не случиться", - рассуждает Ходоровский, добавляя, что в целом концентрация отрасли будет только возрастать.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });