ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Нисходящий тренд в российско-китайской торговле

Сергей Цыплаков, один из ведущих российских экспертов по Китаю, поделился своим видением состояния дел в российско-китайской торговле в первой половине 2015 года

Нисходящий тренд в российско-китайской торговле
Фото: Reuters

Москва. 3 августа. INTERFAX.RU - К концу полугодия российско-китайская торговля прошла фазу резкого падения в начале года, и, похоже, начала демонстрировать признаки некоторой стабилизации. Правда, на весьма низких уровнях: глубина спада оказалась весьма существенной. По данным Главного таможенного Управления КНР товарооборот уменьшился на 30,2% по сравнению с тем же периодом 2014 года. Сокращались как поставки китайских товаров в Россию (-36,2%), так и ввоз российской продукции в Китай (-23,9%). Показатели оборота, экспорта и импорта за полугодие соответственно составили 31,0 млрд. долл., 14,6 млрд. долл. и 16,4 млрд. долл. Хотя ФТС России пока еще не публиковала данные за первое полугодие, тем не менее, цифры за январь-май указывают на ту же тенденцию к сокращению двусторонней торговли. Объемы товарооборота снизились на 30,5%, экспорта - на 27,4%, импорта – на 33%.

Принято считать, что удельный вес первого полугодия, как правило, составляет примерно 45% от годовых значений. При таком расчете можно ожидать, что российско-китайская торговля в 2015 г. будет где-то в пределах 70-75 млрд. долл. Это – оптимистический сценарий, который предполагает, что в оставшиеся месяцы удастся избежать новой волны кризисных явлений. Однако в любом случае уже сейчас совершенно очевидно, что объявленная несколько лет назад лидерами двух стран цель – "довести объем взаимной торговли до 100 млрд. долл. к 2015 г." в текущем году выполнена не будет. Факт сам по себе, конечно, неприятный, но особо переживать по этому поводу, пожалуй, не стоит. Упомянутая цель по своему характеру была все-таки преимущественно политической установкой, своего рода ориентиром для совместного продвижения сотрудничества, и с этой точки зрения свою задачу, в общем, выполнила.

Наблюдаемый ныне нисходящий тренд в российско-китайской торговле имеет вполне объективные причины и отражает реальную ситуацию в экономиках двух стран. На китайской стороне мы видим замедление темпов роста и нарастание факторов неопределенности, о чем свидетельствуют, в том числе, продолжающиеся потрясения на фондовом рынке. На российской стороне - рецессия, снижение реальных доходов населения и потребительского спроса, падение инвестиций, обесценение национальной валюты... Общий фон остается по большей части негативным, а в таких условиях трудно рассчитывать на устойчивое поступательное развитие торговых обменов. Нельзя упускать из виду и того, что происходит во внешнеторговой сфере Китая в целом.

Импорт Китая в первом полугодии по сравнению с тем же периодом 2014 года сократился на 15,5% или примерно на 150 млрд. долл. Для лучшего понимания масштабов – это чуть-чуть меньше, чем весь экспорт России за январь-май этого года. Причем уменьшение показателей происходит не только из-за снижения цен (по оценке Минкоммерции КНР они уменьшились в среднем на 10,9%), но и в результате сокращения физических объемов закупок. За первые шесть месяцев Китай сократил импорт в натуральном выражении деловой древесины - на 6,7%, угля - на 37,5%, железной руды – на 0,9%, минеральных и химических удобрений – на 2,2%, дизельного топлива – на 9,3%. В стоимостном выражении амплитуда падения почти по всем позициям существенно больше. Для примера назову только две: ввоз железной руды упал на 45,9%, угля на 49,9%.

Российский экспорт в Китай не мог не испытать воздействия указанных тенденций и оказался под сильным двойным давлением как ценовых, так и спросовых ограничителей. В этих трудных условиях российские экспортеры были вынуждены идти по единственному оставшемуся пути: увеличивать физические объемы поставок несмотря на низкие цены. Наиболее отчетливо этот подход проявился в торговле основным российским экспортным товаром - нефтью. Ее удельный вес в российском экспорте в Китай составил по итогам полугодия 51%. Поставки увеличились на 26,6% до 19,41 млн. т. Это намного выше, чем средние темпы роста объемов нефтяного импорта Китая, которые были на уровне 7,5% (163,4 млн. т). Однако в стоимостном выражении экспорт сократился на 31,2% до 8,53 млрд. долл.

Похоже складывались дела и по ряду других значимых товарных позиций: деловой древесине, никелю, меди, органическим химическим соединениям, целлюлозе. Наращивание физических объемов вывоза позволило поддержать стоимостные показатели поставок по ним, которые остались примерно на прошлогодних уровнях, а в отдельных случаях даже немного увеличились. Другим товарам (уголь, алюминий, горюче смазочные материалы) повезло меньше, их вывоз обвально падал и в физических, и в стоимостных объемах. Как положительный факт следует отметить ощутимое увеличение поставок российских машин и оборудования (+28,7%). Однако относительно малые объемы продаж (330 млн. долл.) не могли существенно повлиять на общую картину.

В целом ситуацию с экспортом следует оценивать как трудную, но не катастрофическую. Россия – не исключение. Снижение объемов поставок на китайский рынок происходит в настоящее время почти у всех основных торговых партнеров Китая. Ряд стран, в товарной структуре экспорта которых значительное место принадлежит сырьевым товарам и промышленной продукции низкого передела, оказались даже в худшем, чем Россия, положении. Стоимостные показатели экспорта в Китай Австралии сократились на 29%, Бразилии – на 26,1%, Индонезии на 32,7%. Проблема заключается в том, что пока не просматриваются реальные перспективы начала восстановительного роста и с учетом сложного положения в китайской экономике есть риск, что "черная полоса" для экспорта может затянуться на довольно длительное время.

Гораздо сложнее складываются дела у китайских компаний, поставляющих свою продукцию на российский рынок. Ситуацию в этой сфере можно назвать одним словом – обвал. Китайский экспорт сокращался почти по всем позициям. Ввоз в Россию машин и оборудования упал на 40,8%, автомобилей – на 57,7%, обуви – на 34,4%, одежды – на 37,7% и т. д. Нет платежеспособного спроса. Правда, в апреле, когда курс рубля заметно укрепился, у китайских бизнесменов возникли слабые надежды, что дела могут потихоньку пойти на поправку. Однако эти надежды оказались недолгими. Ни в одну страну из числа основных торговых партнеров китайский экспорт не падал так сильно, как в Россию.

В середине текущего года впервые за много лет Россия потеряла привычное для себя место в первой десятке стран - главных торговых партнеров Китая, спустившись с 9 на 15 место. По объему товарооборота ее обошли не только партнеры по БРИКС - Индия и Бразилия, но и Вьетнам, Великобритания, Нидерланды. Ее доля во внешнеторговом обороте сократилась до 1,65% против 2,2% в конце первого полугодия 2014 года. Такое ослабление позиций России на китайском направлении является очень тревожным сигналом. По крайней мере, по двум причинам.

Во-первых, спад рано или поздно закончится и настанет время отвоевывать утраченные позиции. Именно отвоевывать, так как конкурентная борьба за долю на китайском рынке будет только обостряться, а сам он не будет расти так емко в сегменте традиционных товаров российского экспорта, как это было, скажем, десять лет назад. Большинство из наших основных конкурентов (Австралия, Индонезия) пользуются преференциальным режимом, так как имеют с Китаем соглашения о свободной торговле. У России этого конкурентного преимущества нет.

Во-вторых, спад во взаимной торговле и особенно очень резкое "сжатие" импорта из Китая вызывают разочарование партнеров в потенциале российского рынка. Это может очень негативно повлиять на перспективы инвестиционного сотрудничества с Китаем, "убить" и без того не слишком то сильный инвестиционный оптимизм возможных китайских инвесторов, особенно за рамками нефтегазового сектора.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });