ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Трансаэро: кредиторы, долги, два гендиректора

Финансовое пике "Трансаэро" еще далеко от завершения, но уже сейчас оно претендует на видное место в российской корпоративной истории

Трансаэро: кредиторы, долги, два гендиректора
Центральный офис "Трансаэро"
Фото: ТАСС, Антон Новодережкин

Москва. 30 октября. INTERFAX.RU - Финансовое пике "Трансаэро" еще далеко от завершения, но уже сейчас можно сказать, что оно займет видное место в российской корпоративной истории.

Пока совладельцы авиакомпании "Сибирь" пытаются договориться с акционерами "Трансаэро" о покупке контрольного пакета проблемного перевозчика, "Аэрофлот" продолжает считать себя операционным управляющим компании. В "Трансаэро" сложилось настоящее двоевластие: ставленник "Аэрофлота" Дмитрий Сапрыкин не признает назначение летчика "Трансаэро" Валерия Зайцева главой компании и продолжает выпускать приказы как гендиректор "Трансаэро". Банк МФК уже заявил, что ситуация вокруг "Трансаэро" является рейдерским захватом, но стратегия всех интересантов проста: сохранить за собой оставшиеся активы "Трансаэро", а также по возможности не получить в нагрузку ее огромный долг.

Лжедмитрий или Лжевалерий

Ситуация в "Трансаэро" продолжает накапливать вопросы, большая часть которых остается без ответов. Так, до сих пор непонятно, кто является гендиректором компании. "Трансаэро" 27 октября сообщила, что совет директоров авиакомпании на заочном заседании 23 октября принял решение освободить от должности гендиректора "Трансаэро" Дмитрия Сапрыкина. Его должность займет заместитель руководителя летного департамента Валерий Зайцев.

Однако в ЕГРЮЛ гендиректором по-прежнему числится Сапрыкин. И 26 октября, то есть уже после решения совета о назначении Зайцева, "Трансаэро" в лице Сапрыкина как гендиректора уведомила о намерении подать заявление о собственном банкротстве. И неопределенность с руководством ставит под сомнение легитимность такого заявления. В.Зайцев в пятницу на вопрос, планирует ли "Трансаэро" отозвать уведомление, ответил, что ему нужно посоветоваться с юристами.

Как сообщил в интервью "Интерфаксу" гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев, Сапрыкин не получал никаких юридически значимых документов о своей отставке. Глава "Аэрофлота" напомнил, что при назначении Сапрыкина в начале сентября на пост гендиректора был очный совет директоров "Трансаэро", на который председатель совета Ольга Плешакова пригласила ставленника "Аэрофлота". По поводу информации о назначении гендиректором "Трансаэро" Валерия Зайцева, глава "Аэрофлота" сказал, что "Зайцева нет еще в ЕГРЮЛе, мы его не видим в этой системе". Савельев подчеркнул, что Сапрыкин настаивает на необходимости убедительного подтверждения того, "что это заочное заседание совета легитимно".

Позже в пятницу в распоряжении "Интерфакса" оказался приказ за подписью Сапрыкина от 30 октября, в котором говорится, что он приостанавливает действие всех документов, изданных за подписью Зайцева. "Считать Зайцева В.Г. заместителем руководителя летного департамента (текущая должность)", - говорится в приказе. В это же время источник "Интерфакса" в группе "Аэрофлот" рассказал, что 30 октября компания направила транш в размере 500 млн руб. на зарплату сотрудникам "Трансаэро".

"Мы не понимаем ситуацию, кто 500 млн руб. аванса сотрудникам заплатит? Если Сапрыкин работает, заплатит "Аэрофлот", если Сапрыкин не работает - товарищ Филев (Владислав Филев, совладелец "Сибири", который планирует купить акции "Трансаэро" - ИФ), платите, вы же хотели", - говорил Савельев.

Тем не менее, в пятницу вечером председатель совета директоров "Трансаэро" в своем микроблоге Twitter сообщила, что "в соответствии с пунктом 11.4 Устава ОАО, полномочия Сапрыкина как гендиректора и председателя правления прекращены советом директоров. На эти должности назначен В.Зайцев".

Понять и простить

Владислав Филев, который обещает купить не менее 51% акций "Трансаэро", в пятницу на встрече с кредиторами авиаперевозчика сказал, что ему очень интересно заняться "новой темой".

"Просидев 18 лет на одном месте, мне стало немного скучно, я с удовольствием позанимаюсь новой темой. Давайте сделаем что-нибудь вместе, давайте попробуем хоть раз что-нибудь толковое сделать в авиации", - сказал он, выступая перед кредиторами.

При этом он подчеркнул, что сейчас не может дать четкие обещания, когда и сколько "Трансаэро" сможет вернуть кредиторам. "Очень рано давать там какие-то обязательства и все-таки, если мы договоримся, нужно чтобы у нас было одно окошко по отношению к кредиторам, чтобы вы меня не терзали - какие будут планы", - сказал Филев.

Зайцев, выступая перед кредиторами, попросил их набраться терпения и дождаться "прозрачного и четкого предложения". Чуть ранее, перед этой встречей, компания распространила сообщение среди кредиторов, что возможно, предложит им списать часть долга "Трансаэро".

"Учитывая исключительно высокие объемы задолженности и сложность ситуации (в компании - ИФ), данное предложение, вероятно, будет предполагать частичное списание долга, а также конвертацию долга в акции авиакомпании с положительным денежным потоком и гарантированной доходностью", - говорилось в письме Зайцева.

Глава банка "Международный финансовый клуб" (МФК) Оксана Лифар на встрече кредиторов назвала ситуацию с авиакомпанией рейдерским захватом. "Что касается частных банков, нам надо идти к акционерам. Для акционеров (складывается - ИФ) следующим образом: из-за рейдерского захвата из их кармана просто вырывают деньги - назову вещи своими именами. Акционер банка МФК (основным владельцем банка является Михаил Прохоров - ИФ) считает ровно так же", - заявила она.

"Коллеги, я призываю вас внимательно подумать насчет того, как мы дальше вместе будем действовать. Надеюсь на то, что мы придем к какому-то взаимопониманию. Банкротство компании - это вряд ли для кого-то хорошо, кроме авиакомпании - крупнейшего конкурента. Тем более, нехорошо это для банков", - считает О.Лифар.

По ее словам, при реструктуризации задолженности нужно учитывать желания и интересы всех кредиторов, но также нужно понимать, что "думает каждый кредитор, в каком состоянии находится каждый кредитор, что движет каждым кредитором". Она отметила, что МФК подготовил базовую модель спасения "Трансаэро", которая предполагает возобновление полетов в конце 2016 г., оптимизацию маршрутной сети, а также сокращение парка воздушных судов и доведение его до 56-60 самолетов.

"У нас с вами есть год, чтобы понять, как можно реструктуризировать задолженность компании, куда двигаться дальше", - сказала она.

При этом О.Лифар сообщила, что банк готов вкладываться в "Трансаэро". "Деньги у банка есть, эти 30 млрд руб. (ранее говорили, что такая сумма потребуется для нового запуска работы "Трансаэро" - ИФ) не нужно вкладывать единовременно, нужно вкладывать в течение какого-то периода. Но для того, чтобы дать эти вложения, банки-кредиторы, безусловно, хотели бы убедиться в том, что государство по данной компании не "кинет" в очередной раз. Банк МФК готов дать денег сколько угодно, банк не бедный, в том числе, благодаря своим акционерам, но мы хотим убедиться, что государство больше не будет ставить палки в колеса", - сказала она.

На встрече с кредиторами было озвучено, что консультантом по реструктуризации долгов "Трансаэро" может стать Райффайзенбанк. Как сообщил "Интерфаксу" источник в банковских кругах, переговоры по этому поводу кредитная организация ведет с Филевым. "Пока не решено, будет ли Райффайзенбанк консультантом по общей реструктуризации, решение планируется принять на следующей неделе", - сказал собеседник агентства.

После встречи банки поделились с "Интерфаксом" своими впечатлениями. Один из двух крупнейших кредиторов авиакомпании, ВТБ заявил, что не услышал конкретных предложений по урегулированию долга.

"Представитель ВТБ присутствовал на сегодняшней встрече кредиторов с руководством компании "Трансаэро". Однако говорить о каких-либо ее результатах пока преждевременно. На встрече не было сформулировано конкретных предложений по урегулированию задолженности компании. Мы по-прежнему открыты к любым конструктивным предложениям, которые сделают возможным возвращение всех долгов авиакомпании", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе банка.

Вместе с тем, ряд частных банков-кредиторов, напротив, оценили результаты встречи, как "позитивные". "Мы положительно оцениваем сегодняшнюю встречу. И видим заинтересованность в спасении "Трансаэро" не только со стороны банков-кредиторов", - заявил председатель правления Абсолют банка (MOEX: ABSB) Андрей Дегтярев. Той же позиции придерживается банк МФК. "Все основные кредиторы, включая госбанки, откликнулись на предложение "Трансаэро" о встрече, и это очень позитивный сигнал. Сегодня произошло главное - положено начало конструктивному диалогу", - отметил представитель банка.

Впрочем, не все банки верят в счастливый конец истории с "Трансаэро". Подавшие на прошлой неделе иски о банкротстве авиаперевозчика Сбербанк и Альфа-банк не планируют отзывать свои заявления. Как ранее говорили "Интерфаксу" в Сбербанке, банк не получал предложений по реструктуризации долга "Трансаэро" и намерен продолжить процесс банкротства авиакомпании. Глава Сбербанка Герман Греф ранее оценил общий долг авиаперевозчика перед кредиторами на 1 июня в 250 млрд руб.

Когда воскрешение?

Полетная 25-летняя история "Трансаэро" закончилась в понедельник, 27 октября, когда сертификат эксплуатанта приказом Росавиации был аннулирован. Пассажиров "Трансаэро" с билетами до 15 декабря включительно пообещал перевезти "Аэрофлот". При этом крупнейший авиаперевозчик страны был щедро вознагражден Минтрансом, который передал "Аэрофлоту" 56 международных направлений "Трансаэро".

В.Зайцев в пятницу заявил, что руководство авиакомпании не видело акт проверки Росавиации, по которому аннулировали сертификат. Как бы то ни было, без сертификата эксплуатанта компания летать не может, однако Филев надеется, что "Трансаэро" через полгода восстановит операционную деятельность. "С моей точки зрения, мы сможем восстановить в каком-то виде операционную деятельность компании именно за полгода, то есть через полгода у компании будет вполне приличного размера действительный cash. Вот это я с высокой долей вероятности вам скажу. Может быть, это будет не та компания, которая сегодня находится в этой ситуации, а допустим, ее дочерняя компания", - заявил он.

Более пессимистичный настрой у Лифар, которая считает, что "Трансаэро" в ближайший год не полетит. "Компания в ближайший год точно не возобновит полеты по той простой причине, что, во-первых, ее маршрутная сеть передана и сертификат эксплуатанта отозван. Маршрутная сеть передана на год в соответствии с решением Минтранса", - сказал Лифар на встрече кредиторов. Таким образом, у клуба кредиторов есть год для того, "чтобы понять, как можно реструктурировать задолженность компании и в каком направлении двигаться".

Впрочем, ранее глава Росавиации Александр Нерадько заявлял, что "Трансаэро" может рассчитывать не на возобновление сертификата, а на прохождение заново процедуры сертификации. На процедуру сертификации необходимо не менее 70 дней, а для положительного прохождения всего процесса авиакомпания должна предъявить документы, свидетельствующие о том, что авиаперевозчик без доходов может осуществлять операционную деятельность в течение трех месяцев.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });